Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

В конце 70-х и в начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного  образования АПН СССР осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению  нового содержания, форм и методов  художественного воспитания детей  средствами изобразительного искусства.

 

 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»  под редакцией Б.М. Неменского как  результат совместного поиска НИИ  художественного вос питания, Союза  художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и  групповых работ.

 

Б.М.Неменский в книге  « Мудрость красоты» дал высокую  оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого  метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и еще опыт понимания места  и роли искусства в жизни. В  программе « Изобразительное  искусство. Основы народного и декоративно  – прикладного творчества» под  редакцией Т.Я Шпикаловой также  высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков –  праздников, уроков обобщения знания учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного  и декоративно – прикладного  искусства.

 

В конце 90-х гг. вышло учебное  пособие Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова  « Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное  средство решения многих воспитательных и дидактических задач.  Совместный труд, по их мнению, обладает качествами, способными стимулировать интерес  к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что  детям нравится работать сообща, что  их радует сопричастность к полученному  общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения  коллективных форм в практику художественного  воспитания детей.

 

Учебное пособие, разработанное  Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым, предназначено  для педагогов дошкольных учреждений. В нем рассматриваются разнообразные  формы и методы организации коллективной деятельности на занятиях изобразительным  искусством с дошкольниками. Однако эти методы могут быть использованы и на уроках изобразительного искусства  в школе.

 

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее  и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность  в эстетическом общении и интерес  к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой  прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс  урока и как метод обобщения  знаний и умений учащихся позволяет  активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции обучащаюхся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Воспитательно-образовательные  возможности коллективной    изобразительной деятельности

 

 

Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности — это средство передачи полезной информации и практического  опыта, средство формирования культуры самого общения.

 

Коллективная изобразительная  деятельность рассматривается как  продуктивное общение, в котором  осуществляются следующие функции:

информационная — обмен  чувственной и познавательной информацией;

контактная — готовность к приему и передаче информации;

координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

персептивная — восприятие и понимание друг друга;

развивающая — изменение  личностных качеств участников деятельности.

     Подлинная  коллективность предполагает не  только наличие четких организационных  связей, эффективно-продуктивную организацию  дел, но и нравственную потребность  в другом человеке, которая основывается  на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной  коллективности, способствующей развитию  коллективного творчества, выступают  следующие показатели:

 

—        общность   интересов   и   осознанность   цели   работы   каждым   участником коллективной деятельности;

 

—        неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения  и самореализации каждого;

гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

доверие и взаимопомощь (между  членами коллектива);

 

—        сочетание  ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

 

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с  целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся  в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Формы коллективной  изобразительной деятельности и  их 

 

         классификация  

 

 

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Такое положение объясняется  тем, что коллективная деятельность популярна среди учителей как  наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы ее организации. Анализируя опыт учителей изобразительного искусства, нельзя не заметить, что  многие из форм, несмотря на авторские  названия, например «эстафета», «конвейер», «коллективно-производственная», «совместно-последовательная», по сути одна и та же форма коллективной деятельности, в основе которой лежит  последовательное выполнение отдельной  технологической операции процесса изготовления части или элемента какого-либо изделия одним ребенком. Но вот методика организации работы такого конвейера может быть разнообразна настолько, что коллективная деятельность из разряда совместной операционно-технологической перейдет в разряд художественно-творческой или занимательно-игровой.

 

Следовательно, чтобы обобщить опыт многих, сделав его доступным  для каждого, потребуется привести все известные формы к единой системе. Только так накопленный  опыт педагогов-практиков может  стать достоянием молодых специалистов.

 

Для чего нужно опытному учителю изобразительного искусства  знать классификацию форм коллективной деятельности?

 

Во-первых, для того чтобы  сознательно перенимать чужой педагогический опыт и, понимая принцип организации  работы детей над коллективной композицией, подбирать адекватные методы и приемы ведения коллективного труда  с учетом возрастных особенностей обучающихся, целей урока и специфики технологии изоб разительной или декоративно-прикладной деятельности. Во-вторых, знание разных форм и методики проведения коллективных занятий активизирует собственное  педагогическое творчество педагога, наполняя известную форму работы новым содержанием, новыми приемами активизации художественной деятельности и обоб щения коллективного результата.

 

Таким образом, и теоретикам, и практикам нужна четкая, выверенная классификация видов коллективной деятельности, система методов и  приемов ее организации.

 

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации  коллективных форм изобразительной  деятельности.

 

Автор первой классификации  — М.Н. Турро, исследовавший еще  в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ  по изобразительному искусству в  начальных классах!. В основу его  классификации коллективных работ  были положены особенности организации  совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основных формы коллек тивной изобразительной  деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

 

1. Фронтальная форма, при  которой коллективная работа  представляет собой соединение  индивидуальных рисунков детей,  сделанных с учетом поставленной  педагогом задачи или со знанием  замысла общей композиции. Процесс  совместной деятельности наблюдается  лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

 

2.     Комплексная  форма предполагает выполнение  коллективной работы на

 

одной плоскости, когда каждый воспитанник делает свою часть  задания, имея

 

представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с  тем, что делают другие.

 

3.   Коллективно-производственная  форма, при которой деятельность  детей

 

строится  по  принципу  конвейера,   когда  каждый  делает только одну

 

определенную операцию в  процессе изготовления изделия.

 

К сожалению, опыт М.Н. Турро  в свое время не получил развития, так как содержание программы  по изобразительному искусству в 70-е  гг. не способствовало широкому внедрению  коллективных форм работы в практику школы. На уроках рисования в 70 — 80-х  гг. популярна была лишь наиболее легкая форма совместной деятельности - фронтальная, которая получила позже название индивидуально-коллективной. Методика организации коллективной деятельности этой формы такова: разбить большое  изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты  в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность учащихся напоминала коллективную. Сложность  организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня и не было согласованности в эстетических представлениях учеников.

 

В ходе экспериментальной  работы над содержанием программы  «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями-экспериментаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы  по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому  подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные — работа в паре, например, учащихся, сидящих  за одной партой; групповые —  в небольших группах по 3—5 человек; коллективные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.

 

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной  деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и  А.И.Савенковым. В ее основе лежат  три основные формы организации  совместной деятельности, выделенные психологами; совместно-индивидуальная, совместно-пос ледовательная и  совместно-взаимодействующая.

 

Совместно-индивидуальная форма  характеризуется тем, что участники  вначале работают индивидуально  с учетом единого замысла и  лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей  композиции. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда резуль тат действий одного участника находится в  тесной зависимости от результатов  предыдущего и последующего участников. Совместно-взаимодействующая форма  представляет возможности вести  совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

 

Эта  классификация  совместной  деятельности  на  занятиях  изобразительного искусства созвучна системе видов  коллективной работы, предложенной И.И. Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов  организации коллективного труда. Мы выбираем ее для обобщения нашего опыта организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства еще и потому, что  каждая из представленных в ней форм совместной деятельности не препятствует делению класса на пары, малые или  большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их вза имодействие позволяет максимально  использовать творческий потенциал  каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в  методику ее организации. Кроме того, мы допускаем комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены  ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного  творчества учащихся.

 

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства, проследим на конкретных примерах методику вовлечения детей  в коллективную деятельность, выделим  приемы организации процесса коллективного  творчества и принципы составления  коллектив ных композиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Возрастные особенности   младших школьников и   коллективная  изобразительная деятельность

 

 

При выборе формы и методики организации совместной работы обучающихся  не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями  и уровнем приобретенного опыта  общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности  к общению.

 

Возрастные особенности  младших школьников накладывают  специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства. Поэтому, несмотря на разработанность  методики проведения коллективных занятий, остается актуальной проблема эффективного использования совместной деятельности на уроках изобразительного искусства  в разных возрастных группах. Рассмотрим, с одной стороны, какие возрастные особенности младших школьников  следует учитывать при организации  коллективной деятельности учащихся, а с другой — определим, какие  качества личности развиваются в  коллективной деятельности, способствуя  ее совершенствованию и активизации  коллективного творчества учащихся.

Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности