Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и  активность в изобразительной деятельности:

высокая эмоциональность;

целостность восприятия;

развитое воображение;

конкретно-образное мышление;

высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности  в

работе;

увлеченность процессом  деятельности;

низкая направленность интереса на качество результата;

легкое переключение с  одного вида деятельности на другой;

быстрая утомляемость от однообразной работы.

 

В связи с рассматриваемой  проблемой можно все возрастные характеристики разделить на две  основные группы. В первую группу входят параметры, затрудняющие совместные действия: высокий уровень самостоятельности, низкая направленность интереса на результат, быстрая утомляемость от однообразной деятельности. Во вторую — положительно влияющие на коллективную деятельность: высокая эмоциональность, целостность  восприятия, развитое воображение, конкретно-образное мышление, легкое переключение с одного вида деятельности на другой, увлеченность процессом работы.

 

               Если учесть, что ведущий вид  деятельности в этом возрасте  — учебная (школьник стремится  получить персональную оценку  ее результата, и единственным  авторитетом для него является  учитель), то коллективная изобразительная  деятельность может выйти за  круг интересов младшего школьника.  Но чтобы этого не произошло  и процесс развития культуры  общения и взаимообмена эмоционально-интеллектуальным  опытом был активным, необходимо  создать условия, которые бы  способствовали заинтересованности  младших школьников в совместной  деятельности на уроках изобразительного  искусства.

 

       Для  того чтобы становление потребности  в общении у младшего школьника  происходило активно, коллективная  деятельность на первом этапе  должна быть высоко эмоциональной,  способствовать проявлению творческого  воображения, легко осуществимой, что обеспечивает положительное  отношение к ней индивида. Сознание  значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов художественно-педагогической драматизации (урок-сказка) в ходе работы над совместным результатом сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника в совместной деятельности.

 

        Таким  образом, знания возрастных особенностей  обучающихся дают учителю возможность  подобрать такую форму и методику  организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала  проявлению индивидуальных способностей  учащихся — как изобразительных,  так и организаторских, и делала  бы художественную деятельность  посильной, содействуя успеху  в совместном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Методика организации  различных форм коллективного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства  в начальной школе

 

 

2.1. Содержание, формы и  методы организации коллективной 

 

       деятельности  на  уроках изобразительного искусства

 

 

Совместно-индивидуальная форма  организации изобразительной деятельности

 

Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых  форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально  выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе  становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого  из участников совместного труда  осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем  этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

 

Несмотря  на  кажущуюся   простоту  организации,   совместно-индивидуальной деятельности, учителю на уроке изобразительного искусства необходимо продумать  ряд вопросов, от решения которых  будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции и ее эстетическое качество. Например, на практике очень часто  желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у педагога в конце самостоятельного труда детей. Для этого, как правило, детям предлагается вырезать изображения  по контуру и наклеить их на общий  фон (приложение 3). Но некоторые обучающиеся  могли изобразить предмет в «среде», из которой «вырывать» его бывает очень сложно. Более охотно школьники  расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной  работы знают о назначении своего рисунка — стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную де ятельность следует планировать  заранее, и чем раньше дети будут  включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность.

 

Методы и приемы организации  совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят  от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации  работы над совместной композицией  ряд общих положений:

 

- продумать заранее композицию  коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

 

- выбрать единый изобразительный  материал и технику изображения,  как для фона, так и для деталей  коллективной композиции;

 

- определить соразмерность  деталей в общей композиции  и средство достижения соразмерности  в индивидуально выполняемых  элементах;

 

- определить технику «сборки»  коллективной композиции, т.е. продумать,  чем и как будут между собой  соединяться или крепиться отдельные  детали к общему фону;

 

- продумать процесс выполнения  коллективной композиции, назначить  из числа детей помощников  для ведения работы по монтажу  общей композиции.

 

Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе  выполняет учитель. Во фронтальной  работе с группой он ставит художественную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария занятия), руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объем, размеры и т. д.). Во время индивидуальной работы детей педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано  другими. На заключительном этапе, когда  организовывается коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники  из числа успевающих учеников. В  конце урока все школьники  принимают участие в анализе  результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей  в процессе совместно-индивидуальной работы на уроке изобразительного искусства  во многом зависит от методики организации  процесса коллективной деятельности и  от принципа организации результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.

 

Если по сценарию занятия  дети не знают о том, что их рисунки  станут частью коллективной композиции, то роль учителя в организации  коллективного процесса, а также  его результата велика.

 

Если же ученики сами являются инициаторами совместной работы, то они  могут выступить и организаторами процесса деятельности, и составителями  коллективной композиции. В этом случае учитель является лишь консультантом  или может возглавить работу группы, которая составляет коллективную композицию. Таким об разом, роль учителя в  процессе коллективного творчества зависит от уровня готовности детей  к совместной деятельности.

 

К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства  относится и то, что она позволяет  вовлечь в коллективную творческую работу всю группу. Каждый участвующий  в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше  он сделает задание, тем лучше  будет работа коллектива. Это позволяет  мобилизовать творческие личные возможности  каждого воспитанника.

 

Рассмотрим схемы, отражающие основные принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией  на примере выполнения панно с  изображением цветов. (Приложение 3).

 

Первый из принципов, самый  простой — принцип свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются  свободно на общем фоне. Например, при  работе над коллективной композицией  «Цветочная поляна» на лист цветной  бумаги наклеиваются индивидуально  нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разные. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание  индивидуально, могут до конца урока  не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появив шаяся в конце занятия, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит ребятам чувство радости и  гордости, так как они осознают сопричастность к настоящему «произведению  искусства», которым можно украсить интерьер школы. По такому принципу организована работа над коллективными панно  следующей тематики: «Цветочная поляна», «Ковер из осенних листьев», «Наш аквариум», «Бабочки», «Вальс снежинок», «Зимняя  ярмарка», «Выстав ка дымковской игрушки», «Цирк» и др.            

 

Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными  композициями являются представление  детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется  согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа. В начальной школе могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжельской посуды, филимоновской игрушки, варежек, шапочек и т.п.).

 

Два последующих принципа организации коллективной композиции — принцип фриза и принцип  мозаики — предполагают знакомство школьников с будущей композицией  до их практической деятельности, так  как следует соблюдать ряд  условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности.

 

Основная проблема при  создании декоративно-орнаментального  фриза — соблюдение единого языка  декоративной стилизации элементов-узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что педагог выдает детям определенного  цвета бумагу и шаблоны узоров, как показано на примере организации  совместно-индивидуальной работы школьников над декоративным фризом «Цветы».

 

Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, не связанной с декоративной стилизацией, а построенной с  учетом декоративного обобщения, которое  свойственно реалистическому рисунку  дошкольников. Например, композиции «Первый  снег», «Мир динозавров». Но, несмотря на кажущуюся легкость организации  фризовой коллективной композиции, и  здесь при выполнении индивидуального  фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать следующие условия:

 

-  единство изобразительного  материала и техники;

 

- определенную палитру  цвета, если работа выполняется  красками или цветными мелками;

 

- определенный размер  изображения;

 

- точное место размещения  элемента на листе (линия горизонта,  плоскости и т.п.).

        С  такими же проблемами сталкивается  учитель при организации совместной  работы учеников над композицией,  которая составляется по принципу  мозаики. Условия совместно-индивидуальной  работы над такими композициями  могут быть различными. Например, в композиции панно «Цветочная  поляна», созданной по принципу  мозаики, основными условиями  выполнения индивидуальных фрагментов  является единство материала и цвет фона, хотя педагог может выдать детям листы заранее затонированной или цветной бумаги для индивидуального изображения цветов. По такому принципу создан фон для коллективных композиций «Какого цвета лето», «Подводный мир». В композиции «С праздником!» основным условием становится не цвет фона, а размер изображения и его размещение на инди видуальном листе. Так, все изображения мам, составляющие коллективную композицию, должны быть не только крупными, но и представлять собой рисунок головы с плечами. И также сохраняется требование — единство материала и техники.

 

Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что и при выполнении фрагмента  фризовой коллективной композиции:

 

- единство материала и  техники изображения;

 

- единство языка и приемов  стилизации в декоративной композиции;

 

- соразмерность элементов  изображения;

 

- единство цветового решения  (особенно при изображении фона);

 

- соблюдение правил размещения  изображения на листе индивидуальной  работы.

        Четвертый  принцип организации совместного  труда над коллективной композицией  также предполагает осведомленность  детей об участии в совместной  деятельности, так как в начале  занятия анализируется будущая  коллективная композиция. Она задается  каким-либо предметом или изображением  окружающей среды, и детям предлагается  закончить начатую воспитателем  композицию, что способствует подъему  активности детей. По этому  принципу выполнена композиция  «Букет цветов», где размещение  индивидуальных рисунков цветов  обусловлено и организовано изоб  ражением вазы. По этому же  принципу можно организовать  работу обучающихся над коллективными  панно «Дары осени» (корзина для  овощей и фруктов), «Уроки мастера  Филимона» (мастер), «Елка в детском  саду» (ель), «Цирк» («арена»), «Чаепитие» (стол с самоваром) и др.

Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности