Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36
Педагог должен развивать зрительное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, а также произведений живописи, развить зрительную память, цветоощущение, научить живописными средствами передавать форму предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой. Также познакомить обучаемых с теоретическими основами живописи: с основами цветоведения, воздушной перспективой, технологией живописи, раскрыть эстетическую сущность реалистической живописи. Научить делать теоретический анализ живописных произведений художников, академических работ обучаемых педагогического техникума, рисунков школьников, оценивать живописные работы с точки зрения грамотности исполнения, овладения необходимыми практическими приемами и т.д.
Работа студентов не должна проходить только в стенах учебного заведения, большая роль должна отводиться внеклассной и самостоятельной работе студентов.
IV. Методические рекомендации для студентов
Для усвоения пройденного материала недостаточно лекций, которые даются преподавателем на занятии, поэтому необходимо самостоятельное обучение. В самостоятельное обучение должно входить: работа с книгами и самостоятельная практическая работа, отражающая те знания которые студент получил на аудиторных занятиях. При работе дома с литературой желательно обратить внимание на такие источники как:
1.Беда, Г.В. Живопись[Текст] /Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 156с.:ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу [Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
4.Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст] /О.Л. Голубева – М.: Изобразительное искусство, 2001.- 120 с.: ил.
5.Никодеми Г.Б. Техника живописи [Текст] /Г.Б. Никодеми – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 144с.:ил.
Задания для самостоятельной работы.
1.Выполнить этюд букета на пленере, ф. А3
2.Эскизы из геометрических
3. Этюд натюрморта из фруктов и цветов, ф.А3
4. Выполнить этюд головы человека (гризайль), А3
5. Выполнить этюд головы человека (в цвете), А3
6. Выполнить 2 натюрморта из бытовых предметов, А3
7. Выполнить краткосрочный этюд фигуры человека, А3
8. Выполнить этюд натюрморта из бытовых предметов разных по форме и текстуре, А2
9. Сделать копию головы с работы мастера, А3
10. Выполнить этюд натюрморта с дичью. А2
11.Выполнить два этюда натюрморта в интерьере. А3
12. Выполнять этюд головы человека. А3
Планы практических занятий
Практическое занятие №1 (2часа).
Тема: Гипсовые геометрические тела и розетки.
Цель: Познакомить студентов
с особенностями изображения ра
Задание: выполнить эскизы групп геометрических тел на формате А-4.
Этапность:
1.Изучение наглядного материала то теме.
2.Карандашная зарисовка.
3.Выполнение работы в цвете.
Материалы:
Для преподователя: план конспект, иллюстративный наглядный материал.
Для студентов: бумага, кисти, краски (акварель, гуашь).
Литература:
Основная:
1. Вильясало П.М. Как писать натюрморт, пер. с англ. Траскин В. [Текст] / П.М. Вильясало. - Москва, 2000
2.Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог. Школа: Книга для учителя [Текст] /А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984. – 164с.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
4.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом [Текст] / А.С. Пучков, А.В. Триселев – М.: Просвещение, 1982.
5.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
6.Перепелкина, Г.П. Искусство смотреть и видеть [Текст] /Г.П. Перепелкина – М.: Просвещение, 1982. – 223с.:ил.
7. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте [Текст] / Г. Выборнова - Художник, 1984.
Дополнительная:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
Практическое занятие №2(2 часа).
Тема: Предметы быта в натюрморте.
Цель: Закрепить знания по изучению конструктивного строения форм и объема.
Задание: выполнить этюд пейзажа из предметов быта, близких по форме к геометрическим телам.
Этапность:
1.Изучение наглядного материала то теме.
2.Карандашная зарисовка.
3.Выполнение работы в цвете.
Материалы:
Для учителя: план конспект, иллюстративный наглядный материал.
Для студентов: бумага, кисти, краски (акварель, гуашь).
Литература:
Основная:
1. Вильясало П.М. Как писать натюрморт, пер. с англ. Траскин В. [Текст] / П.М. Вильясало. - Москва, 2000
2.Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог. Школа: Книга для учителя [Текст] /А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984. – 164с.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
4.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом [Текст] / А.С. Пучков, А.В. Триселев – М.: Просвещение, 1982.
5.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
6.Перепелкина, Г.П.
Искусство смотреть и видеть [
7. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте [Текст] / Г. Выборнова - Художник, 1984.
Дополнительная:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
Практическое занятие №3(2часа)
Тема: Дичь в натюрморте.
Цель: Познакомить студентов со всевозможными видами дичи.
Задание: выполнить эскиз натюрморта в дичью.
Этапность:
1.Изучение наглядного материала то теме.
2.Карандашная зарисовка.
3.Выполнение работы в цвете.
Материалы:
Для учителя: план конспект, иллюстративный наглядный материал.
Для студентов: бумага, кисти, краски (акварель, гуашь).
Литература:
Основная:
1. Вильясало П.М. Как писать натюрморт, пер. с англ. Траскин В. [Текст] / П.М. Вильясало. - Москва, 2000
2.Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог. Школа: Книга для учителя [Текст] /А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984. – 164с.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
4.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом [Текст] / А.С. Пучков, А.В. Триселев – М.: Просвещение, 1982.
5.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
6.Перепелкина, Г.П.
Искусство смотреть и видеть [
7. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте [Текст] / Г. Выборнова - Художник, 1984.
Дополнительная:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980.142с.
Практическая работа №4 (2 часа).
Тема: Натюрморт в интерьере.
Цель: Закрепить глубинно-
Задание: выполнить эскиз на темы: «Метаморфозы», «Натюрморт, как я его вижу», «Натюрморт на залитом солнцем окне»
Этапность:
1.Изучение наглядного материала то теме.
2.Карандашная зарисовка.
3.Выполнение работы в цвете.
Материалы:
Для учителя: план конспект, иллюстративный наглядный материал.
Для студентов: бумага, кисти, краски (акварель, гуашь).
Литература:
Основная:
1.Аксенов, Ю.Г. Рисунок и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство, 1963. - 245с.: ил.
2.Беда, Г.В. Живопись[Текст] /Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 156с.:ил.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
4.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу/[Текст] Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
5.Никодеми Г.Б. Техника живописи[Текст] /Г.Б. Никодеми – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 144с.:ил.
6.Сокольникова Н.М. Основы живописи[Текст] /Н.М.Сокольникова. - Обнинск:Титул,2001.213с.:ил.
7.Стасевич, В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. [Текст] /В.Н. Стасевич – М.: Просвещение, 1978. – 176с.:ил.
Дополнительная:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
4.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания: учеб, пособие для студ. педагогических вузов[Текст] /Н.М.Сокольникова. – М.: Академия, 1999. – 237с.
Программа подготовлена
в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования
по специальности«Живопись».
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждении СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов
Творческое рисование ведется на основе уже приобретенных знаний и навыков.
Навыки - это автоматизированные способы выполнения действий. Автоматизированность приемов работы обеспечивает творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом. Часто творческая деятельность затрудняется из-за отсутствия навыков.
Можно говорить об определенных уровнях овладения навыком. Сначала учащиеся знакомятся с приемами выполнения действий, осознают каждый его элемент, сознательно переходят от одного элемента к другому, медленно выполняют каждый элемент, могут допускать много ненужных операций или движений, их внимание очень напряженно, контроль за результатом ослаблен.
Проблема нашей опытно – экспериментальной работы состояла в оценке динамики развития уровня сформированности композиционных навыков студентов в процессе работы над живописным натюрмортом.
Объектом экспериментального исследования являлась учебно-творческая деятельность студентов на занятиях по живописи.
Предметом – формирование композиционных навыков в процессе работы над натюрмортом.
Экспериментальная работа
разработана для студентов «………
Учащимся предлагалось выполнить этюд натюрморта.
Задачи:
- выявление степени
сформированности
- определение фактического
уровня художественно –
Из приготовленных различных материалов учащиеся должны были выбрать наиболее подходящие для реализации своего замысла.
После целенаправленного восприятия предложенных тем и предметов, несущих в себе ярко выраженное тематическое содержание, обстоятельно описать словами замысел будущего рисунка, в обязательном порядке выполнить ряд эскизов с целью выявления оптимального варианта композиции, наиболее полно раскрывающего сложившийся образ постановки, самостоятельно выполнить этюд на формате.
Критерии оценки: 5 баллов
– высокая степень