Методика преподавания предмета "живопись" на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Курсовая для нета.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Список используемых ресурсов

1. Беда, Г.В. Живопись. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. [Текст]/ Г.В. Беда. - М: Просвещение, 1986

2. Выборнова, Г. Роль освещения в натюрморте. [Текст]/ Г. Выборнова. - Художник, 1984.

3.Миронова, Л. Н. Цветоведение [Текст] /Л. Н. Миронова. — Mинск: Вышэйшая школа, 1984.

4.Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве[Текст] / Л. Н. Миронова. — Mинск, Беларусь, 2002

5. Евтых, С. Щ. Живопись натюрморта. [Текст] / С.Щ. Евтых. - Оренбург, 2003

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Уч.пособие для студентов пед.вузов. [Текст] / Н. М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999 г.

7.Никодеми Г. Б. Техника живописи. [Текст] / Г.Б. Никодеми. - М.: 2002.

8.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. [Текст] / А.С. Пучков,  А.В. Триселев - М.: Просвещение,1982

9.Сокольников А. П. Краткий словарь художественных терминов. [Текст] / А. П. Сокольников - М.: Арт Родник, 2004

10.Кандинский, В. О духовном в искусстве [Текст] /В.  Кандинский. -Л. 1990

11.Малевич, К. С. Черный квадрат [Текст]  / К. С. Малевич. — С.-Пб.: Азбука, 2001

12.Беда, Г.В. Живопись[Текст] /Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 156с.:ил.

13.Браун, Д. Учитесь  рисовать перспективу [Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).

14.Виноградова Г.Уроки  рисования с натуры [Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.

15.Голубева, О.Л. Основы  композиции [Текст] /О.Л. Голубева – М.: Изобразительное искусство, 2001.- 120 с.: ил.

16.Никодеми Г.Б. Техника  живописи [Текст] /Г.Б. Никодеми – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 144с.:ил.

17.Аксенов, Ю.Г. Рисунок  и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство, 1963. - 245с.: ил.

19.Беда, Г.В. Основы  изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.

20.Сокольникова Н.М.  Основы живописи[Текст] /Н.М.Сокольникова. -  Обнинск:Титул,2001.213с.:ил.

21.Браун, Д. Учитесь  рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).

22.Виноградова Г.Уроки  рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.

Интернет-ресурсы:

www.creativnost.ru/ver/137/

bibliotekar.ru/isk/28.htm

www.artgorod.ru/news.php

www.stihi-rus.ru/1/br/41.htm

www.specialist.ru›Программа  курса: Основы

ru.wikipedia.org/wiki/Натюрморт

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Министерство образования  и науки РФ.

ФГБОУ ВПО  «…………… государственный педагогический институт».

…………………………….. факультет.

 Кафедра теории и методики изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения урока 

По дисциплине «Живопись»

В «……………….. педагогическом колледже».

 

В …….. группе

Студентки IV курса …. группы

………………………………….. факультета

 

 

 

 

 

                                              Дата утверждения:

                                           Дата проведения:

                           Оценка:

 

 

 

г. ……………. 2012

Тема: Познание окружающей действительности - основа изобразительной деятельности человека.

Цель: Познакомить студентов с жанром натюрморт.

Задачи:

-Приобщать к творчеству, дать понятие о натюрморте – как жанре изобразительного искусства.

-Развивать творческое воображение студентов, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.

-Воспитывать интерес и любовь к искусству; воспитывать внимательность и усидчивость.

Тип урока: комбинированный.

Структура:

1.Организационный момент.(2 мин.)

2.Сообщение нового материала.(40 мин.)

3.Домашнее задание.(3 мин.)

Итого: 45 минут.

Методы: сообщение нового материала, беседа, показ репродукций.

Оборудование: план конспект, мел, доска, иллюстративный наглядный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

@Здравствуйте, тихо садитесь. На этом уроке мы поговорим с вами об отношении художника к неодушевленному миру.

Искусство натюрморта имеет  свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт  вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько  веков назад, сопережить в месте  с мастером особо любимые им  мотивы.

В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.

! Натюрморт (от французского nature morte) - «мертвая природа». Обозначает изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.

@Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

 В чем же состоит  отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей? В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого. Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний.

! Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII в. Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах.

! Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в., где он достиг своего наивысшего расцвета в творчестве таких художников, как П. Клас, Г. Виллем, А. Бейерен, И. Фейт, произведения которых украшают многие крупнейшие музеи мира. Творчество этих мастеров развивалось под благотворительным влиянием искусства эпохи Возрождения.

! Разрабатываемые в голландском искусстве художественные принципы во многом предопредели дальнейшее развитие натюрморта. Его основными качествами были: реализм, тонкость наблюдения жизни, умение подметить и передать эстетическую ценность.

Для создания своих произведений художники избирали предметы, используемые в повседневном быту, однако составляли их с большим вкусом, стремясь достичь  гармонии и изящества всей группы.

@Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.

! Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности.

@Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде.

!Главное выразительное средство живописи - цвет. @Живопись оттенками одного цвета, например гризайль, употребляется редко. Обычно художник стремится воплотить образы во всём их красочном богатстве. Цвет придаёт произведениям живописи особую, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, жизненность, делает изображение полнокровным и убедительным. !Художественно - эстетическим претворением красочного многообразия мира является колорит - система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определённое единство. Колорит - одно из важнейших средств эмоциональной выразительности художественного образа в живописи. По характеру цветовых сочетаний он может быть спокойным или напряжённым, тёплым или холодным. Колорит зависит также от степени насыщенности и силы цвета. Он может быть ярким, приглушённым, сдержанным, блёклым и т. д.[5]

@Для живописи нового времени характерно стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, объёма. В ней широко используется тон (понимаемый не только как качество цвета, благодаря которому один цвет отличается от другого, например красный от синего, но и как общий светотеневой или цветовой строй произведения), который может быть тёплым или холодным, серебристым, золотистым и т. д.

Интерес к световоздушной среде, обволакивающей предметы, привёл к появлению валёрной живописи. !Валёр - это оттенок тона, во взаимосвязи с другими оттенками выражающий определённое соотношение света и тени и позволяющий тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде.

Понятие прекрасного  в натюрморте стало разнообразнее; художник видит богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного. Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.

Большое место натюрморт  занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в его натюрмортах  наделен большой эмоциональной выразительностью. &

Радость непосредственного  общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает  особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В  работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Всем спасибо до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка  преподавателя к уроку:

Подбор и анализ литературных источников, составление плана конспекта, написание конспекта, составление  иллюстраций.

Литература  для преподавателя:

1.Аксенов, Ю.Г. Рисунок и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство, 1963. - 245с.: ил.

2.Волков Н.Н. Цвет  в живописи[Текст] /Н.Н.Волков. - М.: Просвещение, 1984. – 234с.:ил.

3. Виноградова Г.Уроки рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.

Литература  для студентов:

1.Браун, Д. Учитесь  рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).

2.Виноградова Г.Уроки  рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.

3.Сокольникова Н.М.  Изобразительное искусство и методика его преподавания[Текст]:учеб, пособие для студ.Педагогических вузов/Н.М.Сокольникова. – М.: Академия, 1999. – 237с.

Условные обозначения:

@ - учитель.

! – записать в тетрадь.

& - показ иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Композиционные особенности.

Цель: Познакомить студентов с законами и средствами композиции.

Задачи:

 -Приобщать к творчеству, дать понятие о художественном образе и композиции.

-Развивать композиционные умения, навыки, творческое воображение студентов, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.

-Воспитывать интерес и любовь к искусству; внимательность и усидчивость.

Тип урока: комбинированный.

Структура:

1.Организационный момент.(2 мин.)

2.Сообщение нового материала.(40 мин.)

3.Домашнее задание.(3 мин.)

Итого: 45 минут.

Методы: сообщение нового материала, беседа, показ репродукций.

Оборудование: план конспект, мел, доска, иллюстративный наглядный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

@Здравствуйте, тихо садитесь. На этом уроке мы поговорим с вами о композиции, ее закономерностях и средствах гармонизации.

Установить должный  порядок – гармонию, в рисунке, живописи помогает композиция. Так, рисующий, приступая к изображению любого объекта, должен установить величинную связь между листом бумаги и рисунком, а для этого необходимо знать законы и правила композиции.

Но произведение будет  представлять художественную ценность только в том случае, если оно  создано по законам гармонии и  несет в себе художественный образ.

Информация о работе Методика преподавания предмета "живопись" на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования