Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...
8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………
8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………
19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……
24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................
28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………
32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж
Выпускная квалификационная работа
Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Руководитель: Михайловская Т.А.,
к.п.н.
Допущена к защите: Выпускная квалификационная работа
«____»___________ 2006 г. Защищена с оценкой «____________»
Зав. отделением
______________________________
«Преподавание в начальных классах»
Михайловская Т.А._____________
2006
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………... |
8 | |
1.1. |
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема ………………………………………………… |
8 |
1.2. |
Классификация методов
и приемов |
19 |
1.3. |
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности …… |
24 |
Глава II. Опытно-экспериментальное
исследование самосовершенствования
личности младшего школьника во внеурочной
деятельности………….............. |
28 | |
2.1. |
Методика исследования……………………… |
28 |
2.2. |
Внедрение и апробация
комплекса занятий по самосовершенствованию
личности младшего школьника во внеурочной
деятельности……………………………………………… |
32 |
2.3. |
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования… |
40 |
Заключение…………………………………………………… |
45 | |
Список литературы………………………………… |
48 | |
Приложения…………………………………………………… |
50 |
Введение
Актуальность исследования. В концепции компетентностно-
В качестве приоритета региональная система общего образования выделила следующие ключевые компетентности учащихся, адекватных социально-экономическим условиям: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самосовершенствованию,
готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность
Из перечисленных компетенций выделяется готовность к самосовершенствованию которая означает способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. Готовность к самосовершенствованию, на наш взгляд, должна закладываться с первых дней обучения в школе. Поэтому очень важно в начальной школе формировать у младшего школьника потребность к самосовершенствованию.
Проблема заключается в том, что в концепции определена направленность развития личности школьника, но на практике школа этому уделяет недостаточно внимания в связи с малой разработанностью методик, отсутствием систем занятий и т.д.
Объект исследования – процессы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - методы и приёмы самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности.
Цель исследования – формирование потребности в самосовершенствовании личности младшего школьника посредством использования эффективных методов и приемов во внеурочной деятельности через комплекс занятий.
Задачи:
Гипотеза: мы предполагаем, что эффективности самосовершенствования личности младшего школьника будет способствовать:
- выбор и использование наиболее оптимальных методов и приёмов самосовершенствования,
- комплекс занятий самосовершенствования во внеурочной деятельности.
Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: психологическая теория развития личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, и др.); теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.К. Селевко, М.Шепель и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (В.И.Андреев, А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская, С.Л.Рубинштейн, В.И.Щеголь, И.С.Якиманская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И.Третьяков и др.).
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МОУ школа № 24, классы 2 «А» и 2 «Б», в исследовании принимало участие 30 человек.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2005 г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и технологии исследования саморазвития младших школьников, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе (декабрь-февраль 2005-2006 г.г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г. Тольятти, изучался опыт использования технологии саморазвития в системе школы, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий.
На третьем этапе (март) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики использования эффективных методов и приемов, направленных на формирование потребности младшего школьника в самосовершенствовании. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса занятий во внеурочной деятельности.
На четвертом этапе (апрель 2006 г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий для младших школьников может быть использован учителями начального периода обучения детей и способствовать самосовершенствованию личности младшего школьника. Методические рекомендации комплекса занятий для учителей начальных классов могут служить: практической базой для учебно-воспитательного управления и мониторинга качества обучения и воспитания младшего школьника; позволят осуществлять оценку и самооценку уровня саморазвития младшего школьника.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований, базирующихся на фундаментальных, психолого- педагогических концепциях современного образования; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и
внедрение результатов
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы состоящего из 25-ти источников, 9 приложений, 1 схемы и 9 графиков.
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема
1.1. Понятие
самосовершенствования
как психолого-педагогическая проблема
В педагогической
литературе существуют
В педагогическом словаре «самость» рассматривается как взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего [13, с. 134].
Совершенство - это полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества.
Г.К.Селевко рассматривает самосовершенствование как процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах личности целенаправленно формируется, и развиваются её качества и способности [19, с. 11].
А.И. Кочетов понимает самосовершенствование как сознательную деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, автор предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Совершенствование – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе личностью своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Оно (самосовершенствование) находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение» [13, с. 143].
Авторы выражают общую
мысль индивидуального