Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...
8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………
8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………
19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……
24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................
28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………
32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………
Что представлено на сравнительной диаграмме (рис. 3):
Рис. 3 Уровни личностной самооценки младшего школьника в контрольной и экспериментальной группе.
Третий этап. 01.03.2006 г. заключительным этапом стало выявления уровня воспитанности учащихся посредствам тестирования. Учащимся был предложен тест, состоящий из 9 вопросов (Приложение 4). Все вопросы были поделены на уровни:
от 15 до 18 баллов – высокий уровень;
от 11-до 14 баллов – средний уровень;
до 10 баллов – низкий уровень.
Были получены следующие данные в контрольной группе: у 3 человек (20%) - высокий уровень воспитанности; у 8 человек (53%) - средний уровень воспитанности; у 4 человек (27%) – низкий уровень воспитанности.
В экспериментальной группе были получены следующие данные: 3 человека (20%) имеют высокий уровень воспитанности; 7 человек (47%) имеют средний уровень воспитанности; 5 человек (33%) имеют низкий уровень воспитанности.
Полученные данные представлены в следующей диаграмме (рис. 4):
Рис. 4. Уровень воспитанности в контрольной и экспериментальной группе.
На основе анализа
стало очевидным, что учащиеся вторых
классов в недостаточной
С этой целью разработан комплекс внеклассных занятий, который составили такие мероприятия как «Путешествие в страну вежливости», «Страна весёлых друзей приглашает в гости», «Путешествие в сказочный лес» и др. Подготовка к занятиям состояла из нескольких этапов:
1 - постановка проблемы на занятии;
2 - выяснение необходимости полученной информации по теме;
3 - конкретизация информации
в соответствии с целью
4 - найти информацию по обозначенной теме;
5 - обработка различной информации, ее осмысление, нахождение оптимальной;
6 - перенос информации
в реальные условия
7 - апробирование и обогащение социального опыта.
Внедрение комплекса начинается с внеклассного занятия на тему «Путешествие в страну вежливости».
Цель внеклассного занятия «Путешествие в страну вежливости»: формирование у учащихся вежливого отношения к окружающим. Главной задачей занятия является: формирование устойчивого комплекса слов вежливых слов в общении и правил этикета.
Внеклассное занятие включало в себя несколько этапов работы:
1 этап. Учащимся было дано домашнее задание: написать как можно больше «волшебных слов».
2 этап. Внеклассное занятие было проведено 1 марта: «Путешествие в страну вежливости» (Приложение 5). Во время внеклассного мероприятия учащиеся принимали не очень активное участие в обсуждении правил общения и поведения. Однако когда были предложены игровые проблемные ситуации, которые опирались на жизненный опыт детей, то ребята заметно оживились, это «Разыграйте ситуацию с использованием двух игрушечных телефонов: Девочка (мальчик) звонит мальчику Коле (девочке Ире), чтобы узнать у него домашнее задание. К телефону подходит папа мальчика. Как ты будешь вести диалог». В результате получено разное понимание разговора по телефону: 3 человека (Даша Ш., Полина С., Сергей К.) сказали, что повесят трубку, так как боятся реакции папы: «а вдруг заругает», 9 человек – в разных интерпретациях предложили «позвать Колю» (Сергей Я., Андрей С., Сергей С., Максим П., Владимир И., Галина Г., Александр В., Кристина З., Бабек Г.) Только 3 человека сказали, что нужно поздороваться, сказать кто звонит и попросить пригласить к телефону Колю. ( Алексей А. Елена В., Анна Б.)
Следующая ситуация для детей предложена на тему «Страна весёлых друзей приглашает в гости».
В данном занятии были предложены коммуникативно-исполнительские ситуации, активно применялись методы самооценки, самосовершенствования, самовоспитания. Задачей занятия были пробудить у ребёнка интерес к самому себе, своему внутреннему миру; привлечь внимание ребят к основным нравственным категориям; формировать самооценку своих качеств и других ребят;
Цель внеклассного занятия «Страна весёлых друзей приглашает в гости» (Приложение 6): формирование чувства сплочённости и взаимодействия в предложенной ситуации. Это творческое мероприятие, в котором учащиеся принимали активное участие. Им была предложена поэтическая игра «Словарь вежливых слов» на повторение, тема сюжета, который нужно было выразить на бумаге и многое другое. Дети охотно отвечали на предложенные вопросы, участвовали во всех конкурсах и выполняли все задания. На этом занятии дети смогли самореализоваться, т.к. сразу было видно, что кто-то лучше рисует, а кто-то отгадывает загадки и песни.
После проведения комплекса занятий было заметно, что дети стали обращать внимание на своё поведение и речь, старались вести себя правильно и говорить правильно.
Другая ситуация предложена на формирование умения пригласить на какое-либо мероприятие: именинник должен пригласить гостей на свой день рожденья, как по телефону, так и при личной встрече. Приглашенные должны правильно ответить на приглашение, выбрать подарок и правильно преподнести его.
В результате игры выявлено, что правилами гостеприимства, умением выбрать подарок обладает 2 человека (Кристина З., Анна Б.) остальные сомневаются или неуверенны в своих знаниях и действиях, так как всегда эти вопросы решают взрослые – родители.
Следует отметить, что участие в ролевых играх принимали и дети с низким уровнем воспитанности (Сергей Я., Андрей С., Галина Г.), они с удовольствием делились информацией, знаниями, впечатлениями. В конце внеклассного занятия учащиеся были в хорошем настроении, достаточно активно обсуждали занятие и делились впечатлениями с учащимися других классов.
На данном занятии использовались коммуникативно-адаптивные ситуации, такие методы как самопрезентация, самопринуждение, самообязательность, самовоспитание. На занятии решались такие задачи как ознакомить ребят с понятиями нравственность, добро, любовь, долг; ознакомить с формами организации культурного поведения; ознакомить детей с возможностями управлять собственным поведением.
Следующий этап – внеклассное занятие на тему «Путешествие в сказочный лес».
Цель внеклассного «Путешествие в сказочный лес» (Приложение 7): формирование норм поведения в школе и общественных местах.
После проведения предыдущих занятий учащиеся стали активнее принимать участие в новом мероприятии. Дети охотно отвечали на предложенные вопросы, участвовали в ролевых играх «Мы пассажиры» и «Мы пришли в кино». Наиболее активными были 5 человек (Полина С., Дарья Ш., Бабек Г., Александр В., Максим П.), менее 7(Алексей А., Анна Б., Галина Г., Кристина З., Сергей К., Андрей С., Сергей С.), не стремились принимать участие в игре 3 человека (Сергей Я., Елена В., Владимир И.).
После обсуждения темы детям на закрепление было предложено ответить на вопросы по данной теме (Приложение 8). На основе анализа ответов детей выявлено, что присвоили знания и применили 7 человек (Сергей Я., Полина С., Дарья Ш., Бабек Г., Александр В., Елена В., Владимир И.), в достаточной степени имеют информацию и готовы применить – 6 человек (Алексей А., Анна Б. Галина Г., Кристина З., Андрей С., Сергей С., Александр В.), имеют информацию, но не применяют 2 человека (Сергей К., Максим П.).
После проведения комплекса занятий было заметно, что дети стали обращать внимание на своё поведение и речь. Стали стараться вести себя и говорить правильно.
На данном занятии
применялись коммуникативно-
Таким образом, на основе опытно- экспериментального исследования выявлено, что создание комплекса внеклассных занятий, направленных на самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности, способствуют воспитанию у младших школьников таких качеств как умение жить вместе, уважать и понимать друг друга, уметь слушать и слышать, сотрудничать, вести диалог, договариваться, искать информацию, проявлять творческие способности и т.д.
2.3. Обобщение результатов
опытно-экспериментального исследования
На основе констатирующей и формирующей части эксперимента нами была выдвинута цель контрольного эксперимента: сравнить уровни констатирующего и контрольного этапов эксперимента и сделать выводы.
Контрольный эксперимент состоял из двух этапов:
1 этап – выявить изменение уровня воспитанности учащихся как аспекта для самосовершенствования личности младшего школьника.
2 этап – выявить изменение уровня воспитанности у младшего школьника.
21 марта учащимся контрольной и экспериментальной группы снова был предложен тест с целью выявления уровня знаний этикета и правил поведения и общения.
На основе анализа теста выявлено, что в контрольной группе показатели немного изменились, так высокий уровень снизился на 1%, средний повысился на 2%, низкий понизился на 1%. В экспериментальной группе после проведенного комплекса внеклассных мероприятий учащихся с низкими знаниями этикета уменьшилось на 6 %; а количество учащихся со средними знаниями этикета увеличилось на 6 %; с высокими показателя количество учащихся осталось без изменений. У учащихся повысились не только теоретические, но и практические знания. Полученные данные представлены в сравнительной диаграмме на рис. 5 и рис. 6:
Рис. 5 Изменение уровня сформированности знаний о правилах поведения и этикета в контрольной группе.
Рис. 6 Изменение уровня сформированности знаний о правилах поведения и этикета в экспериментальной группе.
22 марта учащимся контрольной и экспериментальной группы снова было предложено расположить себя на ступенях лестницы с целью выявления их самооценки.
После обработки результатов в контрольной группе мы получили следующие данные в контрольной группе:
высокий уровень самооценки – 5 человек, что составило 34%;
средний уровень самооценки – 7 человек - 46%;
низкий уровень самооценки – 3 человека -20%.
Такой же тест был проведен и в экспериментальной группе. Были получены следующие результаты:
высокий уровень самооценки - 4 человека, что составило 27%;
средний уровень самооценки – 7 человек - 46%;
низкий уровень самооценки – 4 человека - 27%.
Результаты проведенного контрольного эксперимента после формирующей части исследования в контрольной и экспериментальной группах можно наглядно представить в виде диаграмм (рис.7, рис. 8):
Рис. 7. Изменение уровня личностной самооценки в контрольной группе
Рис. 8. Изменение уровня личностной самооценки в экспериментальной группе
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся контрольной группы уровень личностной самооценки не изменился. Однако в экспериментальной группе учащихся с низким уровнем самооценки уменьшилось на 6%; на 6% увеличилось количество учащихся со средней самооценкой; количество учащихся с высокой самооценкой не изменились.
Таким образом, показатели контрольной группы после формирующего эксперимента не изменились. В экспериментальной группе количество учащихся с низкими знаниями правил этикета уменьшилось на 6%; количество учащихся со средними знаниями правил этикета увеличилось на 6%; показатели с высокими знаниями этикета не изменились.
23 марта с целью выявления у учащихся изменений уровня воспитанности.
Были получены следующие результаты; в контрольной группе 3 человека (20%) имеют высокий уровень воспитанности; 8 человек (53%) имеют средний уровень воспитанности; 4 человека (27%) имеют низкий уровень воспитанности. В экспериментальной группе, что 3 человека (20%) имеют высокий уровень воспитанности; 8 человек (53%) имеют средний уровень воспитанности; 4 человека (27%) имеют низкий уровень воспитанности
Что представлено в сравнительных диаграммах (рис.9, рис. 10):
Рис. 9 Изменение уровня воспитанности в контрольной группе.
Рис. 10 Изменение уровня воспитанности в экспериментальной группе.
Можно сделать вывод, что в экспериментальной группе количество учащихся с низким уровнем воспитанности уменьшилось на 6 %; количество учащихся со средними уровнем воспитанности увеличилось на 6%. Количество учащихся с высокими уровнем воспитанности не изменилось.
Таким образом, на основе опытно- экспериментального исследования можно сделать вывод, что применение эффективных методов и приемов в комплексе внеклассных занятий является эффективным средством повышения уровня воспитанности учащихся, которые будут способствовать более успешному обучению младших школьников, повышению личностной самооценки учащихся, их самосовершенствованию.