Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

Индивидуально выполненные  иллюстрации к книге можно  собрать в единую композицию и  оформить макет книги. Но для успешной работы над макетом необходимо с  самого начала направить изобразительную  деятельность детей на коллективный результат, требуя соблюдения следующих условий, единство изобразительного материала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы» Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может, был выполнена группой учеников на уроке или учителем до урока. Достоинством совместно-индивидуальной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ребенка в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у детей самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

 

 Совместно-последовательная  деятельность и формы ее организации  на уроке изобразительного искусства

 

Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного  творчества школьников встречается  довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации  совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного  конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди педагогов  изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

 

Действительно, совместно-последовательная деятельность предполагает последова  тельное выполнение детьми определенной технологической операции, когда  результат работы одного ученика  становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроке изобразительного искусства  не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой  каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль худож ника-мастера, работающего  на линии, конвейера художественного  производства. Условия игры не сковывают  воображение детей, а ее процесс, дающий возможность не только поработать на воображаемом конвейере, но и пережить чувство ответственности за собственный  взнос и за качество конечного  результата, имеет огромное воспитательное значение.

 

Процесс выполнения изделия  на групповом конвейере отличается от работы производственного конвейера  еще и тем, что дети в отличие  от рабочих-сборщиков сами выполняют  детали, части собираемого на конвейере  изделия. Поэтому совместно-последовательная деятельность на занятии представляет собой два основных этапа:

 

1. индивидуальная работа  ученика над элементом, частью  общего изделия;

 

2. последовательная работа  на конвейере, связанная со  сборкой, определенной

технологической операцией  последовательного монтажа коллективного  изделия.

 

Если рассматривать деятельность каждого ученика, работающего на конвейере, то можно отметить, что  на некоторых этапах есть возможность  проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности, например, при выполнении узоров на крыльях  и хвостах птиц или декора сарафанов  и платков кукол для композиции «Веселый хоровод». Для того чтобы  все дети могли проявить собственный  творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход  школьников с одного рабочего места  на другое. Так, когда будет выполнено  достаточное количество заготовок  основы изделия, дети, работающие на первых, наименее творческих этапах хода конвейера, могут перейти на другие, в том  числе на последний этап составления  коллективной композиции.

 

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии  перед школьниками встает задача: за короткий срок выполнить большое  количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные  открытки, декоративное убранство зала, сцены, елочные украшения и т.п. Из тематики приведенных примеров видно, что совместная деятельность детей, организован ная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно  значимый результат. К тому же производительность художественного труда дошкольников гораздо выше, когда они работают «на конвейере».

 

Большую роль в организации  совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Учитель  тщательно продумывает каждый этап работы «группового конвейера», которым  становится ряд столов. Каждый этап коллективной де ятельности обусловлен выполнением нового элемента или  технологией его изготовления. Чтобы  работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными  по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической  операции.

 

Методика организации  работы по принципу конвейера показана на примере выполнения мобиля «Стая  птиц», сувенирных  кукол, эскиза лоскутного ситцевого одеяла.

 

К совместно-последовательной форме можно отнести изобразительную  деятельность школьников, организованную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ничем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно-индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» дети поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущими детьми. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительного искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбике клеем. ( Приложение 4)

 

В младших классах композиция будущего коллективного панно часто  задается учителем, например: графический  абрис Жар-птицы и ледяного замка, силуэт корзины для грибов и т.п. В процессе изобразительной эстафеты активизируется чувство композиции обучающихся, так как каждый, привнося свой элемент в общую композицию, старается не разрушить ее целостность, уравновесить ее части и сохранить  колорит и стиль изображения. Поэтому у участников изобразительной  эстафеты так же высоко чувство ответственности  за коллективный результат, как и  у тех, кто работает на художественно-производственном конвейере.

 

        Организовать  совместную деятельность по принципу  эстафеты легче, чем работу  конвейера, но у изобразительной  эстафеты есть один существенный  недостаток. Наиболее остро он  проявляется в том случае, когда  изобразительная эстафета предполагает  поочередную работу учеников  непосредственно на общем фоне, поле листа коллективной композиции, например, выполнение кистью какого–либо  ее фрагмента. На общем листе  могут рисовать одновременно  не более двух-трех человек,  поэтому остальные томятся в  ожидании своего выхода к коллективной  композиции. Чтобы сократить время  ожидания выхода к доске, можно  разбить класс на три подгруппы  и вести параллельно три коллективные  композиции, т.е. предоставить лист  для каждого классного ряда. В  таком случае возникает ситуация  соревнования больших групп за  качество художественного содержания  и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному  названию этого принципа организации  коллективной работы –

 

 « эстафета».

 

 Совместно-взаимодействующая  форма деятельности учащихся  на уроках изобразительного искусства

 

Совместно-взаимодействующая  форма является наиболее сложной  в организации коллективной деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на занятии требует от учителя изобразительного искусства определенных организаторских способностей, а от школьников — умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности.

 

Несмотря на сложность  организации взаимодействия в процессе коллективной изобразительной деятельности на занятии, именно эта форма привлекает воспитателя изобразительного искусства  и дает широкие возможности для  педагогического творчества.

 

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации  процесса сотрудничества является деление  группы на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление  об общей композиции, колорите и  размере составляющих ее частей, так  как она является результатом  коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество детей начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается  ее составлением из частей, фрагментов и обобщением.

 

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого  ученика определенного опыта  общения: умения сотрудничать, уважать  чужую инициативу, защищать собственные  идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования  материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у школьников совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать  результаты коллективного творчества.

 

Практика дает различные  варианты организации взаимодействия школьников на уроках коллективной изобразительной  деятельности. В основном это организация  работы в группах, малых и больших  — одни рисуют на плоскости общей  композиции, другие выполняют части  или элементы данной композиции.

 

        В  младших классах наиболее распространена  самая простая по организации  форма совместно – взаимодействующей  деятельности обучающихся – работа  в паре, это могут быть соседи  по парте  (наименьшая группа  сотрудников), постепенно в групповую  деятельность может быть вовлечено  большее количество учащихся: от  пяти человек до половины класса (работа может вестись по классным рядам). В зависимости от тематики коллективной композиции группы называют бригадами, артелями, цехами.

 

Деление класса на группы, объединяющие разное количество

учащихся, оправдано тем, что части, компоненты коллективной

композиции различаются  между собой сложностью конструкции  и декора, а это приводит к неодинаковой затрате времени. Например, в работе над коллективным панно «Наш город» (Приложение 3;4)                                                  где предполагается изображение  зданий, различных по назначению, конструкции  и декору, рекомендуется организовывать работу по групп ам от двух до четырех  человек. Используя эту методику, можно выполнить фризовые коллективные композиции «Красна улица домами», «Веселый поезд», коллективный  эскиз  магазина «Все для дома», «Сказочный город», макеты города или игровой  площадки (Приложение  3).

 

Если цель урока изобразительного искусства — обобщить знания, полученные на занятиях блока уроков, и учитель  выбирает коллективную работу как прием  обобщения знаний, то коллективная деятельность детей организуется по группам с разнотематическими заданиями. Например, в работе над коллективным панно «Масленица» приняли участие  несколько групп:

1-я группа учащихся  выполняла фон коллективной композиции  — городскую среду: архитектуру  и небо (плоскость заснеженной  земли — белый лист бумаги);.

2-я группа — торговые  ряды ярмарки: палатки, лотки;

3-я группа — ярмарочные  балаганы, цирковые и театральные;

4-я группа — увеселительные  сооружения и аттракционы: качели, карусели, горки и т.п.;

5-я группа — фигуры  людей: торговый люд и покупатели, артисты и зрители, гуляющие, развлекающиеся  и др.

 

Так же можно организовать работу над коллективными композициями следующей тематики: «Весна идет», «Средневековый европейский город», «Град на острове  стоит», «В русской избе», «Бал в  замке Спящей красавицы», «Русский стол»  (Приложение  3;4).

 

Сама методика организации  процесса коллективной деятельности совместно-взаимодействующей  формы отличается от совместно-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная композиция не задается учителем, а  сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективного  панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, вы полняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводится лишь к решению проблем итоговой композиции, как в совместно-индивидуальной деятельности.

 

Таким образом, основными  этапами совместно-взаимодействующей  деятельности по принципу мозаики являются следующие:

совместное составление  эскиза коллективной композиции, разработка ее  колористического   решения,   выбор   материала   и  технологии   выполнения  коллективной работы;

выполнение картона эскиза, расчленение его на составные  части и организация  групп  учащихся для создания фрагментов композиции;

выполнение частей композиции в материале индивидуально или  в малых группах;

монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка.

 

По этой методике организована коллективная работа над панно «Весна», над эскизом декораций к спектаклю  «Кот в сапогах», а также можно  создать следующие коллективные декоративные композиции: «Древо жизни», «Мать Земля» и др.

Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности