Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...

8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………

8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………

19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……

24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................


28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………


32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКРЯшина 22.05.06.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Заключение

 

Большинство инновационных  технологий идут к своим целям 
через формирование познавательной активности и повышение интереса учащихся к обучению. В проектировании исследования самосовершенствование личности мотивация ученья имеет более высокий уровень, включая не только познавательные, но и внутренние социальные 
и нравственно-волевые компоненты.

Воспитательный процесс в школе направлен на то, чтобы формировать у учащихся установку на улучшение себя, при этом естественные потребности ребенка в саморазвитии находят удовлетворение в разнообразных сферах как учебной, так и внеучебной деятельности.

Если представить процесс самосовершенствования в целом, то в его структуре выделяются следующие компоненты:

- критический анализ и самооценка своих недостатков, постановка конкретной цели, а именно разработка программы самосовершенствования;

- определение методов самосовершенствования;

- аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;

- самоконтроль.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод, что самосовершенствование – педагогически управляемый процесс, где психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания:

во-первых, самосовершенствование это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самосовершенствования. На этом этапе учитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества;

во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха;

в-третьих, важным является составление программы самосовершенствования. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает;

в-четвертых, организация самосовершенствования в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

Разработанный комплекс занятий, включающий практические задания, направленные на самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности способствуют активизации потребности к самостоятельному развитию, в процессе которого личность изменяет и совершенствует себя.

В ходе проведённого исследования было доказано, что систематическое проведение внеклассных занятий, внедрение оптимальных эффективных методов и приемов, направленных на самосовершенствование личности младшего школьника является активным средством саморазвития личности. Методы и приемы, используемые в практической деятельности способствуют самосовершенствованию личности ребёнка, повышению уровня воспитанности и личностной самооценки. Наиболее эффективными методами являются: метод самосовершенствования, самооценки, самовоспитания, самопрезентации, самопринуждения, самообязательности, самоконтроля, эмпатии.

Таким образом, проведённое  исследование подтвердило правильность 
нашего предположения, что включение в образовательную систему обучения и воспитания эффективных методов и приемов технологии самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочное время способствует более успешному развитию его личности, оптимизации социализации младшего школьника. Проблема самосовершенствования личности является актуальной в современном образовательном пространстве и может служить в дальнейшем основой для научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая  симфония. - Екатеринбург, 1993.-Ч. 2, - 248 с.

2. Анохин П.К. «Воспитай  себя сам».- М., 1995. - 375 с.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - 2 изд. - М., 1988. - 385 с.

4. Бардин С.М. Учись  властвовать собой. - М., 1976. - 235с.

5. Берне Р. Развитие  «Я-концепции». - М., 1986 .- 196 с.

6. Богданова О.С., Калинина  О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы  с подростками. - М.,1987. - 135 с.

7. Гришин Д.М., Колдунов  Я.И. Руководство самовоспитанием  школьников.

- М., 1987. - 142 с. 

8. Долецкий С. Я.  « Самовоспитание» - М., 1995. - 149 с.

9. Засобина Г.А., Кабыльницкая  С.Л., Савик Н.В. Практикум по  педагогике.- М., 1986. - 132 с

10. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М., 1984. - 270 с.

11. Ковалёв А.Г. Личность  воспитывает себя. - М., 1983. - 221 с.

12. Каджапирова Г.М.  Культура профессионального образования  педагога. М.1994.-165с. 

13. Каджапирова Г.М. Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. - 174 с.

14. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск: Высшая школа, 1986. - 148 с.

15. Михайловская Т.А. Щеголь В.И. Творческое саморазвитие будущего учителя в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода. - Тольятти, 2004, - 176 с.

16. Кочетов А.И. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983. - С. 207

17.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание. - М.: Просвещение, 1987. - 252 с.

18. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1995. - 219 с.

19. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1987. - 224 с.

20. Селевко Г.К.  Технология саморазвития личности школьника// Школьные технологии. - М.: Народное образование, 1999 №6.- 134 с.

21. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 327 с.

22. Советский энциклопедический словарь. - М., 1981. - М.- 806 с.

23. Ушинский К.Д. Педагогика. - М., 1995. - 239 с.

24. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М., 1990. - 215 с.

25. Харламов И.Ф. Педагогика. - 7-е изд., испр. - М.: Академия, 2003. - 327 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ТЕСТ

На знание этикета и правил поведения

 

Цель: измерение у детей уровня знаний правил этикета и поведения

 

Дорогой друг, прочитай, пожалуйста, предложенные ситуации и ответь, как бы ты поступил в них

Выбери  один из предложенных вариантов ответов

  1. Выходя из автобуса, мальчик должен подать девочке руку?

     А) ДА;

    Б) НЕТ;

    В) НЕ ЗНАЮ.

2) Выбери, какие ты знаешь слова приветствия:

А) До свидания,  до скорой встречи, до завтра;

    Б) До скорой встречи, добрый день, пока;

    В) Чао, Гуд бай, Покедова.  

3) Если мальчик  в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее 
пройти вперед, чтобы не мешать ей?

А) ДА;

Б) НЕТ;

В) НЕ ЗНАЮ.

4) Дополни правило: Не клади _____________ на стол:

   А) Локти;

   Б) Руки;

   В) Столовые приборы.

5) Напиши слова  благодарности:

   А) Спасибо,  благодарю, вы очень добры;

   Б) Благодарю, до встречи, вы очень добры;

   В) НЕ ЗНАЮ

6) Дополни правило: Не ___________ с полным ртом:

    А) Разговаривай

    Б) Читай

    В) Прыгай

7) Если девочка  несет тяжелую сумку – не мешай ей, не отвлекай ее?

   А) ДА

   Б) НЕТ

   В) НЕ ЗНАЮ

  8) Дополни правило: За едой не ___________:

    А) Читай;

    Б) Танцуй;

    В) Ешь.

9) Ты знаешь  слова извинения? Напиши:

   А) Прощу прощения, извините, простите;

   Б) Извините, привет, простите;

   В) НЕ ЗНАЮ.

10) Дополни правило: Не вытирай губы _________, пользуйся ____________.

    А) Руками, салфеткой;

    Б) Об себя, салфеткой;

    В) Салфеткой, руками.

 

Теперь сосчитай количество баллов:

за ответ  А – 2 балла, Б – 1 балл, В – 0 баллов.

От 18 до 20 баллов – высокий уровень знаний правил этикета и поведения;

от 15до 17 баллов – средний уровень;

до 14 баллов - низкий уровень .

 

 

 

 

Приложение 2

 

ТЕСТ «ЛЕСТНИЦА»

 

Цель: выявление у учащихся 2»А» и 2»Б» класса их личностной самооценки как основы для саморазвития.

Класс: 2 «А» и 2»Б».

Инструкция: Ребята, поставьте себя на ту ступень «Лестницы», на которой бы вы хотели стоять.

 

10

 

9

 

8

 

7

 

6

 

5

 

4

3

             
 

2

   

1

   

 

           Ранжирование: 1, 2, 3, 4 ступень - низкий уровень самооценки;

    5, 6, 7- адекватный уровень самооценки;

8, 9, 10 - высокий уровень самооценки.

 

Приложение 3

Результаты  констатирующего эксперимента теста

«Лестница»  в контрольной группе

Ф.И.О. учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Алексей А.

         

+

       

 Анна Б.

                 

+

 Елена В.

       

+

         

 Александр В.

             

+

   

 Галина Г.

   

+

             

 Бабек Г.

         

+

       

 Кристина З

           

+

     

 Владимир И.

               

+

 

 Сергей К.

     

+

           

 Максим П.

+

                 

 Андрей С.

         

+

       

 Полина С.

       

+

         

 Сергей С.

                 

+

 Дарья Ш.

             

+

   

 Сергей Я.

       

+

         

 

Приложение 4

 

АНКЕТА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(2-4 классы)

 

Дорогой друг, прочитай, пожалуйста, предложенные ситуации, подумай и ответь, как бы ты поступил, оказавшись в них?

Выбери один из предложенных вариантов ответа.

 

  1. Уходя из школы, ты увидел малыша, плачущего у ворот. Как ты поступишь?

А) Остановлюсь, выясню, почему он тут один и плачет, помогу;

Б) Обращу на это внимание, расстроюсь, но подойти постесняюсь;

В) Пройду мимо, пусть  о нем беспокоятся его родители.

  1. Всем классом решили сделать субботник на территории школы, но тебе не хочется. Как ты поступишь?

А) Заставлю себя идти, ведь мы договорились с ребятами;

Б) Придумаю, что заболел  и не пойду;

В) Раз не хочется, значит не пойду.

  1. На прогулке ребята зовут тебя играть в коллективную игру. Как ты поступишь?

А) Пойду играть с удовольствием;

Б) Подумаю, может, поиграю  вдвоем с другом;

В) Не пойду, люблю играть один.

  1. Кто наводит порядок на твоей полке с одеждой дома?

А) Я сам, когда там  беспорядок;

Б) Я, если меня заставит мама;

В) Мама.

  1. Любишь ли ты смотреть познавательные передачи (про животных, растения, другие страны)?

А) Да, это очень интересно;

Б) Иногда, если меня это  заинтересует;

В) Нет, не люблю.

  1. Учительница рассказала на уроке про интересную книгу. Как ты поступишь?

А) Найду эту книгу в библиотеке и прочитаю;

Б) Попрошу учительницу  рассказать еще;

В) Это мне не интересно.

  1. Однажды, у прилавка в магазине, ты нашел деньги. Как ты поступишь?

А) Спрошу, чьи они или  отдам продавцу;

Б) Отдам маме;

В) Возьму себе и никому не скажу.

  1. Ты нечаянно разбил окно на улице мячом. Как ты поступишь?

А) Пойду и извинюсь;

Б) Испугаюсь, признаюсь, если меня спросят;

В) Убегу, ни за что не признаюсь.

Информация о работе Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности