Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...

8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………

8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………

19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……

24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................


28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………


32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКРЯшина 22.05.06.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

Самосовершенствование

 

самопознание



 

самовоспитание





Самообразование





 


  


самореализация


 

самоутверждение




Самоопределение





 

 

саморазвитие




 

 

Рис. 1. Схема компонентов  самосовершенствования личности.

 

Самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности [20, с. 11], где самопознание -  это познание себя как личности, свои чувств, желаний потребностей, достоинств и недостатков [13, с. 133].

Важным компонентом в самосовершенствование  личности является самовоспитание – это сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств [13, с. 132].

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определённых личностно или общественно значимых образовательных целей [13, с. 132].

Самореализация – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных возможностей [13, с. 133].

Самоутверждение – достижение субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации [13, с. 135].

Самоопределение - от первого осознания своих данных и способностей к сознательному выбору профессии и своего места в жизни [20, с. 25].

Саморазвитие - представляется как, определённая переработка и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества. Причём интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность [20, с. 11].

Отдельной и очень  важной графой в работе учителя стоит  вопрос воспитания морально-нравственных качеств ученика, основой которых является этика взаимоотношений. Работая с детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается с проблемами этики в общем, и этических отношений в частности. Особенно эта проблема актуальна для младшего школьника, т.к. он входит в новый коллектив, где все ученики уже имеют стереотипную форму поведения, приобретённую в семье или детском саду общения с детьми и взрослыми, однако школа требует выполнения новых правил, взаимоотношения и сотрудничества. Выстраивание этих отношений зачастую достаточно сложно. Кроме того, младший школьник постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями детей к одному и тому же предмету и здесь большую роль играет учитель. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях могут помочь формированию дружного сплоченного детского коллектива. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание.

В основе самосовершенствования лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создаёт стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки. А.И. Кочетов подчеркивал, что работа над собой требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самосовершенствования. Самосовершенствование начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент. Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивание всех «за» и «против», пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована цель. А.И. Кочетов рекомендует цель в течение нескольких дней проговаривать в слух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании [15, с. 273].

Ещё К.Д. Ушинский, занимаясь самовоспитанием своего характера, разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:  спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, получится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках; ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что, есть, ни тем, что будет; никому не показывать этого журнала [22, с. 75].

Разрабатываемые личностью  программы и правила самосовершенствования  имеют большое значение. По терминологии П.К.Анохина, они выполняют функцию  “акцептора действия” (от лат. «acceptor» - принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил, и тем самым стимулирует усилия человека в работе над собой. Чем детальней разработаны программы самосовершенствования, правила поведения, тем эффективней будет проходить работа над собой [2, с. 34].

Каким же образом должна быть организована деятельность ученика и учителя? Какова должна быть технология формирования самосовершенствующейся личности?

А.А Ухтомский рассматривал процессы самосовершенствования  как доминанты в психическом развитии, и для их функционирования определил три группы условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определённый опыт успеха и тренинг достижений.

3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Однако в  традиционной классноурочной системе не содержится достаточного количества элементов для создания указанных условий. В учебном плане средней школы отсутствуют учебные дисциплины, которые включали бы сущность, содержание и закономерности формирования личности учащихся. Развитие учащихся определяется и отслеживается лишь по результатам усвоения знаний по основным дисциплинам.

В традиционной технологии обучения ученик – объект педагогических воздействий, исполнитель требований учителя. Он не может осуществлять полноценный цикл деятельности.

А.А. Ухтомский считал что, для эффективного формирования самосовершенствования необходимы стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребёнка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию – вот климат, способствующий формированию самосовершенствования. Наибольшее влияние на создание этого климата оказывают четыре сферы жизнедеятельности ребёнка: семья со своими культурными традициями, уличная детская среда с особым стилем общения, средства массовой информации и школа.

По мнению Г.К. Селевко влияние школы на развитие ребёнка в настоящее время составляет до 20-30% от всех воздействующих на него факторов. В технологии саморазвития личности этот показатель должен возрасти до 70-80%. Для этого требуется создать в учебном процессе такую деятельностную среду, которая направляла бы ребёнка на самосовершенствование, формировала бы умения и навыки самосовершенствования, корректировала в нужном направлении, предоставляла бы возможность саморазвития [20, с. 35].

Среда, стиль, воспитательный фон, создаваемые во время внеучебной деятельности ребёнка, определяются двумя основными факторами: личностными отношениями и организацией учебного процесса, двух 
его частей: преподавания и учения. В традиционной системе 
обучения переоценивается преподавание и недооценивается 
учение. Решающее значение для возникновения и формирования 
самосовершенствования личности имеет удовлетворение потребностей саморазвития и самосовершенствования в опыте жизнедеятельности ребёнка и подростка, в продуктивных, творческих видах деятельности. Поэтому одна из важнейших методических, организационных задач в технологии саморазвития личности - предоставить самостоятельность и дать возможность проявить творческие способности личности.

В самом общем виде самостоятельность – это интегративное качество личности, характеризующее уровень умений регулировать свои отношения с окружающими и самим собой. Самостоятельность проявляется в осознанном самоопределении личности, в адекватной самооценке ею своих сил и способностей, в наличии умений и навыков самовоспитания и самообразования, в способности к независимому самоопределению в жизненных обстоятельствах, к утверждению себя в обществе, наконец, в умении создавать для себя необходимый минимум условий жизнедеятельности. Самостоятельность – это важнейший показатель гармонии человека с окружающей средой, определяющий весь образ его жизни.

Самостоятельность есть важнейший результат воспитания и самовоспитания, вместе с тем  она выступает одновременно и  как важнейшее условие и инструмент саморазвития личности. Установлено, что чем выше уровень самостоятельности личности, тем интенсивнее протекают процессы «обратной связи», т.е. усвоение и применение опыта, обучения и воспитания.

Педагогическая задача учителя состоит в том, чтобы помочь личности осознать происходящие в её психике процессы развития, вызвать их мотивацию, научить ребёнка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития

Большое значение в самосовершенствовании  личности младшего школьника играет организованная внеурочная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности ребенка.  Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка:

 во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Например, в одной из школ Тольятти в I классе за несколько минут до Новогоднего огонька выяснилось, что испортилась электрическая гирлянда. Учительница пошла за помощью. Когда она вернулась со старшеклассником, оказалось, что гирлянда уже работает, потому что ее починил ученик I класса – недисциплинированный, неаккуратный, неусидчивый на уроках, но смышленый Кирилл. Так учительница узнала об увлечении ребенка электротехникой и в дальнейшем создавала ситуации, позволяющие развить его технические способности.

В этом классе, но уже  на втором году обучения, удивила всех «почти двоечница» Таня К. На работе на пришкольном участке при посадке цветов она так ловко, быстро, красиво работала, что обогнала многих ребят из средних и старших классов, таким образом, мнение о Тане К. как «отъявленной лентяйке» изменилось у учителей  и ребят.

Школьный опыт позволяет  сделать вывод, что внеурочная работа помогает преодолеть стереотипы  восприятия ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной деятельности обогащают личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые фактические умения и навыки. Например, в «секретной мастерской» второклассники после уроков месте с учительницей изготавливают различные сувениры из «киндер сюрпризов», пластмассовых бутылок, а на общеклассном занятии «Мы идем в гости» учатся преподносить подарки, заботиться о других и т.д.

В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет в будущем самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания, алкоголизм и др. Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеурочная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения – опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим. Таким образом, внеурочная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Информация о работе Методы и приёмы самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности