Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция
В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других
Введение ………………………………………………………………………..4 стр.
1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.
2. Методика организации различных форм
коллективного творчества младших школьников
на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.
Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.
Литература ………………………………………….………………………..36 стр.
Перечислим основные возрастные
особенности младшего школьника, влияющие
на его художественный интерес и
активность в изобразительной
высокая эмоциональность;
целостность восприятия;
развитое воображение;
конкретно-образное мышление;
высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в
работе;
увлеченность процессом деятельности;
низкая направленность интереса на качество результата;
легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
быстрая утомляемость от однообразной работы.
В связи с рассматриваемой
проблемой можно все возрастные
характеристики разделить на две
основные группы. В первую группу входят
параметры, затрудняющие совместные действия:
высокий уровень
Если учесть, что ведущий вид
деятельности в этом возрасте
— учебная (школьник стремится
получить персональную оценку
ее результата, и единственным
авторитетом для него является
учитель), то коллективная
Для
того чтобы становление
Таким
образом, знания возрастных
Глава 2 Методика организации различных форм коллективного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.1. Содержание, формы и
методы организации
деятельности
на уроках изобразительного
Совместно-индивидуальная форма
организации изобразительной
Совместно-индивидуальная деятельность
является одной из самых простых
форм организации работы над коллективной
композицией. Эта форма деятельности
предполагает, что каждый ученик индивидуально
выполняет изображение или
Несмотря на кажущуюся
простоту организации, совместно-индивидуальной
деятельности, учителю на уроке изобразительного
искусства необходимо продумать
ряд вопросов, от решения которых
будет зависеть успешность творческой
работы над составлением совместной
композиции и ее эстетическое качество.
Например, на практике очень часто
желание объединить индивидуальные
работы в коллективную композицию появляется
у педагога в конце самостоятельного
труда детей. Для этого, как правило,
детям предлагается вырезать изображения
по контуру и наклеить их на общий
фон (приложение 3). Но некоторые обучающиеся
могли изобразить предмет в «среде»,
из которой «вырывать» его бывает
очень сложно. Более охотно школьники
расстаются с индивидуальными
Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:
- продумать заранее композицию
коллективной работы, выбрать цвет,
размер и положение общей
- выбрать единый
- определить соразмерность
деталей в общей композиции
и средство достижения
- определить технику «сборки»
коллективной композиции, т.е. продумать,
чем и как будут между собой
соединяться или крепиться
- продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции.
Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Во фронтальной работе с группой он ставит художественную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария занятия), руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объем, размеры и т. д.). Во время индивидуальной работы детей педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих учеников. В конце урока все школьники принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на уроке изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.
Если по сценарию занятия дети не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации коллективного процесса, а также его результата велика.
Если же ученики сами являются
инициаторами совместной работы, то они
могут выступить и
К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу всю группу. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого воспитанника.
Рассмотрим схемы, отражающие
основные принципы организации совместно-
Первый из принципов, самый
простой — принцип свободного
размещения, т.е. когда элементы будущего
коллективного панно
Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа. В начальной школе могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжельской посуды, филимоновской игрушки, варежек, шапочек и т.п.).
Два последующих принципа организации коллективной композиции — принцип фриза и принцип мозаики — предполагают знакомство школьников с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности.
Основная проблема при создании декоративно-орнаментального фриза — соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов-узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что педагог выдает детям определенного цвета бумагу и шаблоны узоров, как показано на примере организации совместно-индивидуальной работы школьников над декоративным фризом «Цветы».
Легче организовать работу
детей над фризовой коллективной
композицией, не связанной с декоративной
стилизацией, а построенной с
учетом декоративного обобщения, которое
свойственно реалистическому
- единство изобразительного материала и техники;
- определенную палитру
цвета, если работа
- определенный размер изображения;
- точное место размещения
элемента на листе (линия
С
такими же проблемами
Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что и при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции:
- единство материала и техники изображения;
- единство языка и приемов
стилизации в декоративной
- соразмерность элементов изображения;
- единство цветового решения
(особенно при изображении
- соблюдение правил размещения
изображения на листе
Четвертый
принцип организации
Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности