Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...

8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………

8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………

19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……

24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................


28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………


32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКРЯшина 22.05.06.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

Ведущая потребность в младшем школьном возрасте - познавательная деятельность, ученье. В процессе учения формируется произвольное запоминание, усваиваются знания о предметах и явлениях 
окружающего мира и человеческих отношений, развивается 
координация эмоций волевым усилием. Основные мотивы деятельности - учебно-познавательные, но определённое место занимают также социальные мотивы: ребёнок учится, чтобы стать культурным, развитым. В действиях и поступках ребёнка формируется осознанность, произвольность, что выражается в умениях организовать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели.

К концу этого возрастного  периода дети приобретают знания, уменья и навыки общеучебных действий: чтения, письма, счёта, речи, планирования, организации, простых мыслительных операций, самоконтроля, рефлексии. Характерная особенность психики младшего школьника — прямая и быстрая связь эмоций и поведения.

Основываясь на психологии развития личности младшего школьника, определялись задачи комплекса занятий, которые включают:

• пробудить у ребёнка  интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;

    • привлечь  внимание учащихся к основным  нравственным категориям, первично  ознакомить с ними;

• формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;

• ознакомить с понятиями нравственность, добро, совесть, любовь, трудолюбие, долг;

• ознакомить с формами  организации здорового режима, культурного  поведения;

• ознакомить детей с  возможностями управлять собственным  поведением;

В содержание комплекса  входят следующие разделы:

  • Общечеловеческие ценности.
  • Воспитанность и её основные части.
  • Культура общения, внешности, быта.

Для нас наиболее важным является раздел «Воспитанность и её основные части». В проектировании комплекса занятий целью является включение младшего школьника в различные виды взаимодействий и в коммуникативные ситуации, где:

  •   Коммуникативно-исполнительские ситуации предполагают формирование у младших школьников потребности в налаживании межличностных контактов в ходе совместной деятельности. При этом процесс межличностного взаимодействия основывается на четком исполнении этических норм и правил поведения в обществе, которые подробно разъясняются учащимся перед началом совместной работы, а затем многократно повторяются по ходу ее выполнения. Для усвоения и закрепления младшими школьниками норм и правил поведения и в процессе взаимодействия нами использовались различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение диалогов учащимися и др.
  • Коммуникативно-адаптивные ситуации направлены на формирование у младших школьников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами по совместной деятельности; они организуются на внеурочных мероприятиях. При этом имеет место стимулирование стремлений учащихся согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в данные ситуации взаимодействия
  • Коммуникативно-творческие ситуации. Они направлены на развитие у младших школьников умений и навыков анализа собственной позиции в процессе взаимодействия с партнерами и оценки результата совместных действий. Ситуации данного типа предполагают определенный уровень сформированности рефлексивного компонента у учащихся, поэтому используются на заключительном этапе формирования социальной активности младших школьников (3-й и 4-й годы обучения). Например, при проведении урока-обобщения по сказкам зарубежных писателей в курсе «Литературного чтения» учащиеся ставятся перед необходимостью участия в рефлексивной деятельности.

Использование комплекса занятий в практике позволит добиться определённых результатов в самосовершенствовании личности младшего школьника и в его социальной активности, так как специально сконструированный воспитательный процесс, направленный на формирование доминанты самосовершенствования и развитие лучших индивидуальных качеств и творческих способностей ребёнка, вызовет интенсификацию процессов учения и социализации, позволит значительно улучшить их результаты, обеспечит достижение целей личностного образования.

Таким образом, самосовершенствование личности представляется 
как оптимальная совокупность и последовательность методов, 
приёмов, форм деятельности ребёнка, в которых используются и 
удовлетворяются все его потребности саморазвития, раскрываются и упражняются разнообразные способности и качества личности.

В следующей главе мы представляем опытно-экспериментальное исследование апробации комплекса занятий во внеурочной деятельности в начальной школе и анализ полученных результатов внедрения.

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности

 

2.1. Методика исследования

 

В данном параграфе раскрывается методика проведенной экспериментальной  работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности на начало формирующего эксперимента.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в 2006 году в МОУ № 24, в естественных условиях в процессе осуществления внеурочной деятельности. Для осуществления эксперимента были определены контрольные и экспериментальные группы начальных классов: 2 «Б» – экспериментальная и 2 «А» – контрольная.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности, умение общаться, умение вести себя в обществе и культура внешнего вида.

Таким образом, исследовательская работа включает в себя:

1) прогнозирование процесса самосовершенствования;

2) разработка и апробирование комплекса занятий, направленных на самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности;

3) анализ и обобщение полученных данных.

Продуктивность обеспечения  эксперимента необходимой информацией  об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик  диагностики: прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, тестирования.

  При организации исследований были учтены требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:

- наличие экспериментальной базы;

-предварительная разработка комплекса занятий, методов и приемов, направленных на самосовершенствование личности младшего школьника во внеурочной деятельности;

 - участие младших школьников в опытно-экспериментальной  проверке гипотетического положения;

- однородность состава  учащихся экспериментальной и  контрольной групп;

-осуществление контрольного выявления уровня самосовершенствование через постановку мероприятий, творческих работ учащихся, активной или пассивной включенностью в занятия.

Продуктивность обеспечения  эксперимента необходимой информацией  об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, тестирования, анкетирования, количественного и качественного анализа экспертных оценок и самооценок.

При организации эксперимента были поставлены задачи:

- изучить состояние  самооценки учащихся начальных  классов, выявить недостатки, имеющиеся  во внеурочной деятельности;

- выявить и обосновать эффективные методы и приемы подготовки младшего школьника к самостоятельной деятельности;

- внедрить полученные результаты в практику образовательного процесса школы.

При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы:

1 – констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходное состояние готовности младших школьников к самосовершенствованию, проводить сравнительный анализ мотивации к самосовершенствованию и сформированности личностных качеств младших школьников.

2 – формирующий, который направлен на внедрение и реализацию комплекса занятий во внеурочной деятельности;

3 – контрольный, обобщающий, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.

Для того чтобы проектировать самосовершенствование личности младших школьников, необходимо было сначала выявить реальное состояние и уровень развития и воспитанности учащихся, а затем проследить динамику его продвижения.

Решалась эта проблема следующими способами:

- наблюдением и изучением младших школьников в различных ситуациях и различных видах деятельности;

- сочетанием тестовых  методик с обычными, но целенаправленными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

В начале эксперимента на диагностическом этапе с целью  уточнения показателей самосовершенствования личности на основе вышеперечисленных методик была произведена оценка проявления компонентов самосовершенствования, а именно:

- положительной мотивации к деятельности;

- самоорганизации  в  деятельности;

- личностных способностей и их использование в деятельности.

На основе соотношения  данных компонентов в структуре  внешней деятельности учащихся, направленных на выполнение разнообразных творческих заданий, были определены и описаны  уровни саморазвития младших школьников:

низкий (репродуктивный) – сомневается в собственных возможностях и знаниях, выполняет задания только под руководством учителя и осуществляет их репродуктивным способом. Нуждается в дополнительных стимулах при выполнении заданий, участии в мероприятиях, при реализации замысла включает отдельные элементы нового; малоконтактен, достаточно пассивен в деятельности, плохо владеет знаниями этикета, правилами поведения в общественных местах, предпочитает работать в микрогруппе, не берет инициативу на себя;

средний (частично-поисковый) – верит в свои возможности и способности, достаточно активен в деятельности, способен на предложения самостоятельных замыслов, однако не готов их  воплотить, для  их  практической реализации нуждается в дополнительной информации и помощи учителя; достаточно владеет правилами этикета, однако стеснителен, присутствует боязнь быть смешным в глазах одноклассников;

высокий (творческий) – достаточно адекватно оценивает собственные возможности и способности. При подходе к заданиям предлагает нестандартные пути решения и воплощает их. Отличается   возникновением новых идей и фантазий. Характерна свобода и независимость в суждениях и поступках, достаточен интеллектуальный уровень, самоотдача, радость познания, чувство увлеченности, в полной мере владеет знаниями этикета, открыт для общения.

В своем исследовании мы рассматриваем самосовершенствование личности младшего школьника через комплекс занятий, определенных методов и приемов, поэтому с целью обеспечения достоверности результата исследования нами также отслеживались уровни освоения младшими школьниками информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Внедрение  и апробация комплекса занятий  по самосовершенствованию личности  младшего школьника 

во внеурочной деятельности

 

Для реализации целей  и задач исследования нами применялись научно-исследовательские методы, одним, из которых явилась опытно- экспериментальная работа, проводимая в 2006 году в г. Тольятти в МОУ школе № 24 в естественных условиях, в ходе осуществления учебно- воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная (2 «А» класс) и экспериментальная(2 «Б» класс) группа. Для учащихся экспериментальной группы создавались организационно- педагогические условия:

- планирование деятельности;

- организация мероприятия;

- создание проблемной  ситуации;

Цель констатирующего  эксперимента заключалась в определении уровня воспитанности, самооценке учащихся, способности детей к самостоятельному поиску информации, ее передачи и применении у учащихся 2 «А» и 2 «Б» класса.

В эксперименте принимали  участие два класса в количестве 30 человек, где 2 «Б» (15 человек) – экспериментальная группа и 2 «А» (15 человек) - контрольная группа. 

Констатирующий эксперимент состоял  из трех этапов.

Первый этап- определение знаний учащимися правил этикета.

 27.02.2006г. для выявления уровня знаний правил этикета и поведения у учащихся, ученикам был предложен тест (Приложение 1), состоящий из 10 вопросов. Все вопросы были поделены на уровни:

от 18 до 20 баллов – высокий уровень знаний правил этикета и поведения.

от 15 до 17 баллов – средний уровень знаний правил этикета и поведения;

до 14 баллов - низкий уровень знаний правил этикета и поведения.

Анализ результатов  исследования показал следующее: в  контрольной группе в достаточной  степени правила этикета знают 4 человека (27%); сомневаются в своих знаниях 6 человек (40%); имеют некоторые сведения 5 человек (33%).

В экспериментальной  группе правила этикета, знают 5 человек (33%); сомневаются в своих знаниях 6 человек (40%); имеют некоторые сведения 4 человека (27%).

Полученные данные представлены в следующей диаграмме (рис. 2):

Рис. 2 Показатель уровня воспитанности в контрольной и экспериментальной группе.

 

Второй этап – выявления самооценки учащихся.

С этой целью учащимся был предложен тест «Лестница». Тестирование проводилось 28.02.2006 г. в естественных условиях. Каждому школьнику был предложен экземпляр теста (Приложение 2).

В результате анализа (Приложение 3) выявлено, что в контрольной группе 5 человек – (34%) имеют высокую самооценку; 7 человек- (46%) имеют адекватную самооценку; 3 человека- (20%) имеют низкую самооценку. В экспериментальной группе  4 человека – (27%) имеют высокую самооценку; 6 человек- (40%) имеют адекватную самооценку; 5 человек – (33%) имеют низкую самооценку.

Информация о работе Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности