Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...

8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………

8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………

19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……

24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................


28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………


32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКРЯшина 22.05.06.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)
  1. Твой друг повредил ногу на прогулке. Как ты поступишь?

А) Огорчусь, буду рядом  с ним сидеть;

Б) Помогу ему, но потом побегу играть дальше,

В) Мне жаль его, но я  буду играть тогда с другими детьми.

 

Теперь сосчитай количество баллов:

за ответ  А – 2 балла, Б – 1 балл, В – 0 баллов.

 

От 15 до 18 баллов – высокий  уровень воспитанности;

11 до 14 баллов – средний уровень;

до 10 баллов – низкий уровень.

 

 

Приложение 5

 

Путешествие в страну вежливости

 

Учитель предлагает выполнение следующих заданий:

1. Остановка  в порту «Весёлая перемена».

Инсценируется стихотворение  Б. Заходера «Весёлая перемена».

«Перемена,  перемена!»-

Заливается  звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Неужели это  Вова,

 Пять минут  назад ни слова

У доски сказать  не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-льшая  перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел.

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с  перил

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, -

Ну, а тут - опять звонок...

Словом,

Сделал все, что мог!

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

- Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнем.

После того как стихотворение  прозвучало, дети перечисляют, какие  правила поведения нарушил Вова, вспоминают, как надо вести себя на перемене, чтобы никому не мешать, когда сам отдыхаешь.

2. Остановка  в заливе «Добрых слов».

Учитель дает учащимся задания, написанные на карточках.

- Какими словами можно заменить слово «спасибо»?

- Какое слово надо сказать, когда ты понял, что сделал что-то плохое, причинил кому-то огорчение, неприятность?

- Какими словами ты выразишь свою просьбу?

3. Остановка в порту «Веселый диалог».

 Детям даются задания в конвертах. В них - описание различных ситуаций, в которых часто оказываются дети. Необходимо разыграть эти ситуации, так построив диалог, чтобы употребить в нем как можно больше вежливых слов.

Ситуация 1. Ты приходишь в школу. К тебе подходят друзья. Ты спрашиваешь, как они выполнили домашнее задание, какой фильм вчера посмотрели.

Ситуация 2.Ты пришел в магазин. Продавец спрашивает, что тебе нужно. Ты просишь показать нужную вещь, спрашиваешь, сколько она стоит, покупаешь.

Ситуация 3.Вася сидит за партой, рассматривает после урока книжку. В класс входит учительница из другого класса и спрашивает, где Васина учительница.

Ситуация 4.Ты пришел к товарищу домой, но его нет дома. Тебя встречает его мама.

Ситуации инсценируются  и показываются всем, после чего дети оценивают диалоги, отмечают ошибки. По окончании путешествия по морю Вежливости учитель подводит итог и награждает детей медалями «Вежливые ребята».

 

Приложение 6

 

«Страна Веселых друзей приглашает в гости»

 

Кабинет превращается в станции: «Сказочная», «Театральная», «Загадочная», «Музыкальная». На каждой из них ребята подвергаются веселым испытаниям, результаты которых оцениваются жюри - учителями начальных классов. На станции «Сказочная» дети сочиняют сказки: придумывают сюжет, сказочных героев, события. Другой вариант задания - детям предлагается начало сказки, которую надо закончить.

На станции «Загадочная» учащиеся соревнуются, кто больше отгадает загадок и шарад.

Шарады:

Смотрю: змея, союз, предлог –

И я от страха занемог!            (Уж - а - с) 
Всего две ноты и предлог. Построить я на даче смог.     (До - ми - к) 
Начало слова - лес, 
Конец — стихотворение, 
А целое — растет,            

  Хотя и не растение.                      (Бор - ода)

Загадки:

    Иду в воду красен, выйду черен.                                              (Железо)

Четверо бегут, четверо спешат, все обогнать друг 
друга хотят, а вместе уходят и вместе приходят.           (Лыжи и палки) 
Рта нет, языка нет, а говорит о каждом.                           (Зеркало)

На станции «Художественная» каждой команде предлагается тема, сюжет, который надо выразить на бумаге с помощью красок. Учащиеся обсуждают тему сюжета, выбирают способ его представления, распределяют обязанности и операции, которые требуется выполнить. Варианты предлагаемых тем: ковер из осенних листьев, флот царя Султана, Город Мастеров и др.

На «Музыкальной» станции преподаватель музыки проводит с детьми музыкальные конкурсы: Угадай мелодию и др.

В конце путешествия  жюри проводит обсуждение конкурсов  вместе с детьми, распределяет призовые места, подводит итоги мероприятия.

Приложение 7

 

«Путешествие в сказочный лес»

(урок проходит как путешествие-конкурс)

 

Дети делятся на команды.

Каждая команда получает лист бумаги с наклеенной серединкой цветка.

За правильные ответы, за победы в заданиях конкурса команда  будет получать лепестки разного  цвета, и приклеивать их к готовой серединке.

В конце урока каждая команда будет иметь свой цветок с разным количеством лепестков.

На доске висит карта  сказочного леса, по которому петляет  дорога; вдоль нее - домики сказочных  персонажей.

Задание 1. Придумать название своей команде по мотивам сказок зарубежных писателей, представить свое название в виде пантомимы, инсценировки, песни и т.д. После выполнения задания проводится обязательный анализ придуманных названий и их представления, на основе которого командам присуждаются определенные места. Детям даётся задание на разминку, каждой команде даётся карточка с заданием, дети должны её проанализировать. Карточка № 1 «В автобус вошли папа с сыном. Пока папа оплачивал проезд, сын занял удобное место и закричал на весь автобус: «Папа, иди скорей сюда, я место занял!» Но отец не стал садиться, он подошел к сыну, наклонился к его уху и что-то сказал. Как вы думаете, что мог отец сказать сыну в этом случае?» Карточка № 2 «Какие советы вы можете дать человеку идущему в кино?»

Задание 2. Ребята всей командой, сообща должны придумать свою сказку «Красная Шапочка» со счастливым концом. Конкурс завершается присуждением командам мест на основании анализа придуманных сказок 
с помощью следующих вопросов:

1. Чья сказка оказалась  интереснее? Почему? (Интересный сюжет, выразительный рассказ и т.д.).

2. Что необходимо знать  и уметь, чтобы придумать интересную  сказку? (Знать сказку Ш. Перро  «Красная Шапочка»; уметь придумывать  новое, не повторяя сюжета сказки; фантазировать).

3. Кого из ребят  вашей команды можно назвать лучшим фантазером? (Предложенные кандидатуры - по одному человеку из каждой команды - награждаются лепестком «Лучший фантазер»).

Задание 3. Отгадать, из какой сказки взят фрагмент, изображенный на иллюстрации; назвать автора этой сказки. Командные места распределяются в зависимости от количества правильных ответов. Можно идти дальше.

Задание 4. Подготовить драматизацию фрагмента сказки (каждой команде предлагается карточка с заданием). В течение 2-3 минут дети готовятся к постановке: выбирают фрагмент для драматизации, распределяют роли, придумывают оформление сцены. В процессе драматизации фрагмента сказки зрители должны отгадать, из какой сказки пришел герой. Присвоение мест также производится на основании анализа конкурса:

1. Героев, каких сказок мы узнали быстрее остальных? Почему?

2. Какими средствами  пользовались «актеры», чтобы донести  до «зрителей» выбранный сюжет?

3. Что оказалось самым  удачным в предложенных постановках?

4. Как команде удалось  точно передать смысл фрагмента?  Что для этого необходимо было сделать?

Путешествие по сказочному лесу продолжается. Но не успели дети сделать  и нескольких шагов, как налетел  ураган и перемешал все сказки.

Задание 5. Каждой команде вручается конверт, в котором - разрезанные название сказки и иллюстрация к ней. Нужно быстро сложить название и картинку. После того, как дети справились с заданием, учитель просит каждую команду оценить свою работу. При распределении мест за этот конкурс следует обращать внимание не столько на оценку, выставленную 
детьми своей команде (как правило, она всегда максимальна), сколько на аргументацию и доказательство детьми правильности выбранной оценки.

Последний участок дороги называется «Любимая сказка».

Задание 6. Рассказать эпизод из своей любимой сказки (каждый учащийся готовит эпизод своей любимой сказки самостоятельно).

Задание рассчитано на то, что каждая команда ставится перед  необходимостью двойного выбора: лучшего  рассказчика и самой интересной сказки. Для выполнения задания младшим  школьникам необходимо объективно оценить подготовленные фрагменты сказок и способности членов команды и определить выступающего.

После предложенных выступлений  обязателен анализ конкурса, завершающийся  определением командных мест - теперь у каждой команды распустился цветок с разным количеством лепестков. Ворота 
в сказочный лес закрываются, и дети хором читают надпись на воротах: «Сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

 

 

 

 

Приложение 8

ТЕСТ

НА ПОВТОРЕНИЕ

 

Дорогой друг, ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы.

Выбери правильный вариант ответа.

 

  1. Надо ли здороваться  с уборщицей в школе, вахтёром, врачом?

     А)  ДА;

    Б)  НЕТ;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

  1. Почему на уроке надо соблюдать тишину?

     А)  Чтобы не мешать учителю и  ученикам;

    Б)  Чтобы мечтать;

    В) НЕ ЗНАЮ.

  1. Надо ли уважать взрослых и прислушиваться к советам?    

А) ДА;

    Б)  НЕТ;

    В)  НЕ  ЗНАЮ.

  1. Можно ли уходить из зала, если кино ещё не закончилось?

     А)  НЕТ;

    Б)  ДА;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

  1. Если ты перебиваешь двух разговаривающих людей, что ты должен сделать?

     А) Извиниться;

    Б)  Начать с ними разговаривать;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

  1. Что мы говорим в первую очередь, набрав номер телефона?

     А)  Здравствуйте;

    Б)  До свидания;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

  1. Можно ли приходить в гости без приглашения?

    А)  НЕТ;

    Б)  ДА;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

  1. Вы учите уроки, а к вам пришла подруга (друг) и пригласила вас погулять. Что бы вы ей (ему) сказали?

     А)  Я делаю уроки, зайди позже;

    Б) Пошли гулять уроки подождут;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

  

Теперь сосчитай количество баллов:

за ответ  А – 2 балла, Б – 1 балл, В – 0 баллов.

 

От 14 до 16 баллов – высокий  уровень поведения, знания правил этикета;

11до 13 баллов – средний  уровень;

до 10 баллов – низкий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

Тест 

по этикету и правилам поведения

 

Дорогой друг, прочитай, пожалуйста, предложенные ситуации и ответь, как бы ты поступил в них.

 

1) Растает даже  маленькая глыба от слова тёплого ___________________

А) Спасибо;

Б) До свидания;

В) НЕ ЗНАЮ. 
2) Зазеленеет старый пень, когда услышит ...__________________________

А) Добрый день;

Б) Привет;

В) НЕ ЗНАЮ.

3) Если тебя  бранят за шалости, надо сказать  ...__________________________

А) Простите, пожалуйста;

    Б)  Извините;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

4) Когда больше  есть не в силах, скажем маме  мы ...______________________ 
А) Спасибо;

 Б) До свидания;

 В) НЕ ЗНАЮ.

5) Где бы мы  ни были, везде на прощание  говорим ..._____________________ 
А) До свидания;

 Б) Добрый  день;

 В) НЕ ЗНАЮ.

6)Можно ли уйти из кинозала во время сеанса?

    А)  НЕТ;

   Б) ДА;

 В) НЕ ЗНАЮ

7) Вы в кино. Как надо проходить между рядами?

     А)  Лицом к сидящим;

    Б) Спиной к сидящим;

 В) НЕ ЗНАЮ

8) Кто выходит из транспорта первым: мальчик или девочка?

А) Мальчик;

Б) Девочка;

В) НЕ ЗНАЮ.

9) Вы идете с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным вам человеком. Надо ли вам здороваться?

     А)  ДА;

    Б)  НЕТ;

  В) НЕ ЗНАЮ

10) Можно ли назвать  человека воспитанным, если он  ломает деревья? 

    А)  НЕТ;

   Б) ДА;

    В)  НЕ ЗНАЮ.

 

Теперь сосчитай количество баллов:

за ответ А – 2 балла, Б – 1 балл, В – 0 баллов.

 

От 18 до 20 баллов – высокий уровень;

Информация о работе Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности