Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

Совместно-взаимодействующая  форма является наиболее эффективной  в организации деятельности коллектива над кукольным спектаклем, так  как здесь можно организовать работу разных творческих групп, объединенных единой художественно-творческой целью.

 

На практике часто встречается  сочетание различных форм и методов  организации совместной работы, учащихся в области, изобразительного декоративно-прикладного  искусства, что говорит об относительной  самостоятельности каждой из форм организации  коллективного изобразительного творчества. На уроках изобразительного искусства  учитель при организации коллективной деятельности учащихся в больших  и малых группах допускает  индивидуальную работу отдельных учеников, результат их труда находит место  в коллективной композиции.

 

Наряду   с    коллективными    панно,  макетами или пространственными   композициями    в    конце    уроков    изобразительного'    искусства появляются временные  тематические выставки индивидуально  выполненных детских работ, которые  при продуманной организации  и демонстрации на общем фоне становятся примером работы коллектива обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Диагностическое исследование  процесса влияния коллективной  деятельности на художественно  – творческое развитие младших  школьников

 

 

        Для  того чтобы полноценно руководить  развитием детского изобразительного  творчества (индивидуального и коллективного)  необходимо изучить своих воспитанников,  с целью выявления  уровня  их художественного развития. Для  этого в начале и конце каждого  учебного года   проводится  диагностическое обследование уровня  сформированности ключевых компетенций  младших школьников (I – IV классов)  по изодеятельности. Рассмотрим  более подробно обследование, проведенное  в первых классах (IА и I Б) 

 

Диагностика    I

 

Время проведения (1-15 сентября 

 

        Проведенное  диагностическое обследование включило  в себя следующие методики:

беседа с младшими школьниками  с целью определения личностного  отношения к художественному  творчеству;

наблюдение за деятельностью  детей на уроках и кружковых занятиях;

анализ результатов творческой деятельности.

 

Первый  пункт обследования включил в себя следующие вопросы:

Любишь ли ты рисовать, лепить, мастерить?

Какие изобразительные материалы  у тебя есть дома?

Нравится ли тебе, когда  кто-то смотрит, как ты рисуешь?

Нравиться ли тебе рисовать, лепить с друзьями, родителями?

Как мама и папа относятся  к твоему творчеству? Нравятся ли им твои рисунки?

 

Анализ ответов на первый вопрос позволил отметить в I А и I Б  классах средний уровень развития интереса к изодеятельности. Положительные  ответы отмечались  у тех ребят, которые посещали систематически детский  сад №33.

 

На второй  вопрос 65 % младших  школьников сказали, что дома рисуют только фломастерами и карандашами, и лишь 35% назвали акварельные  краски, гуашь, восковые мелки.

 

Ответы на  третий вопрос на 70 % отрицательные.

 

На четвертый вопрос большинство  детей ответило, что любят рисовать с друзьями только на асфальте, родители не принимают участия в их творчестве.

 

Отвечая на пятый вопрос, ребята I А класса отметили заинтересованное отношение родителей к их творчеству, в I Б этого не обнаружено.

 

Анализ полученных результатов  проведенной беседы со школьниками  первых классов позволил обнаружить средний уровень сформированности эмоционально – положительного отношения  к художественному творчеству.

 

Перейдем к рассмотрению второго  и третьего пункта обследования. Для наблюдения за художественной деятельностью  детей на уроке была выбрана совместно- индивидуальная форма работы по теме « Ах, какое лето!». На основе наблюдений была составлена сводная диагностическая  карта уровней сформированности ключевых компетенций  по каждому  классу.

 

 

Диагностическая  карта  уровней  сформированности  ключевых  компетенций  младших  школьников  I А  класса по  изодеятельности

 

 

 

 

 

критерии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п 

 

 

Ф.И.ребенка

 

 

Эмоциональное отношение  к деятельности

 

 

 

 

 

Владение художественными  материалами и инструментами 

Умение регулировать рисовальные    движения

 

 

Передача формы, строения, пропорций предмета

 

 

Умение пользоваться цветом 

Навык композиционного решения   

Самостоятельно-с. и   творчество 

Средний  балл 

 

                              

 

Уровень развития

 

Вихорев Максим 

1,2 

1,2 

1.5 

1,2 

1,1 

1,2 

1,3 Н

 

Долгов Алеша 

2

 

 

2,3 

1,8 

2,4 

2    С  

 

Дударева Софья 

2,7 

2,4 

2,2 

2,5 

2,4  С

 

Кравченко Кристина 

2,7 

2,5 

2,6 

2,5 

2,5 

2,5  С 

 

Кузьменя  Александра 

2,3 

2,3 

2,2 

2,4 

2,3 

2,2  С 

 

Лобастов Саша 

2

 

 

1,8 

1,9 

1,5 

1,6 

1,8  Н 

 

Макшаев Андрей 

2,1 

2,2 

1,9 

1,9 

1,5 

1,9  Н 

 

Масалова Наташа 

1,9 

1,9 

1,5 

1,5 

1,5 

1,8  Н 

 

Митулинский Саша 

2,5 

2,5 

2,3 

2,2 

2,1 

2,2 

2,4  С

 

10 

Соболев Слава 

3

 

 

2,5 

2,6 

2,7 

2,3 

2,6 

2,6 

2,6  С 

 

11 

Соломатова Оля 

2,6 

2,6 

2,7 

2,7 

2,7 

2,5 

2,7  В

 

12 

Тарасова Катя 

3

 

 

2,8 

2,9  В 

 

13 

Утробин Денис 

2

 

 

2,6 

2,5 

2,6 

2,6 

2,4 

2,5 

2,5  С

 

14 

Федотова Лера 

3

 

 

2,5 

2,5 

2,4 

2,6 

2,2 

2,3 

2,5  С

 

 

 

 

                         Анализ  полученных данных:

 

 

Уровень  художественного  развития 

Н 

С 

В

 

Количество  младших школьников 

2

 

 

 

Диагностическая  карта  уровней  сформированности  ключевых  компетенций  младших  школьников  I Б класса по  изодеятельности

 

 

 

 

 

 

п/п

 

 

 

 

 

 

Ф.И.ребенка

 

 

критерии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное отношение  к деятельности

 

 

 

 

 

Владение художественными  материалами и инструментами 

Умение регулировать рисовальные    движения

 

 

Передача формы, строения, пропорций предмета

 

 

Умение пользоваться цветом 

Навык композиционного решения   

Самостоятельнос. и   творчество 

Средний  балл                          

 

Уровень развития

 

Баева Юля 

2,5 

1,9

 

 

1,9 

1,5 

1,7 

1,9 Н

 

Герман Аня 

2,6 

2,6 

2,5

 

 

2,4 

2,5 

2,4 С

 

Захаров Андрей 

1,8 

1,9

 

 

1,7 

1,8 

1,5 

1,8 

1,8 Н

 

Калафатов Женя 

1,8

 

 

1,8 

1,9 

1,5 

1,7 

1.8 Н

 

Катанов Максим 

2,5 

2

 

 

1,8 

1,5 

1,7 

1,9 Н

 

Кириллов Влад 

2,5

 

 

2,5 

2,5 

2,4 С

 

Лызин Миша 

2,5

 

 

2,5 

2,4 

2,3 С

 

Низамова Дамира 

2,7 

2,7 

2,5 

2,7 

2,3 

2,6 

2,6 В

 

Околелов Павел 

2

 

 

2    С 

 

10 

Фигуров Коля 

2,5 

2,5 

2,5 

2,3 

2,4 

2,3 

2,4 С

 

11 

Хомиченко Вася 

2    С

 

12 

Щербакова Алена 

2,3 

1,5 

1,5 

1,5 

1,8 Н

 

 

 

                           Анализ  полученных данных:

 

 

Уровень  художественного  развития 

Н 

С 

В

 

Количество  младших школьников 

1

 

 

 

Анализ  полученных данных показал, что обследуемые первоклассники имеют низко-средний уровень художественного  развития, поэтому          развивать навыки коллективного  творчества нужно постепенно, начиная  с самой простой совместно-индивидуальной формы, постепенно усложняя ее и ведя к совместно - взаимодействующей  форме коллективного творчества. Данная стратегия отразилась в календарно-тематическом планировании. (Приложение 2)

 

Коллективная изобразительная  деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности ее участников и относительно одинаковый уровень  их изобразительных умений и навыков, так как только это гарантирует  равную ответственность учащихся за качество результата совместной деятельности. Поэтому в календарно – тематическом планировании  каждая коллективная работа была по возможности более  органично связана с системой выполняемых ранее учащимися  заданий, являясь как бы их итогом. Например, выполнению учащимися 4 класса коллективной композиции «Страна теремная»  предшествуют следующие уроки:

«Путешествие в теремную страну» (информация по теме), знакомство с особенностями теремного зодчества  Древней Руси, выполнение линейных зарисовок русской теремной архитектуры;

знакомство с резным декором  русского деревянного зодчества, развитие умений составлять геометрический орнамент в полосе и совершенствование  навыков силуэтного вырезывания  на примере элементов декора русского терема;

выполнение изображения  по мотивам русского теремного зодчества, работа в малых группах над  совместным изображением терема в технике  аппликации и составление коллективного  панно «Страна теремная».

 

В методике преподавания изобразительного искусства коллективная деятельность определяется как прием обобщения  знаний учащихся, полученных в течение  цикла уроков, объединенных единой тематикой. Коллективная деятельность часто используется в качестве методики ведения итогового урока четверти. Например, в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс, I четверть «Искусство твоего народа»  — созданием коллективного панно  на тему народного праздника.

 

Совместная деятельность на уроках обобщения знаний учащихся предполагает систематизацию и закрепление  большого объема знаний и умений учащихся, поэтому на итоговых уроках мною чаще используется совместно-взаимодействующая  форма коллективной деятельности. Такая  форма позволяет организовать работу детей в разнотематических группах, задания которых отражают темы уроков всего цикла, всей четверти.

 

Включение в календарно-тематический план урока коллективной деятельности может быть вызвано общественно  значимыми причинами, такими, как  подготовка к празднику в школе, к выставке детского творчества, посвященной  знаменательной дате, юбилею и т.п. Если коллективная деятельность направлена на оформление интерьера школы, среды  проведения праздника, то основное требование к художественно-оформительской работе, ее результату — качество и выполнение всего объема в короткий срок В  условиях урока изобразительного искусства  можно достичь хорошего уровня качества при большом объеме, используя  в младших классах совместно-индивидуальную форму. Например, панно «С праздником!»  можно оформить сцену, где проводится концерт для мам и бабушек (Приложение 4), посвященный Международному женскому дню, пространственная композиция «Стая  птиц» может стать элементом  оформления сцены к празднику  Победы, панно «Какого цвета лето», «Весна» украсит фойе школы в  майские праздники и т. д.

 

Коллективные композиции очень эффектно смотрятся на выставке изобразительного творчества детей, поэтому  заранее продумываю процесс организации  работы учащихся над коллективной тематической или декоративной композицией. Подготовка и выполнение работы занимают несколько  уроков, объединенных в цикл единой темой и целью. Поэтому методика проведения урока, на котором учащиеся сообща выполняют композицию для  выставки, принципиально не отличается от методики ведения итоговых обобщающих уроков изобразительного искусства.

 

Совместная деятельность может быть использована на уроке  изобразительного искусства и как  игровой прием, направленный на активизацию  процессов восприятия и изобразительного творчества учащихся. В этом случае тщательно продумывается:

 

—• место организационного момента в сценарии урока —  постановка цели, формирование групп, анализ этапов выполнения совместной работы, гак, чтобы не разрушить эмоциональный  фон игры;

 

— взаимоотношение индивидуального  и коллективного действия, творчества обучающихся в процессе практической работы и в структуре урока  в целом.

 

На уроке изобразительного искусства игровой момент может, с одной стороны, способствовать развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизируя  организационный момент коллективной деятельности учащихся. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда учащиеся или их группа, уподобляясь  волшебникам, морозу, мастерам, художникам или бригадам, артелям, цехам, выполняют  творческую работу, легко решая сложные  учебные и технологические задачи.

Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности