Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...
8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………
8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………
19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……
24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................
28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………
32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………
Заключение
Большинство инновационных
технологий идут к своим целям
через формирование познавательной активности
и повышение интереса учащихся к обучению.
В проектировании исследования
самосовершенствование личности мотивация
ученья имеет более высокий уровень, включая
не только познавательные, но и внутренние
социальные
и нравственно-волевые компоненты.
Воспитательный процесс в школе направлен на то, чтобы формировать у учащихся установку на улучшение себя, при этом естественные потребности ребенка в саморазвитии находят удовлетворение в разнообразных сферах как учебной, так и внеучебной деятельности.
Если представить процесс самосовершенствования в целом, то в его структуре выделяются следующие компоненты:
- критический анализ и самооценка своих недостатков, постановка конкретной цели, а именно разработка программы самосовершенствования;
- определение методов самосовершенствования;
- аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;
- самоконтроль.
Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод, что самосовершенствование – педагогически управляемый процесс, где психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания:
во-первых, самосовершенствование это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самосовершенствования. На этом этапе учитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества;
во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха;
в-третьих, важным является составление программы самосовершенствования. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает;
в-четвертых, организация самосовершенствования в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.
Разработанный комплекс занятий, включающий практические задания, направленные на самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности способствуют активизации потребности к самостоятельному развитию, в процессе которого личность изменяет и совершенствует себя.
В ходе проведённого исследования было доказано, что систематическое проведение внеклассных занятий, внедрение оптимальных эффективных методов и приемов, направленных на самосовершенствование личности младшего школьника является активным средством саморазвития личности. Методы и приемы, используемые в практической деятельности способствуют самосовершенствованию личности ребёнка, повышению уровня воспитанности и личностной самооценки. Наиболее эффективными методами являются: метод самосовершенствования, самооценки, самовоспитания, самопрезентации, самопринуждения, самообязательности, самоконтроля, эмпатии.
Таким образом, проведённое
исследование подтвердило правильность
нашего предположения, что включение в
образовательную систему обучения и воспитания эффективных
методов и приемов технологии самосовершенствования
личности младшего школьника во внеурочное
время способствует более успешному развитию
его личности, оптимизации социализации
младшего школьника. Проблема самосовершенствования
личности является актуальной в современном
образовательном пространстве и может
служить в дальнейшем основой для научных
исследований.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А.
2. Анохин П.К. «Воспитай себя сам».- М., 1995. - 375 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - 2 изд. - М., 1988. - 385 с.
4. Бардин С.М. Учись властвовать собой. - М., 1976. - 235с.
5. Берне Р. Развитие «Я-концепции». - М., 1986 .- 196 с.
6. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М.,1987. - 135 с.
7. Гришин Д.М., Колдунов
Я.И. Руководство
- М., 1987. - 142 с.
8. Долецкий С. Я. « Самовоспитание» - М., 1995. - 149 с.
9. Засобина Г.А., Кабыльницкая С.Л., Савик Н.В. Практикум по педагогике.- М., 1986. - 132 с
10. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М., 1984. - 270 с.
11. Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1983. - 221 с.
12. Каджапирова Г.М.
Культура профессионального
13. Каджапирова Г.М. Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. - 174 с.
14. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск: Высшая школа, 1986. - 148 с.
15. Михайловская Т.А. Щеголь В.И. Творческое
саморазвитие будущего учителя в процессе
реализации компетентностно-
16. Кочетов А.И. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983. - С. 207
17.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание. - М.: Просвещение, 1987. - 252 с.
18. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1995. - 219 с.
19. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1987. - 224 с.
20. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника// Школьные технологии. - М.: Народное образование, 1999 №6.- 134 с.
21. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 327 с.
22. Советский энциклопедический словарь. - М., 1981. - М.- 806 с.
23. Ушинский К.Д. Педагогика. - М., 1995. - 239 с.
24. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М., 1990. - 215 с.
25. Харламов И.Ф. Педагогика. - 7-е изд., испр. - М.: Академия, 2003. - 327 с.
Приложение 1
ТЕСТ
На знание этикета и правил поведения
Цель: измерение у детей уровня знаний правил этикета и поведения
Дорогой друг, прочитай, пожалуйста, предложенные ситуации и ответь, как бы ты поступил в них
Выбери один из предложенных вариантов ответов
А) ДА;
Б) НЕТ;
В) НЕ ЗНАЮ.
2) Выбери, какие ты знаешь слова приветствия:
А) До свидания, до скорой встречи, до завтра;
Б) До скорой встречи, добрый день, пока;
В) Чао, Гуд бай, Покедова.
3) Если мальчик
в дверях встретился с
пройти вперед, чтобы не мешать
ей?
А) ДА;
Б) НЕТ;
В) НЕ ЗНАЮ.
4) Дополни правило: Не клади _____________ на стол:
А) Локти;
Б) Руки;
В) Столовые приборы.
5) Напиши слова благодарности:
А) Спасибо, благодарю, вы очень добры;
Б) Благодарю, до встречи, вы очень добры;
В) НЕ ЗНАЮ
6) Дополни правило: Не ___________ с полным ртом:
А) Разговаривай
Б) Читай
В) Прыгай
7) Если девочка несет тяжелую сумку – не мешай ей, не отвлекай ее?
А) ДА
Б) НЕТ
В) НЕ ЗНАЮ
8) Дополни правило: За едой не ___________:
А) Читай;
Б) Танцуй;
В) Ешь.
9) Ты знаешь слова извинения? Напиши:
А) Прощу прощения, извините, простите;
Б) Извините, привет, простите;
В) НЕ ЗНАЮ.
10) Дополни правило: Не вытирай губы _________, пользуйся ____________.
А) Руками, салфеткой;
Б) Об себя, салфеткой;
В) Салфеткой, руками.
Теперь сосчитай количество баллов:
за ответ А – 2 балла, Б – 1 балл, В – 0 баллов.
От 18 до 20 баллов – высокий уровень знаний правил этикета и поведения;
от 15до 17 баллов – средний уровень;
до 14 баллов - низкий уровень .
Приложение 2
ТЕСТ «ЛЕСТНИЦА»
Цель: выявление у учащихся 2»А» и 2»Б» класса их личностной самооценки как основы для саморазвития.
Класс: 2 «А» и 2»Б».
Инструкция: Ребята, поставьте себя на ту ступень «Лестницы», на которой бы вы хотели стоять.
10 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||
1 |
Ранжирование: 1, 2, 3, 4 ступень - низкий уровень самооценки;
5, 6, 7- адекватный уровень самооценки;
8, 9, 10 - высокий уровень самооценки.
Приложение 3
Результаты констатирующего эксперимента теста
«Лестница» в контрольной группе
Ф.И.О. учащегося |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Алексей А. |
+ |
|||||||||
Анна Б. |
+ | |||||||||
Елена В. |
+ |
|||||||||
Александр В. |
+ |
|||||||||
Галина Г. |
+ |
|||||||||
Бабек Г. |
+ |
|||||||||
Кристина З |
+ |
|||||||||
Владимир И. |
+ |
|||||||||
Сергей К. |
+ |
|||||||||
Максим П. |
+ |
|||||||||
Андрей С. |
+ |
|||||||||
Полина С. |
+ |
|||||||||
Сергей С. |
+ | |||||||||
Дарья Ш. |
+ |
|||||||||
Сергей Я. |
+ |
Приложение 4
АНКЕТА
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(2-4 классы)
Дорогой друг, прочитай, пожалуйста, предложенные ситуации, подумай и ответь, как бы ты поступил, оказавшись в них?
Выбери один из предложенных вариантов ответа.
А) Остановлюсь, выясню, почему он тут один и плачет, помогу;
Б) Обращу на это внимание, расстроюсь, но подойти постесняюсь;
В) Пройду мимо, пусть
о нем беспокоятся его
А) Заставлю себя идти, ведь мы договорились с ребятами;
Б) Придумаю, что заболел и не пойду;
В) Раз не хочется, значит не пойду.
А) Пойду играть с удовольствием;
Б) Подумаю, может, поиграю вдвоем с другом;
В) Не пойду, люблю играть один.
А) Я сам, когда там беспорядок;
Б) Я, если меня заставит мама;
В) Мама.
А) Да, это очень интересно;
Б) Иногда, если меня это заинтересует;
В) Нет, не люблю.
А) Найду эту книгу в библиотеке и прочитаю;
Б) Попрошу учительницу рассказать еще;
В) Это мне не интересно.
А) Спрошу, чьи они или отдам продавцу;
Б) Отдам маме;
В) Возьму себе и никому не скажу.
А) Пойду и извинюсь;
Б) Испугаюсь, признаюсь, если меня спросят;
В) Убегу, ни за что не признаюсь.