Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36
Уметь:
- правильно передавать
в живописной работе пропорции,
- выразительно и грамотно изображать предметы с натуры, передавать настроение и фактуры;
- создавать методический фонд, включающий литературы по живописи, наглядные пособия, иллюстрации.
Владеть:
- знаниями и навыками
методов, приемов и
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
160 |
Лекции |
4 |
Практические занятия |
156 |
Лабораторные занятия |
- |
Самостоятельная работа |
52 |
Общая трудоемкость |
212 |
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр |
Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен) |
5 семестр |
Зачет. |
6 семестр |
Экзамен |
5.Содержание дисциплины
№ |
Разделы |
Лекции Трудоемкость (час) |
Практические занятия Трудоемкость (час) |
Лабораторная работа Трудоемкость (час) |
1 |
Букет из цветов. |
- |
4 |
- |
2 |
Композиция натюрморта |
2 |
8 |
- |
3 |
Натюрморт из предметов быта, простых по форме и ясных по цвету (гризайль) |
2 |
6 |
- |
4 |
Натюрморт в теплой гамме с чучелом птицы |
- |
12 |
- |
5 |
Натюрморт с гипсовой розеткой. |
- |
8 |
- |
6 |
Этюд головы пожилого человека с характерными анатомическими особенностями (гризайль) |
- |
8 |
- |
7 |
Экскурсия в музей |
- |
4 |
- |
8 |
Этюд стоящей фигуры человека |
- |
2 |
- |
Итоговая контрольная работа. |
- |
2 |
||
9 |
Натюрморт в интерьере |
- |
20 |
- |
10 |
Красочные этюды головы |
- |
8 |
- |
11 |
Женский портрет |
- |
18 |
- |
12 |
Экскурсия в музей |
- |
4 |
- |
13 |
Этюд сидящей женщины |
- |
20 |
- |
14 |
Погрудный портрет |
- |
24 |
- |
Экзамен. «Натюрморт» (масло). |
8 |
№ |
Разделы |
Лекции Трудоемкость (час) |
Практические занятия Трудоемкость (час) |
Лабораторная работа Трудоемкость (час) |
1 |
Букет из цветов. -Этюд букета цветов на нейтральном фоне. |
- |
4 |
- |
2 |
Композиция натюрморта -Особенности образов натюрморта, характер натюрмортной группы. -Композиция – ее закономерности и средства. - Гипсовые геометрические тела и розетки. - Предметы быта. - Дичь в натюрморте. - Натюрморт в интерьере. |
1
1
- - - - |
2 2 2 2 |
- -
- - - - |
3 |
Натюрморт из предметов быта, простых по форме и ясных по цвету (гризайль). -знакомство с техникой масляной живописи -Натюрморт из предметов быта (гризайль, масло) |
2
- |
-
6 |
-
- |
4 |
Натюрморт в теплой гамме с чучелом птицы. -Натюрморт с чучелом утки. |
- |
12 |
- |
5 |
Натюрморт с гипсовой розеткой. -Натюрморт с гипсовой розеткой |
- |
8 |
- |
6 |
Этюд головы пожилого человека с характерными анатомическими особенностями (гризайль). -Этюд головы пожилого человека (гризайль) |
- |
8 |
- |
7 |
Экскурсия в музей |
- |
4 |
- |
8 |
Этюд стоящей фигуры человека. - Этюд стоящей фигуры человека |
- |
2 |
- |
Итоговая контрольная работа. |
- |
2 |
- | |
9 |
Натюрморт в интерьере. -композиционное решение натюрморта. |
- |
20 |
- |
10 |
Красочные этюды головы. -Этюд головы |
- |
8 |
- |
11 |
Женский портрет. - Женский портрет |
- |
18 |
- |
12 |
Экскурсия в музей |
- |
4 |
- |
13 |
Этюд сидящей женщины. - Этюд сидящей женщины в интерьере |
- |
20 |
- |
14 |
Погрудный портрет. - Погрудный портрет |
- |
24 |
- |
Экзамен. «Натюрморт» (масло). |
8 |
5.1 Содержание разделов дисциплины
Раздел |
Содержание учебного материала | |
1 |
Этюд букета цветов на нейтральном фоне |
Особенности передачи объемной формы букета цветовыми средствами с учетом более детальной проработки на переднем плане и мягким решением деталей на дальних планах. Взаимосвязь между ахроматическим фоном и насыщенным по цвету букетом |
2 |
Композиция натюрморта |
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление. Гипсовые геометрические тела и розетки. Предметы быта. Дичь в натюрморте. Натюрморт в интерьере. |
3 |
Натюрморт из предметов быта, простых по форме и ясных по цвету (гризайль) |
Знакомство с техникой масляной живописи. Выполнение предварительного рисунка. Особенности выполнения подмалевка. Значение подмалевка. Тональное и цветовое решение, оптимальность композиции, равновесие, пропорции. Передача объема формы предметов живописными средствами. |
4 |
Натюрморт в теплой гамме с чучелом птицы |
Одновременный и последовательный контраст цветов и его применение в живописи. Выполнение подмалевка. Четкое различие форм и текстур. Передача настроения. |
5 |
Натюрморт с гипсовой розеткой |
Пространственно-перспективные свойства цвета (теплые на переднем плане, холодные на дальних). Способность темных предметов при удалении в пространстве к осветлению, а светлых к потемнению. Поиск композиционного решения натюрморта. Первая прописка-лепка больших отношений, формы и организация плоскости. Следующий этап – работа по частям, цветовая и тональная согласованность отдельных предметов и частей с целым. |
6 |
Этюд головы пожилого человека с характерными анатомическими особенностями (гризайль) |
Анализ формы головы: анатомическое строение. Особенности выполнения предварительного рисунка. Технология передачи больших тональных отношений (отношения освещенной части головы к фону и отношения теневой части к фону). Нахождение самых светлых и темных пятен всей системы тональных отношений. Лепка головы большими плоскостями, опуская мелкие детали. |
7 |
Экскурсия в музей |
Раскрытие эстетической сущности различных направлений живописи. Умение делать теоретический анализ живописных произведений художников. Развитие зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности. |
8 |
Этюд стоящей фигуры человека |
Развитие широкого видения и эмоционального восприятия натуры. Компоновка изображения на листе при соблюдении пропорций. |
Итоговая контрольная работа. |
||
9 |
Натюрморт в интерьере |
Проблема решения глубокого пространства. Предметы объединены общим цветовым тоном и увязаны с окружающим пространством, как бы погружены в него. |
10 |
Красочные этюды головы |
Цель краткосрочных этюдов – достижение живописного раскрепощения, свободы движения кистью, живописно-эмоционального восприятия натуры. |
11 |
Женский портрет |
Поиски выразительной композиции, общая организация холста. Лепка деталей с учетом большой формы, больших отношений. |
12 |
Экскурсия в музей |
Раскрытие эстетической сущности различных направлений живописи. Умение делать теоретический анализ живописных произведений художников. Развитие зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности. |
13 |
Этюд сидящей женщины на фоне неглубокого интерьера |
Выполнение предварительного рисунка с учетом анатомического строения. Подмалевок, передача верных тональных и цветовых отношений. |
14 |
Погрудный портрет. |
Закрепление навыков и умений в работе над живописью фигуры. Придерживаться последовательности: выбор точки зрения, выполнение рисунка, подмалевка, передача общего освещения |
Экзамен. «Натюрморт» (масло) |
Цель проведения экзамена: Проверить у будущих учителей изобразительного искусства творческую инициативу, изобразительные способности. Порядок выполнения работы, технология масляной живописи. Цветоощущение, умение живописными средствами передавать форму предметов, их взаимосвязь с окружающей средой, передавать сходство, характер, цвет и композиционное построение. |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1 Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Беда, Г.В. Живопись. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ Г.В. Беда. - М: Просвещение, 1986
2. Выборнова, Г. Роль освещения в натюрморте. [Текст]/ Г. Выборнова. - Художник, 1984.
3.Миронова, Л. Н. Цветоведение [Текст] /Л. Н. Миронова. — Mинск: Вышэйшая школа, 1984.
4.Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве[Текст] / Л. Н. Миронова. — Mинск, Беларусь, 2002
5. Евтых, С. Щ. Живопись натюрморта. [Текст] / С.Щ. Евтых. - Оренбург, 2003
6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Уч.пособие для студентов пед.вузов. [Текст] / Н. М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
5.Малевич, К. С. Черный квадрат [Текст] / К. С. Малевич. — С.-Пб.: Азбука, 2001
Интернет-ресурсы:
www.creativnost.ru/ver/137/
bibliotekar.ru/isk/28.htm
www.artgorod.ru/news.php
www.stihi-rus.ru/1/br/41.htm
www.specialist.ru›Программа курса: Основы
ru.wikipedia.org/wiki/
7.Материально- техническое обеспечение дисциплины.
Для обеспечения данной дисциплины имеются:
- наглядные пособия;
- репродукции;
- мольберты;
8. Содержание текущего и итогового контроля
8.1 Текущий контроль
Практические работы:
1.Тематическая композиция натюрморта.
2. Натюрморт из предметов быта.
3. Натюрморт с чучелом птицы.
4. Натюрморт в интерьере
5. Женский портрет
6. Погрудный портрет
8.2. Итоговый контроль
Формы контроля:
Зачет - в виде теста или контрольной работы;
Экзамен - выполнение итоговой творческой работы
Вопросы к зачету
Критерии оценки
Оценка «Отлично» - правильность ответов на 90-100%;
Оценка «Хорошо» - правильность ответов на 90-60%;
Оценка «Удовлетворительно» - правильность ответов должна составлять 60-30%;
Оценка «Неудовлетворительно» - ставится если правильность ответов составляет менее 30%.
Зачет предполагает получение оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Незачет - «неудовлетворительно».
Темы для экзамена.
1. Натюрморт с гипсовой розеткой.
2. Натюрморт из предметов быта.
3. Натюрморт в интерьере.
Критерии оценки
Оценка «Отлично»- соблюдение порядка, поэтапности выполнения технологии масляной живописи. Правильность передачи форм предметов, взаимосвязь с окружающей средой, использование приемов световоздушной перспективы, характер, цвет и композиционное построение.
Оценка «Хорошо» - соблюдение порядка, поэтапности выполнения технологии масляной живописи. Достаточно правильная передача форм предметов, присутствие их взаимосвязи с окружающей средой, использование приемов световоздушной перспективы. Но имеются небольшие погрешности в передаче сходства, характера, цвета и композиционного построения.
Оценка «Удовлетворительно» - низкий уровень качества работы, не соблюдение порядка, поэтапности. Недостаточно правильная передача форм предметов. Также имеются погрешности в передаче сходства, характера, цвета предметов.
Оценка «Неудовлетворительно» - не выполнение всех выше перечисленных требований.
III. Методические рекомендации для преподавателей
Дисциплина «Живопись» занимает важное место в формировании художественной культуры студентов.
На занятиях по живописи при выполнении живописного натюрморта происходит знакомство с «основными проблемами колористического решения живописного произведения и законами цветовой композиции, с вопросами трактовки формы, а также с изменением локального цвета предметов под влиянием световоздушной среды, с проблемами передачи пространства. Комплексное освоение перечисленных проблем является основой для овладения высокой живописной культурой, что способствует успешному выполнению в дальнейшем специальных живописных задач»
Большое значение имеет знакомство с основами композиции, ее закономерностями и средствами создания гармоничной композиции произведения. В живописи очень важно смысловое значение произведения, «душа картины» ,т.е. художественный образ произведения. Так же живопись не может обойтись без знаний световоздушной перспективы, пластической анатомии человека и многих других дисциплин. Поэтому предмет живописи очень сложный и трудоемкий процесс требующий серьезного отношения и подхода.