Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...
8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………
8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………
19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……
24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................
28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………
32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………
Ведущая потребность в младшем школьном возрасте
- познавательная деятельность, ученье.
В процессе учения формируется произвольное
запоминание, усваиваются знания о предметах
и явлениях
окружающего мира и человеческих отношений,
развивается
координация эмоций волевым усилием. Основные
мотивы деятельности - учебно-познавательные,
но определённое место занимают также социальные мотивы: ребёнок
учится, чтобы стать культурным, развитым.
В действиях и поступках ребёнка формируется
осознанность, произвольность, что выражается
в умениях организовать, планировать свою
деятельность, подчиняя её намеченной
цели.
К концу этого возрастного периода дети приобретают знания, уменья и навыки общеучебных действий: чтения, письма, счёта, речи, планирования, организации, простых мыслительных операций, самоконтроля, рефлексии. Характерная особенность психики младшего школьника — прямая и быстрая связь эмоций и поведения.
Основываясь на психологии развития личности младшего школьника, определялись задачи комплекса занятий, которые включают:
• пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;
• привлечь внимание учащихся к основным нравственным категориям, первично ознакомить с ними;
• формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;
• ознакомить с понятиями нравственность, добро, совесть, любовь, трудолюбие, долг;
• ознакомить с формами организации здорового режима, культурного поведения;
• ознакомить детей с
возможностями управлять
В содержание комплекса входят следующие разделы:
Для нас наиболее важным является раздел «Воспитанность и её основные части». В проектировании комплекса занятий целью является включение младшего школьника в различные виды взаимодействий и в коммуникативные ситуации, где:
Использование комплекса занятий в практике позволит добиться определённых результатов в самосовершенствовании личности младшего школьника и в его социальной активности, так как специально сконструированный воспитательный процесс, направленный на формирование доминанты самосовершенствования и развитие лучших индивидуальных качеств и творческих способностей ребёнка, вызовет интенсификацию процессов учения и социализации, позволит значительно улучшить их результаты, обеспечит достижение целей личностного образования.
Таким образом, самосовершенствование личности представляется
как оптимальная совокупность и последовательность
методов,
приёмов, форм деятельности ребёнка, в
которых используются и
удовлетворяются все его потребности
саморазвития, раскрываются и упражняются
разнообразные способности и качества
личности.
В следующей главе мы представляем опытно-экспериментальное исследование апробации комплекса занятий во внеурочной деятельности в начальной школе и анализ полученных результатов внедрения.
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности
2.1. Методика исследования
В данном параграфе раскрывается методика проведенной экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности на начало формирующего эксперимента.
Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в 2006 году в МОУ № 24, в естественных условиях в процессе осуществления внеурочной деятельности. Для осуществления эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы начальных классов: 2 «Б» – экспериментальная и 2 «А» – контрольная.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности, умение общаться, умение вести себя в обществе и культура внешнего вида.
Таким образом, исследовательская работа включает в себя:
1) прогнозирование процесса самосовершенствования;
2) разработка и апробирование комплекса занятий, направленных на самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности;
3) анализ и обобщение полученных данных.
Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, тестирования.
При организации исследований были учтены требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:
- наличие экспериментальной базы;
-предварительная разработка комплекса занятий, методов и приемов, направленных на самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности;
- участие младших школьников в опытно-экспериментальной проверке гипотетического положения;
- однородность состава учащихся экспериментальной и контрольной групп;
-осуществление контрольного выявления уровня самосовершенствование через постановку мероприятий, творческих работ учащихся, активной или пассивной включенностью в занятия.
Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, тестирования, анкетирования, количественного и качественного анализа экспертных оценок и самооценок.
При организации эксперимента были поставлены задачи:
- изучить состояние самооценки учащихся начальных классов, выявить недостатки, имеющиеся во внеурочной деятельности;
- выявить и обосновать эффективные методы и приемы подготовки младшего школьника к самостоятельной деятельности;
- внедрить полученные результаты в практику образовательного процесса школы.
При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы:
1 – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходное состояние готовности младших школьников к самосовершенствованию, проводить сравнительный анализ мотивации к самосовершенствованию и сформированности личностных качеств младших школьников.
2 – формирующий, который направлен на внедрение и реализацию комплекса занятий во внеурочной деятельности;
3 – контрольный, обобщающий, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.
Для того чтобы проектировать самосовершенствование личности младших школьников, необходимо было сначала выявить реальное состояние и уровень развития и воспитанности учащихся, а затем проследить динамику его продвижения.
Решалась эта проблема следующими способами:
- наблюдением и изучением младших школьников в различных ситуациях и различных видах деятельности;
- сочетанием тестовых методик с обычными, но целенаправленными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
В начале эксперимента на диагностическом этапе с целью уточнения показателей самосовершенствования личности на основе вышеперечисленных методик была произведена оценка проявления компонентов самосовершенствования, а именно:
- положительной мотивации к деятельности;
- самоорганизации в деятельности;
- личностных способностей и их использование в деятельности.
На основе соотношения данных компонентов в структуре внешней деятельности учащихся, направленных на выполнение разнообразных творческих заданий, были определены и описаны уровни саморазвития младших школьников:
низкий (репродуктивный) – сомневается в собственных возможностях и знаниях, выполняет задания только под руководством учителя и осуществляет их репродуктивным способом. Нуждается в дополнительных стимулах при выполнении заданий, участии в мероприятиях, при реализации замысла включает отдельные элементы нового; малоконтактен, достаточно пассивен в деятельности, плохо владеет знаниями этикета, правилами поведения в общественных местах, предпочитает работать в микрогруппе, не берет инициативу на себя;
средний (частично-поисковый) – верит в свои возможности и способности, достаточно активен в деятельности, способен на предложения самостоятельных замыслов, однако не готов их воплотить, для их практической реализации нуждается в дополнительной информации и помощи учителя; достаточно владеет правилами этикета, однако стеснителен, присутствует боязнь быть смешным в глазах одноклассников;
высокий (творческий) – достаточно адекватно оценивает собственные возможности и способности. При подходе к заданиям предлагает нестандартные пути решения и воплощает их. Отличается возникновением новых идей и фантазий. Характерна свобода и независимость в суждениях и поступках, достаточен интеллектуальный уровень, самоотдача, радость познания, чувство увлеченности, в полной мере владеет знаниями этикета, открыт для общения.
В своем исследовании мы рассматриваем самосовершенствование личности младшего школьника через комплекс занятий, определенных методов и приемов, поэтому с целью обеспечения достоверности результата исследования нами также отслеживались уровни освоения младшими школьниками информации.
2.2. Внедрение
и апробация комплекса занятий
по самосовершенствованию
во внеурочной деятельности
Для реализации целей и задач исследования нами применялись научно-исследовательские методы, одним, из которых явилась опытно- экспериментальная работа, проводимая в 2006 году в г. Тольятти в МОУ школе № 24 в естественных условиях, в ходе осуществления учебно- воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная (2 «А» класс) и экспериментальная(2 «Б» класс) группа. Для учащихся экспериментальной группы создавались организационно- педагогические условия:
- планирование деятельности;
- организация мероприятия;
- создание проблемной ситуации;
Цель констатирующего эксперимента заключалась в определении уровня воспитанности, самооценке учащихся, способности детей к самостоятельному поиску информации, ее передачи и применении у учащихся 2 «А» и 2 «Б» класса.
В эксперименте принимали участие два класса в количестве 30 человек, где 2 «Б» (15 человек) – экспериментальная группа и 2 «А» (15 человек) - контрольная группа.
Констатирующий эксперимент
Первый этап- определение знаний учащимися правил этикета.
27.02.2006г. для выявления уровня знаний правил этикета и поведения у учащихся, ученикам был предложен тест (Приложение 1), состоящий из 10 вопросов. Все вопросы были поделены на уровни:
от 18 до 20 баллов – высокий уровень знаний правил этикета и поведения.
от 15 до 17 баллов – средний уровень знаний правил этикета и поведения;
до 14 баллов - низкий уровень знаний правил этикета и поведения.
Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе в достаточной степени правила этикета знают 4 человека (27%); сомневаются в своих знаниях 6 человек (40%); имеют некоторые сведения 5 человек (33%).
В экспериментальной группе правила этикета, знают 5 человек (33%); сомневаются в своих знаниях 6 человек (40%); имеют некоторые сведения 4 человека (27%).
Полученные данные представлены в следующей диаграмме (рис. 2):
Рис. 2 Показатель уровня воспитанности в контрольной и экспериментальной группе.
Второй этап – выявления самооценки учащихся.
С этой целью учащимся был предложен тест «Лестница». Тестирование проводилось 28.02.2006 г. в естественных условиях. Каждому школьнику был предложен экземпляр теста (Приложение 2).
В результате анализа (Приложение 3) выявлено, что в контрольной группе 5 человек – (34%) имеют высокую самооценку; 7 человек- (46%) имеют адекватную самооценку; 3 человека- (20%) имеют низкую самооценку. В экспериментальной группе 4 человека – (27%) имеют высокую самооценку; 6 человек- (40%) имеют адекватную самооценку; 5 человек – (33%) имеют низкую самооценку.