Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция
В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других
Введение ………………………………………………………………………..4 стр.
1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.
2. Методика организации различных форм
коллективного творчества младших школьников
на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.
Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.
Литература ………………………………………….………………………..36 стр.
В конце 70-х и в начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования АПН СССР осуществляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного вос питания, Союза художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.
Б.М.Неменский в книге « Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и еще опыт понимания места и роли искусства в жизни. В программе « Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного творчества» под редакцией Т.Я Шпикаловой также высоко оценивается коллективная деятельность как метод проведения уроков – праздников, уроков обобщения знания учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно – прикладного искусства.
В конце 90-х гг. вышло учебное
пособие Т.С.Комаровой и А.И.
Учебное пособие, разработанное
Т.С.Комаровой и А.И.
Таким образом, коллективная
деятельность имеет огромное значение
в художественном воспитании школьников
как средство, активизирующее развитие
их творческого потенциала, формирующее
и совершенствующее навыки совместной
работы, развивающее потребность
в эстетическом общении и интерес
к изобразительной
1.2. Воспитательно-образовательные возможности коллективной изобразительной деятельности
Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности — это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.
Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;
контактная — готовность к приему и передаче информации;
координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
персептивная — восприятие и понимание друг друга;
развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.
Подлинная
коллективность предполагает
— общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
— неограниченность
индивидуально-творческого
гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;
доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);
— сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.
1.3. Формы коллективной
изобразительной деятельности
классификация
В практике преподавания изобразительного
искусства в школе существует
несколько форм коллективной деятельности
и большое число методик ее
организации. Такое положение объясняется
тем, что коллективная деятельность
популярна среди учителей как
наиболее эффективный метод приобщения
детей к изобразительному искусству,
и поэтому преподаватели ищут
новые формы и методы ее организации.
Анализируя опыт учителей изобразительного
искусства, нельзя не заметить, что
многие из форм, несмотря на авторские
названия, например «эстафета», «конвейер»,
«коллективно-производственная»
Следовательно, чтобы обобщить опыт многих, сделав его доступным для каждого, потребуется привести все известные формы к единой системе. Только так накопленный опыт педагогов-практиков может стать достоянием молодых специалистов.
Для чего нужно опытному учителю изобразительного искусства знать классификацию форм коллективной деятельности?
Во-первых, для того чтобы
сознательно перенимать чужой педагогический
опыт и, понимая принцип организации
работы детей над коллективной композицией,
подбирать адекватные методы и приемы
ведения коллективного труда
с учетом возрастных особенностей обучающихся,
целей урока и специфики
Таким образом, и теоретикам,
и практикам нужна четкая, выверенная
классификация видов
В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.
Автор первой классификации
— М.Н. Турро, исследовавший еще
в 70-е гг. образовательные и
1. Фронтальная форма, при
которой коллективная работа
представляет собой соединение
индивидуальных рисунков детей,
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на
одной плоскости, когда каждый воспитанник делает свою часть задания, имея
представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
3. Коллективно-производственная
форма, при которой
строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну
определенную операцию в процессе изготовления изделия.
К сожалению, опыт М.Н. Турро
в свое время не получил развития,
так как содержание программы
по изобразительному искусству в 70-е
гг. не способствовало широкому внедрению
коллективных форм работы в практику
школы. На уроках рисования в 70 — 80-х
гг. популярна была лишь наиболее легкая
форма совместной деятельности - фронтальная,
которая получила позже название
индивидуально-коллективной. Методика
организации коллективной деятельности
этой формы такова: разбить большое
изображение на одинаковые или схожие
элементы, выполняемые детьми индивидуально,
а затем соединить фрагменты
в единое и доработать. Таким образом,
лишь в заключение деятельность учащихся
напоминала коллективную. Сложность
организации коллективного
В ходе экспериментальной
работы над содержанием программы
«Изобразительное искусство и художественный
труд» под руководством Б. М. Неменского
учителями-экспериментаторами были выявлены
несколько видов коллективной деятельности,
которые позже были систематизированы
по признаку количества участников процесса
совместного труда. Согласно этому
подходу к классификации
Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами; совместно-индивидуальная, совместно-пос ледовательная и совместно-взаимодействующая.
Совместно-индивидуальная форма
характеризуется тем, что участники
вначале работают индивидуально
с учетом единого замысла и
лишь на завершающем этапе деятельность
каждого становится частью общей
композиции. Совместно-последовательная
форма предполагает работу по принципу
конвейера, когда резуль тат действий
одного участника находится в
тесной зависимости от результатов
предыдущего и последующего участников.
Совместно-взаимодействующая
Эта классификация совместной
деятельности на занятиях изобразительного
искусства созвучна системе видов
коллективной работы, предложенной И.И.
Турро, но ее отличает более тонкая
внутренняя дифференциация методов
организации коллективного
Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства, проследим на конкретных примерах методику вовлечения детей в коллективную деятельность, выделим приемы организации процесса коллективного творчества и принципы составления коллектив ных композиций.
1.4. Возрастные особенности младших школьников и коллективная изобразительная деятельность
При выборе формы и методики организации совместной работы обучающихся не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретенного опыта общения учеников, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению.
Возрастные особенности
младших школьников накладывают
специфические черты на методику
ведения совместной художественной
деятельности на уроках изобразительного
искусства. Поэтому, несмотря на разработанность
методики проведения коллективных занятий,
остается актуальной проблема эффективного
использования совместной деятельности
на уроках изобразительного искусства
в разных возрастных группах. Рассмотрим,
с одной стороны, какие возрастные
особенности младших
Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности