Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36
@Здравствуйте, тихо садитесь. На этом уроке мы поговорим с вами о предметах быта, близких по форме к геометрическим телам.
& @ Основная задача изображения таких постановок — их композиционное построение, передача перспективы, взаимных пропорций, моделировка формы и передача материальных качеств. Живопись освоила свет, она пишет цвет света, полусвета, тумана, воздуха, тени, полутени.
!Цвет - это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится.
@Поверхность, отражающая
все лучи света, рассеивая их
во все стороны - белая, поверхность
поглощающая практически все
лучи - черная, поверхность отражающая
часть световой энергии и
Цвет имеет ряд характеристик, таких как тон, светлота, насыщенность. Цвет может вызывать и не цветовые ощущения, например, свежести, легкости, прохлады и даже аромата. Нельзя писать элементы дальнего плана так же отчетливо, ярко и контрастно, как предметы переднего плана.
Все изменение цветов расположенным рядом друг с другом поверх друг друга описываются законом дополнительных цветов и подчиняются правилам субтрактивного и аддитивного смешения.
Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, дает живописи возможность научно обосновать творческие приемы различных мастеров, и, соответственно найти способы обучить этим приемам.
Но одно только знание не ведет к успеху. Только работая практически, смешивая различные цвета, изучая их поведение во взаимодействии, мы сможем узнать все их свойства. Теперь можете приступать к работе.
Молодцы.
Дома вам необходимо понаблюдать за внешним видом и текстурой предметов. Принести краски, кисти, бумагу фА3.
Всем спасибо до свидания.
Подготовка преподавателя к уроку:
Подбор и анализ литературных источников, составление плана конспекта, написание конспекта, составление иллюстраций, постановочный материал.
Литература для преподавателя:
1.Аксенов, Ю.Г. Рисунок и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство, 1963. - 245с.: ил.
2.Беда, Г.В. Живопись[Текст] /Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 156с.:ил.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
4.Никодеми Г.Б. Техника живописи[Текст] /Г.Б. Никодеми – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 144с.:ил.
5.Сокольникова Н.М. Основы живописи[Текст] /Н.М.Сокольникова. - Обнинск:Титул,2001.213с.:ил.
Литература для студентов:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
4.Сокольникова Н.М.
Изобразительное искусство и
методика его преподавания[
Условные обозначения:
@ - учитель.
& - показ иллюстраций.
Тема: Натюрморт с дичью.
Цель: Познакомить студентов с натюрмортом с различными видами дичи.
Задачи:
-Приобщать к творчеству, дать понятие о световоздушной перспективе и построении пространства.
-Развивать композиционные навыки, творческое воображение студентов, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.
-Воспитывать интерес и любовь к искусству; воспитывать внимательность и усидчивость.
Тип урока: комбинированный.
Структура:
1.Организационный момент.(3 мин.)
2.Сообщение нового материала.(10 мин.)
3.Практическая работа.(1час 15 мин.)
4.Домашнее задание.(2 мин.)
Итого: 1час 30 минут.
Методы: сообщение нового материала, практическая работа, показ репродукций.
Оборудование: план конспект, репродукции картин с изображением натюрмортов с дичью, постановочный материал.
Ход занятия.
@Здравствуйте, тихо садитесь. На этом уроке мы поговорим с вами о световоздушной перспективе и построении зданий. &
@ Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом. В историческом развитии натюрморта, в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически отражается социальная обусловленность искусства в целом. Охота являлась неотъемлемой частью жизни и быта людей, поэтому художники так любили изображать подбитых птиц и животных на своих полотнах. Но работать приходилось быстро, так как фрукты и дичь быстро портились.
Теперь давайте приступим к выполнению эскизов.
Молодцы.
Дома вам нужно подумать над вопросом:
- Какие предметы быта можно вписать в деревенскую избу?
Принести краски, кисти, бумагу фА3.
Всем спасибо до свидания.
Подготовка преподавателя к уроку:
Подбор и анализ литературных источников, составление плана конспекта, написание конспекта, составление иллюстраций, постановочный материал.
Литература для преподавателя:
1.Аксенов Ю.Г.Рисунок и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство,1963.
2.Беда Г.В. Живопись[Текст] /Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 156с.:ил.
3.Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты[Текст] –М.:Просвещение,1981.
4.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
5.Никодеми Г.Б. Техника живописи[Текст] /Г.Б. Никодеми – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 144с.:ил.
6.Сокольникова Н.М. Основы живописи[Текст] /Н.М.Сокольникова. - Обнинск:Титул,2001.213с.:ил.
Литература для студентов:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
Условные обозначения:
@ - учитель.
& - показ иллюстраций.
Тема: Натюрморт в интерьере.
Цель: Закрепить построение глубинно-пространственной композиции.
Задачи:
-Приобщать к творчеству, закрепить понятие о световоздушной перспективе и построении пространства.
-Развивать композиционные навыки, творческое воображение студентов, их эстетические чувства и понимание прекрасного, развивать их мыслительную и творческую активность.
-Воспитывать интерес и любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Структура:
1.Организационный момент.(3 мин.)
2.Сообщение нового материала.(5 мин.)
3.Практическая работа.(1час 20 мин.)
4.Домашнее задание.(2 мин.)
Итого: 1час 30 минут.
Методы: сообщение нового материала, практическая работа, показ репродукций.
Оборудование: план конспект, доска, мел, репродукции картин, постановочный материал.
Ход занятия.
@Здравствуйте, тихо садитесь. На этом уроке мы с вами выполним композицию на любую из предложенных тем: «Метаморфозы», «Натюрморт, как я его вижу», «Натюрморт на залитом солнцем окне».&
@ Перспектива применяется в рисунке для того, чтобы на плоском листе бумаги, холсте и т.д. передать иллюзию удаленности предметов, а также их объемности. Рисующий должен понимать, что это обман зрения. Два абсолютно одинаковых объекта, один из которых ближе к наблюдателю, а второй дальше, будут казаться разными по величине, хотя на самом деле их размер ничем не отличается.
Чтобы передать в рисунке иллюзию удаленности, можно воспользоваться либо линейной, либо тональной перспективой, известной также под названием воздушной перспективы. Выбор будет зависеть от характера предмета изображения. Чтобы правильно передать, к примеру, уходящую вдаль улицу, обычно лучше пользоваться линейной перспективой, а если вы рисуете горный пейзаж, то, скорее всего, вам больше подойдет тональная перспектива.
Понятие «уровень горизонта» обозначает уровень ваших глаз относительно земли в том положении, в котором вы находитесь в момент рисования. Все линии, которые находятся выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к линии горизонта, а все линии, расположенные ниже линии уровня горизонта, будут стремиться к ней вверх. Точка, в которой все эти линии пересекаются, называется точкой схода. & Изображение натюрморта с частью интерьера ставит перед собой проблему решения глубокого пространства. При составлении натюрморта можно использовать готовый мотив – стул с лежащими на нем предметами, стол с частью интерьера. Натюрморт должен решаться цельно, без детальной проработки мелких частей. Вся группа предметов должна быть объединена общим цветовым тоном и увязана с окружающим пространством, как бы погружена в него.
@ Построение здания на доске и объяснение по нему законов перспективы и показ иллюстраций с изображением архитектурных сооружений.
Ну а теперь давайте приступим к выполнению эскизов.
Молодцы все справились с заданием. У всех вышли хорошие композиции. Всем спасибо до свидания.
Подготовка преподавателя к уроку:
Подбор и анализ литературных источников, составление плана конспекта, написание конспекта, составление иллюстраций.
Литература для преподавателя:
1.Аксенов, Ю.Г. Рисунок и Живопись[Текст] /Ю.Г.Аксенов. - М.: Искусство, 1963. - 245с.: ил.
2.Беда, Г.В. Живопись[Текст] /Г.В.Беда. - М.: Просвещение, 1986. – 156с.:ил.
3.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
4.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
5.Никодеми Г.Б. Техника живописи[Текст] /Г.Б. Никодеми – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 144с.:ил.
6.Сокольникова Н.М. Основы живописи[Текст] /Н.М.Сокольникова. - Обнинск:Титул,2001.213с.:ил.
Литература для студентов:
1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты[Текст] /Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.: ил.
2.Браун, Д. Учитесь рисовать перспективу[Текст] /Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО»Попурри», 2002. – 48 с.: ил.- (серия «Учитесь рисовать»).
3.Виноградова Г.Уроки рисования с натуры[Текст] /Г.Виноградова. - М.: Просвещение,1980. – 142с.
4.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания: учеб, пособие для студ. педагогических вузов[Текст] /Н.М.Сокольникова. – М.: Академия, 1999. – 237с.
Условные обозначения:
@ - учитель.
& - показ иллюстраций.