Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция
В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других
Введение ………………………………………………………………………..4 стр.
1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.
2. Методика организации различных форм
коллективного творчества младших школьников
на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.
Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.
Литература ………………………………………….………………………..36 стр.
Индивидуально выполненные иллюстрации к книге можно собрать в единую композицию и оформить макет книги. Но для успешной работы над макетом необходимо с самого начала направить изобразительную деятельность детей на коллективный результат, требуя соблюдения следующих условий, единство изобразительного материала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы» Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может, был выполнена группой учеников на уроке или учителем до урока. Достоинством совместно-индивидуальной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ребенка в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у детей самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.
Совместно-последовательная
деятельность и формы ее
Совместно-последовательная деятельность как форма коллективного творчества школьников встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди педагогов изобразительного искусства, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.
Действительно, совместно-последовательная
деятельность предполагает последова
тельное выполнение детьми определенной
технологической операции, когда
результат работы одного ученика
становится предметом деятельности
другого. Нельзя отрицать, что монотонный
труд, предполагающий механическое исполнение
отдельной технологической
Процесс выполнения изделия
на групповом конвейере отличается
от работы производственного конвейера
еще и тем, что дети в отличие
от рабочих-сборщиков сами выполняют
детали, части собираемого на конвейере
изделия. Поэтому совместно-
1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной
технологической операцией
последовательного монтажа
Если рассматривать
Как правило, конвейер «включается»
в том случае, если на занятии
перед школьниками встает задача:
за короткий срок выполнить большое
количество одинаковых изделий, например,
пригласительные билеты, поздравительные
открытки, декоративное убранство зала,
сцены, елочные украшения и т.п.
Из тематики приведенных примеров видно,
что совместная деятельность детей,
организован ная по принципу конвейера,
всегда имеет практический, общественно
значимый результат. К тому же производительность
художественного труда
Большую роль в организации совместно-последовательной деятельности играет подготовительный период. Учитель тщательно продумывает каждый этап работы «группового конвейера», которым становится ряд столов. Каждый этап коллективной де ятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.
Методика организации работы по принципу конвейера показана на примере выполнения мобиля «Стая птиц», сувенирных кукол, эскиза лоскутного ситцевого одеяла.
К совместно-последовательной
форме можно отнести
В младших классах композиция будущего коллективного панно часто задается учителем, например: графический абрис Жар-птицы и ледяного замка, силуэт корзины для грибов и т.п. В процессе изобразительной эстафеты активизируется чувство композиции обучающихся, так как каждый, привнося свой элемент в общую композицию, старается не разрушить ее целостность, уравновесить ее части и сохранить колорит и стиль изображения. Поэтому у участников изобразительной эстафеты так же высоко чувство ответственности за коллективный результат, как и у тех, кто работает на художественно-производственном конвейере.
Организовать
совместную деятельность по
« эстафета».
Совместно-взаимодействующая
форма деятельности учащихся
на уроках изобразительного
Совместно-взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на уроке изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на занятии требует от учителя изобразительного искусства определенных организаторских способностей, а от школьников — умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности.
Несмотря на сложность организации взаимодействия в процессе коллективной изобразительной деятельности на занятии, именно эта форма привлекает воспитателя изобразительного искусства и дает широкие возможности для педагогического творчества.
Одним из наиболее популярных
направлений в поиске методики организации
процесса сотрудничества является деление
группы на подгруппы, малые и большие,
которые ведут работу над частью
коллективной композиции. Каждый участник
совместной деятельности имеет представление
об общей композиции, колорите и
размере составляющих ее частей, так
как она является результатом
коллективного творческого
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у школьников совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Практика дает различные варианты организации взаимодействия школьников на уроках коллективной изобразительной деятельности. В основном это организация работы в группах, малых и больших — одни рисуют на плоскости общей композиции, другие выполняют части или элементы данной композиции.
В
младших классах наиболее
Деление класса на группы, объединяющие разное количество
учащихся, оправдано тем, что части, компоненты коллективной
композиции различаются
между собой сложностью конструкции
и декора, а это приводит к неодинаковой
затрате времени. Например, в работе
над коллективным панно «Наш город»
(Приложение 3;4)
Если цель урока изобразительного
искусства — обобщить знания, полученные
на занятиях блока уроков, и учитель
выбирает коллективную работу как прием
обобщения знаний, то коллективная
деятельность детей организуется по
группам с разнотематическими заданиями.
Например, в работе над коллективным
панно «Масленица» приняли
1-я группа учащихся
выполняла фон коллективной
2-я группа — торговые ряды ярмарки: палатки, лотки;
3-я группа — ярмарочные балаганы, цирковые и театральные;
4-я группа — увеселительные
сооружения и аттракционы:
5-я группа — фигуры
людей: торговый люд и
Так же можно организовать работу над коллективными композициями следующей тематики: «Весна идет», «Средневековый европейский город», «Град на острове стоит», «В русской избе», «Бал в замке Спящей красавицы», «Русский стол» (Приложение 3;4).
Сама методика организации процесса коллективной деятельности совместно-взаимодействующей формы отличается от совместно-индивидуальной работы. Во-первых, тем, что исходная композиция не задается учителем, а сочиняется коллективом учащихся, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во-вторых, вы полняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы. Поэтому коллективное творчество учащихся в совместно-взаимодействующей деятельности не сводится лишь к решению проблем итоговой композиции, как в совместно-индивидуальной деятельности.
Таким образом, основными
этапами совместно-
совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы;
выполнение картона эскиза, расчленение его на составные части и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции;
выполнение частей композиции в материале индивидуально или в малых группах;
монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка.
По этой методике организована
коллективная работа над панно «Весна»,
над эскизом декораций к
Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности