Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.

 

 

1.  Теоретическое  обоснование  успешности  применения  методики     организации  коллективной  деятельности  обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр. 

 

 

2. Методика организации  различных форм

 

 коллективного творчества  младших школьников

 

 на уроках изобразительного  искусства  в начальной школе………….15 стр.

 

 

Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.

 

 

Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

 

 

Приложения:

 

 

Приложение 1  Результаты диагностического обследования уровня сформированности  ключевых компетенций  художественного развития обучающихся  I-IV классов 

 

 

Приложение 2  Перспективное  планирование уроков коллективного 

 

творчества  (I-IV Кл.)

 

 

Приложение 3 Рисунки –  схемы коллективных работ

 

 

Приложение 4  Фотографии  коллективных работ

 

 

Приложение 5  Конспекты  уроков коллективного творчества

 

 

Приложение 6  Видеофильм «Урок коллективного творчества во 2 классе. Тема: Изображение и фантазия. Изображение фантастических животных»

 

 

Приложение 7  Слайд –  шоу  «Коллективное творчество  на уроках изобразительного искусства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Оглавление

 

 

Введение ……………………………………………………………………. .. 4  стр.

 

 

Глава 1  Теоретическое  обоснование успешности

 

применения методики организации  коллективной деятельности

 

обучающихся в начальной  школе………………………………………….6  стр.

 

1.1.  Исторический аспект  методики организации 

 

          коллективного творчества обучающихся  в начальной школе ............6 стр.

 

1.2. Воспитательно-образовательные  возможности коллективной    изобразительной деятельности……………………………………….….9 стр.

 

1.3.  Формы коллективной  изобразительной деятельности и  их 

 

         классификация ………………………………………………………….10 стр. 

 

1.4. Возрастные особенности   младших школьников и 

 

       коллективная    изобразительная  деятельность…..................................13 стр.

 

 

Глава 2  Методика организации  различных форм

 

 коллективного творчества  младших школьников

 

 на уроках изобразительного  искусства  в начальной школе…………15 стр.

 

2.1.Содержание, формы и  методы организации коллективной 

 

     деятельности  на  уроках изобразительного искусства  ……..…………..15 стр.

 

2.2.  Диагностическое исследование  процесса влияния

 

       коллективной  деятельности на художественно  –

 

       творческое  развитие младших школьников…………………………….24 стр.

 

Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.

 

 

Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

 

 

Приложения:

 

 

Приложение 1  Результаты диагностического обследования уровня сформированности ключевых компетенций  художественного развития обучающихся  I-IV классов

 

Приложение 2  Перспективное  планирование уроков коллективного 

 

творчества  (I-IV Кл.)

 

Приложение 3 Рисунки –  схемы коллективных работ

 

Приложение 4  Фотографии  коллективных работ

 

Приложение 5  Конспекты  уроков коллективного творчества

 

Приложение 6  Видеофильм «Урок коллективного творчества во 2 классе. Тема: Изображение и фантазия. Изображение фантастических животных»

 

Приложение 7  Слайд –  шоу  «Коллективное творчество  на уроках изобразительного искусства»

 

 

 

 

Введение

 

 

        В  настоящее время формирование  культуры общения и творческого  отношения к любимому делу  – являются наиболее актуальными  проблемами воспитания подрастающего  поколения. В практике образовательных  учреждений педагоги отмечают  тот факт, что современные школьники  испытывают трудности в общении,  не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное  творчество других. Как решить  эту проблему? По мнению Т.С.Комаровой  и В.И.Колякиной, одним из эффективных  средств решения данной проблемы  является организация коллективного  изобразительного творчества на  уроках изобразительного искусства.  К сожалению, на практике часто  бывает, что учитель, чрезмерно  заботясь о дисциплине на уроке,  запрещает детям разговаривать  друг с другом, обмениваться впечатлениями,  показывать друг другу свои  работы. Тем самым педагог лишает  ребят радости содержательного  общения, препятствует обогащению  их опыта, развитию творческих  замыслов, стремления помочь тому, кто нуждается в помощи, наконец,  интереса к предмету изобразительное  искусство. 

 

        Вышесказанное  и побудило нас провести целенаправленную  работу по выявлению и обоснованию  теоретического и практического  значения вопроса организации  коллективного творчества младших  школьников на уроках изобразительного  искусства.

 

Цель данной работы –  определить содержание, раскрыть различные  формы организации коллективного  творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения « Начальная школа – детский  сад № 33 для детей с нарушением зрения»

 

         Достижение поставленной цели  связывается с решением следующих  задач:

изучить состояние проблемы на данный момент; рассмотреть известные  классификации форм коллективной изобразительной  деятельности;

определиться в понятийном аппарате проблемы;

выявить особенности содержания, форм коллективного творчества;

определить условия успешного  осуществления процесса организации

 

    изобразительной  коллективной деятельности;

 

5.  составить перспективный  план уроков коллективного   творчества;

провести диагностическое  исследование процесса влияния коллективной  деятельности на художественно –  творческое развитие младших школьников.

 

Объектом  данного исследования является коллективное творчество.

 

Предмет исследования: процесс  влияния специально организованной коллективной деятельности на художественно - творческое  развитие младших школьников.

 

Исходя из всего вышесказанного, нами сформулирована гипотеза  исследования: эффективность влияния изобразительной  коллективной деятельности на художественное воспитание младших школьников возможна при реализации следующих условий:

интеграции разных видов  художественной деятельности младших  школьников и комплексном использовании  разных видов искусства;

использования перспективного плана проведения уроков коллективного  творчества;

систематической организации  выставок коллективных панно, использования  коллективных композиций в оформлении праздников.

 

В основу теоретического обоснования  изучаемой нами проблемы мы положили идеи И.Н.Турро, Г.В.Лабунской, П.П.Блонского, Б.М.Неменского, Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова. Авторы пишут: «« Коллективная форма  организации дает возможность формировать  навыки и умения работать вместе, строить  общение, развивать почву для  проявления и формирования общественно  – значимых мотивов» (5, с.7).

 

Теоретическая новизна, по мнению автора, заключается в том, осуществлен  интегративный подход к проблеме художественного воспитания средствами коллективного творчества. Описание методики организации изобразительной  коллективной деятельности открывает  возможности дальнейшей разработки педагогических технологий эффективной  художественной деятельности в школе.

 

Практическая значимость работы заключается в разработке методологических основ приобщения младших школьников к изобразительному творчеству с целью их эстетического  развития, а также в создании методического  обеспечения руководства художественным воспитанием детей средствами  коллективной деятельности в условиях начальной школы.

 

В исследовательской работе нами были использованы следующие методы:

теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;

диагностика (наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности).

 

База исследования: специальное (коррекционное) образовательное учреждение « Начальная школа № 33 для детей  с нарушением зрения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретическое обоснование  успешности применения методики организации  коллективной изобразительной деятельности в начальной школе

 

 Исторический аспект  проблемы организации коллективного  творчества обучающихся в начальной  школе

 

 

Коллективная деятельность детей стала рассматриваться  как актуальный метод художественного  воспитания и приобщения детей к  изобразительному творчеству сравнительно недавно. Значительный рост интереса педагогов  к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти  это можно объяснить появлением новых концепций художественного  образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих  не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного  воспи тания появился значительно  раньше.

 

На рубеже XIX—XX вв. педагоги большое значение отводили игровым  приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной  из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей  на общей плоскости большого размера.

 

В первые годы советской  власти новая школа искала свои методы и приемы обучения детей. Социальное воспитание противопоставлялось воспитанию индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активности —  все эти задачи новой школы  осуществлялись на занятиях художественной и декоративно-прикладной деятельностью. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении  классных комнат, школы, спектаклей, революционных  праздников. Оформительские работы как  результат коллективного художественного  труда детей имели внушительные размеры и общественно значимый результат.

 

Активными пропагандистами  метода коллективного творчества в  те годы были педагоги-экспериментаторы А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Г. В. Лабунская, К. М. Лепилов, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехтель  и др. Под руководством учителя  изобразительной деятельности усилиями одного класса и за один урок создавались  монументальные произведения: макеты, декоративные панно, большие тематические композиции. Для выполнения некоторых  работ объединялись усилия всей школы, учащиеся разного возраста принимали  участие в коллективной художественно-производственной деятельности. Педагоги, организовывающие процесс коллективного творчества детей, утверждали, что выполнение таких  работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду, а разнообразие материалов способствует проявлению инициативы и изобретательности. Даже название методов организации  коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод».

 

В 30-е гг. произошла радикальная  смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами предмета «рисование»  было обучение детей основам изобразительной  грамоты, развитие умения и навыков  рисования различных предметов  с натуры и по памяти. Рисование  с натуры стало основным методом  обучения. Содержание программы по ри сованию, направленное на развитие индивидуальных знаний, умений и навыков, исключило возможность совместной деятельности детей на уроках.

 

Коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий  по изобразительному искусству. Этот метод  использовался педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного  искусства при выполнении общественных работ, связанных с оформлением  праздников: изготовление елочных украшений, плакатов, лозунгов, стенных газет, декоративных фризов и т.п.

 

Лишь в начале 60-х гг. были предприняты попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации  изобразительного творчества на уроке  рисования в начальных классах (Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, В. Н. Ветров, Т. Я. Шпикалова). Коллективная деятельность как игровой прием активно  применялась на занятиях рисованием в детском саду. О значении совместной изобразительной деятельности в  воспитании дошкольников писали Н. П. Сакулина, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова и др.

 

В 70-е гг. в рамках диссертационного исследования И.Н.Турро было определено значение коллективной деятельности в  художественном образовании младших  школьников, дан наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной  деятельности и их классификация. Автором  отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности.

 

В работе И.Н. Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают  благоприятные условия для общения  детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат  коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству  с жизнью.

 

Многие из положений работы И.Н. Турро, созвучные идеям педагогов 20-х гг., и сегодня не утратили актуальности, в частности, проблема коллективной деятельности детей, наиболее существенная в теории художественной педагогики, а предложенная методика организации совместной изобразительной  деятельности учащихся приемлема для  современного урока не только в начальной  школе, но и в старших классах.

Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности