Методика преподавания предмета "живопись" на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Курсовая для нета.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

!Художественный образ – это выражение творцом своего «я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ творец получает возможность создания яркого эмоционально выразительного произведения.

Создавая произведения искусства, то есть гармонию, необходимо выполнять два ее условия: первое – равновесие, второе – единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой.

Ставя задачу организаций  гармоничной композиции из не которого количества элементов, необходимо, чтобы  она была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем соподчинения. @Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, обратите внимание на организацию композиционного центра, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку.

!Большую роль в создании композиции, отвечающей законам гармонии, играют средства гармонии. К ним относятся ритм, контраст, нюанс, пропорции, масштаб, симметрия и асимметрия.

Повтор и чередование  фигур называют ритмом. Ритм возникает  в результате взаимодействия ритмических  элементов – акцентов и интервалов. Акцент – это повторяющаяся фигура, цветовое пятно или пластическая форма. Интервал – это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с интервалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала.

Симметрична фигура, если части, ее составляющие, будут равными  и однообразно расположенными. @Равенство можно установить совмещением фигур при простом наложении или путем зеркального отражения. Одинаковое расположение фигур устанавливается тогда, когда с помощью поворотов, отражений или переносов они совмещаются сами с собой или преобразуются друг в друга. Повороты осуществляются вращением фигуры вокруг линии, называемой осью симметрии. Отражения предполагают повороты в так называемой плоскости симметрии, делящей фигуру на зеркально равные части. Переносы производят с помощью отражений и поворотов вдоль прямой линии, называемой осью переноса.&

!Асимметрия. Если в предмете отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. @Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих, какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь.&

!Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета – на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.&

!Нюанс. Контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете – содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.&

@Обратим внимание на одно из важнейших средств гармонизации – пропорции (связи частей и целого). Продолжая тему единства целостного произведения, мы утверждаем, что пропорции и есть именно то средство, в основе которого заложена идея соотношения целого и составляющих это целое частей. !Под пропорцией понимается отношение частей целого между собой и этим целым. @Выбор и использование такого средства гармонизации, как пропорции, позволяет художнику создавать произведение, максимально отвечающее законам гармонии и эстетическим потребностям человека. Однако необходимо отметить, что освоение такого средства гармонизации композиции, как пропорции, требует от обучаемого аналитического мышления, развития логики, элементарной математической грамотности, а также большой скрупулезности в работе.&

!Масштаб достигается грамотным применением систем пропорционирования. Расчленяя форму на отдельные детали, можно тем самым добиться нужного масштаба. Масштабность произведения не определяется абсолютной величиной. Небольшое по размеру произведение может иметь крупный масштаб, выражать монументальные образы. И наоборот, значимое по величине произведение воспринимается порой как камерное.&

@История мирового искусства красноречиво рассказывает о постоянных мучительных поисках выразительных  средств, способных глубоко и эмоционально раскрыть творческий замысел, ярко выразить жизнь и мир чувств человека. Знание особенностей этих средств помогает нам правильно решать композиционную задачу, проникать в сущность всего изображаемого, понимать характер и логику формы предмета, то есть красоту вещи. Наконец, знание композиционных средств, которыми оперирует художник, воплощая свой замысел, помогает глубже анализировать произведения искусства и способствует успеху, как в учебой, так и в творческой работе.

Дома вам необходимо будет выполнить эскизы из геометрических тел, для каждого закона и средства гармонизации композиции. Принести краски, кисти, бумагу фА4.

Всем спасибо до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка  преподавателя к уроку:

Подбор и анализ литературных источников, составление плана конспекта, написание конспекта, составление  иллюстраций.

Литература  для преподавателя:

1.Волков Н.Н. Композиция  в живописи[Текст] /Н.Н.Волков. - М.: Просвещение, 1977. – 134с.

 2.Голубева, О.Л. Основы композиции[Текст] /О.Л. Голубева – М.: Изобразительное искусство, 2001.- 120 с.: ил.

3.Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита[Текст] /А.А.Унковский. - М.: Просвещение, 1980. – 340с.:ил.

4.Шорохов Е.В. Основы композиции[Текст] /Е.В.Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. -271с.

Литература  для студентов:

1.Голубева, О.Л. Основы  композиции[Текст] /О.Л. Голубева – М.: Изобразительное искусство, 2001.- 120 с.: ил.

2.Волков Н.Н. Композиция  в живописи[Текст] /Н.Н.Волков. - М.: Просвещение, 1977. – 134с.

3.Шорохов Е.В. Основы композиции[Текст] /Е.В.Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. -271с. 

Условные обозначения:

@ - учитель.

! – записать в тетрадь.

& - показ иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Натюрморт из гипсовых геометрических тел.

Цель: Познакомить студентов с особенностями построения геометрических тел.

Задачи:

-Приобщать к творчеству, дать понятие о световоздушной перспективе.

-Развивать композиционные навыки, творческое воображение студентов..

-Развить глубинно-пространственные ощущения.

Тип урока: комбинированный.

Структура:

1.Организационный момент.(3 мин.)

2.Сообщение нового материала.(10 мин.)

3.Практическая работа.(1час 15 мин.)

4.Домашнее задание.(2 мин.)

Итого: 1час 30 минут.

Методы: сообщение нового материала, практическая работа, показ репродукций.

Оборудование: план конспект, иллюстративный наглядный материал, постановочный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

@Здравствуйте, тихо садитесь. На этом уроке мы поговорим с вами о геометрических телах.

При постановке натюрморта из геометрических тел, как правило, берут один или два предмета. Могут  быть такие сочетания: куб и цилиндр, конус и шар. В процессе рисования  гипсовых геометрических тел Вы приобретете навыки анализа и конструктивного построения формы. Именно на этих предметах можно овладеть навыками передачи разнохарактерных сложных объектов. Натюрморт из геометрических тел выполняется графическими средствами или акварелью в технике гризайль. Чтобы рисовать предмет с натуры, надо по-настоящему научиться смотреть на него, анализировать форму, сравнивать с другими предметами, видеть зрительные изменения линий и форм в пространстве в данный момент, в данном повороте. Этот навык приобретается в процессе длительных упражнений рисования предметов с натуры.

&Показать наглядность, где изображены гипсовые геометрические тела.

Выполняя построение рисунка натюрморта на плоскости  листа, мы все время сравниваем проводимые линии построения, формы предметов между собой и со всем изображением в целом, а также с натурой. Все время в процессе работы проводим сравнительный анализ изображения и изображаемого предмета, уточняем его пропорции, поправляем свой рисунок, проводим новые линии. Убедившись, что построение выполнено правильно, переходим к следующей стадии работы.

Работу красками следует  строго подчинить намеченному рисунку. Необходимо вначале прокрыть все  теневые части, а также положить падающие тени лёгкой прозрачной краской. Все освещенные части остаются не закрытыми. Прописав легко полутени и фон, уточняют отношения между фоном, тенями и светом. В дальнейшем, сохраняя эти отношения, прорабатывают светотень. В проработке рефлексов, надо следить за тем, чтобы они светились и не выходили за пределы теневой тональности.

 

В работе над общим  состоянием находят самую освещенную часть натюрморта и самую тёмную и разрабатывают светотень, соотнося каждую деталь с этими двумя тональностями. Очень важно на этой стадии подчинить  все мелкие проработки единому, целостному решению натюрморта.

Сейчас попробуем применить  полученные знания на практике. Все достаем бумагу и выполняем небольшой этюд постановки.

Молодцы все достаточно хорошо выполнили этюд.

Дома вам необходимо будет выполнить 3 этюда натюрморта из геометрических тел. Дома присмотритесь к формам которые Вас окружают, из чего состоят предметы, из каких геометрических тел. На следующий урок принести краски, кисти, бумагу фА3. Всем спасибо до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка  преподавателя к уроку:

Подбор и анализ литературных источников, составление плана конспекта, написание конспекта, составление  иллюстраций, постановочный материал.

Литература  для преподавателя:

1.Аксенов, Ю.Г. Рисунок и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство, 1963. - 245с.: ил.

2.Алехин, А.Д. Изобразительное  искусство. Художник, педагог. Школа:  Книга для учителя[Текст] /А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984. – 164с.

3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.

4.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).

5.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.

6.Перепелкина, Г.П. Искусство смотреть и видеть[Текст] /Г.П. Перепелкина – М.: Просвещение, 1982. – 223с.:ил.

Литература для студента:

1.Беда, Г.В. Основы изобразительной  грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.

2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).

3.Виноградова Г.Уроки  рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.

Условные обозначения:

@ - учитель.

& - показ иллюстраций.

 

Тема: Натюрморт из предметов быта, близких по форме к геометрическим телам.

Цель: Познакомить студентов с особенностями форм.

Задачи:

-Приобщать к творчеству, дать понятие о световоздушной перспективе и особенностях преломления света.

-Развивать композиционные навыки, творческое воображение студентов, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.

-Воспитывать интерес и любовь к искусству; воспитывать внимательность и усидчивость.

Тип урока: комбинированный.

Структура:

1.Организационный момент.(3 мин.)

2.Сообщение нового  материала.(10 мин.)

3.Практическая работа.(1час 15 мин.)

4.Домашнее задание.(2 мин.)

Итого: 1час 30 минут.

Методы: сообщение нового материала, практическая работа, показ репродукций.

Оборудование: план конспект, репродукции картин, постановочный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Информация о работе Методика преподавания предмета "живопись" на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования