Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:18, дипломная работа
Актуальность исследования. В концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области модернизации системы образования в России, система образования региона рассматривается как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности. Концепция компетентностно-ориентированного образования направлена на приведение результатов деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране,
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава I. Самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности как педагогическая проблема………………...
8
1.1.
Понятие самосовершенствования личности как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………
8
1.2.
Классификация методов и приемов самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности……………………
19
1.3.
Самосовершенствование личности младшего школьника через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности ……
24
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………..................................................................
28
2.1.
Методика исследования…………………………………………………..
28
2.2.
Внедрение и апробация комплекса занятий по самосовершенствованию личности младшего школьника во внеурочной деятельности…………………………………………………
32
2.3.
Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования…
40
Заключение……………………………………………………………………..
45
Список литературы………………………………………………………….....
48
Приложения……………………………………………
Поскольку внеурочная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Специфика внеурочной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеурочная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеурочной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеурочной работе дети усваиваю моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеурочной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с воспитательной работой на уроке и а конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеурочной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка
Таким образом, перечисленные задачи определяют основные направления самосовершенствования личности ученика, в которой внеурочная деятельность является одной из основополагающих. Выбирая форму внеурочной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, методов и приемов, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
1.2. Классификация методов и приемов
самосовершенствования личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность личности школьника рассматривается как возможность совершенствования духовных и морально-нравственных качеств в свободное от обучения время, в котором важное значение в достижении качества воспитания имеют методы и приемы, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной работы.
Метод - это то средство, с помощью которого учитель решает состоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Слово «метод» происходит от греческого methodos, что дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи [22, с. 806].
В педагогике широко используются такие методы и приемы как беседа (групповая, индивидуальная), тестирование, анкетирование, наблюдение и др.
Например, выбрав общеурочное занятие «Человек и космос», направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу; поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа); метод игры будет применяться в различных вариантах: элемент сюжетноролевой игры, когда с помощью специальных игровых атрибутов (космического «шлема», «ракеты») одного из детей отправляют в «космос» и просят описать, что он видит: составление «плана полета», когда дети должны перечислить те виды работ, которые выполняют космонавты; расшифровать загадочные письмена, оставленные на далекой планете (метод распределение обязанностей), и т.д.
В качестве приемов и средств на этом общеклассном занятии выступают: оформление класса (карта звездного неба, портреты космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформление («космическая музыка», записи переговоров космонавтов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеоматериалы, «послание чужой планеты», книги о космосе, рекомендуемые детям.
Для самосовершенствования личности школьника начальных классов мы предлагаем следующую классификацию методов и приемов, важнейшим из них являются:
Метод самосовершенствования. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или какие действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: “Я никогда не употреблю плохих слов”, “Я не допускаю сквернословия”, “Скверные слова позорят того, кто их употребляет”. Такое самосовершенствования нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самосовершенствования обуславливается тем, что, закрепившись в сознание и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Метод самовоспитания. Сущность его состоит в том, что ученик, выявляет свои недостатки, например неумение, держать своё слово, убеждает себя в необходимости изжитья этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленными совершенствования. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащейся будет убеждать себя в слух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: “Нехорошо давать слово и не держать его”, “Надо постараться всегда держать своё слово”.
О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал С.Я. Долецкий, который считал, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказывание в слух признание простить себе труднее [8, с. 46].
Самообязательность. Он предполагает, что учащейся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое- то положительное качество, например, аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели, и способствовать формированию соответствующей привычки.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной-недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – это же примета бескультурья» и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод особенно хорош, когда речь идет о самовоспитании, отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. В процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик ловит себя на мысли, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам в подобном положении, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки. Вряд ли найдется школьник, которого не шокировала бы грубость и нечестность Собакевича из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и не возбуждала бы сочувственного и душевного отношения к людям».
Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например, вставать утром ровно в 7 часов, не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Проснувшись в указанное время, учащемуся следует заставить себя сразу встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти в кино. В этом смысле исторический интерес представляет такой факт. Томас Мор, будучи канцлером Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плеть, которой он «наказывал» себя, когда допускал неверные действия. Пример этот, разумеется, приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.
Таким образом, для эффективного процесса самосовершенствования младшего школьника мы выделяем приоритетные направления:
во-первых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе со специальными навыками общения;
во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению;
в-третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему;
в-четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и самосовершенствования.
Для достижения поставленных задач необходимо планомерное воспитание, основанное на системе занятий, целеполаганием которых является формирование будущей морально-нравственной личности. Разработка комплекса занятий на основе эффективных методов и приемов будет рассмотрена в следующем параграфе.
1.3. Самосовершенствование личности младшего школьника
через проектирование комплекса занятий во внеурочной деятельности
Проектирование самосовершенствования личности школьника включает комплекс занятий по этике. Это предварительная ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования. Комплекс занятий раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребёнком себя и других, даёт примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением. В начальной школе закладывается основа самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу». Наряду с воздействием на поведение с сознательной стороны одновременно организуются по осознанным нормам все виды жизнедеятельности школьника: игра, ученье, общественно-полезная работа, бытовой труд. Для успешного усвоения начал этики важен пример родителей и других взрослых, имеют значение санитарно-гигиенический режим, а также общий оптимистический фон учебно-воспитательного процесса. К началу школьного периода ребёнок приходит с некоторыми физиологически заданными и уже сложившимися характеристиками: определённым уровнем активности, скоростью реакции на новую обстановку, режимом деятельности, порогами реагирования и др., которые сохранятся в основном на длительный период жизни. Но младший школьный возраст (I-IV классы, 7-10 лет) сопровождается значительной анатомо-физиологической перестройкой организма. В этот период в головном мозге, увеличивающемся в весе до 1350 г., развиваются участки, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Увеличиваются возможности тормозных реакций, что помогает ребёнку перестраивать своё поведение в соответствии с требованиями старших. Психика младшего школьника характеризуется пластичностью, восприимчивостью и внушаемостью. Он доверчив, исполнителен, подражателен. Поэтому огромное влияние на формирование его личности оказывает окружающая среда – учитель, школа, семья.