Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

Для того чтобы коллективная художественная деятельность была интересна  младшим школьникам, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом необходимо соблюдать  еще ряд  важных условий: работа с  детьми на уроках должна быть разнообразна и вариативна, кроме того, нельзя забывать об интеграции разных видов  художественной деятельности и комплексном  использовании разных видов искусства. Опыт показывает, что новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот, что  помогает не допустить в детскую  изобразительную деятельность однообразие  и скуку, обеспечивает живость и  непосредственность детского восприятия и деятельности. Учитывая  такую  важную особенность искусства, как  тяготение различных его видов  к взаимосвязи, мною систематически используется принцип интеграции в  подаче учебного материала. Взаимосвязь, взаимопроникновение    различных   видов искусства (изобразительного, музыки и  литературы) и  разнообразная  художественно – творческая деятельность  младших школьников в образовательном  процессе    стали для меня основным правилом в построении системы  занятий с детьми.  (Приложение 5;6)

 

        Коллективная  изобразительная деятельность для  школьников должна иметь эмоциональный  окрас и черты, схожие с игрой.  Посильность задания совместного  труда — еще одно требование  к коллективной деятельности, которое  должно соблюдаться в работе  со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, легкость  в выполнении задания и получения  качественною результата совместной  работы на первых порах является  хорошим стимулом развития творческой  активности детей и их интереса  к коллективной деятельности. Доступность  задания во многом зависит  не только от уровня готовности  школьников к изобразительной  деятельности, объема их умений  и навыков, но и от возможности  работать сообща в той или  иной изобразительной технике.  Если результат коллективного  творчества по качеству будет  ниже результата индивидуальной  работы и не будет соответствовать  эстетическим тре бованиям, то  он может вызвать у детей  отрицательное отношение к совместной  деятельности. Трудности в реализации  задуманного, недооценка индивидуального  вклада в результат совместного  труда отрицательно влияют на  интерес к совместной изобразительной  деятельности у школьников.

 

        Основными  причинами неудачи в совместной  изобразительной деятельности, которые  в первую очередь отражаются  на качестве результата, могут  быть:

 

- трудоемкость задания,  для  выполнения которого требуется  более одного урока;

 

-сложность и недоступность  изобразительной техники для   совместной

деятельности;

 

- отсутствие соразмерности  и цветового единства в коллективной  композиции;

 

- эклектика изобразительных  материалов и средств в исполнении  деталей,

частей общей композиции.

 

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а ее результат отвечал эстетическим требованиям, радовал соавторов, нужно  воспользоваться следующими советами:

 

- лучше использовать цветную  бумагу, сделанную самим учителем (покрасить большие   листы   в   нужные   цвета),   в   работе   над   «реалистической»  композицией, например, многоплановое  изображение пейзажа города, села. Окрашенная   бумага   позволяет   детям   дорисовывать   аппликативные  силуэты гуашевыми красками, пастелью;

 

- соблюдать единство колорита  всей работы, гармонию цвета каждого  из

планов можно достичь  подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп

детей, выполняющей фрагменты  коллективной композиции;

 

- соблюдать соразмерность  деталей в коллективной композиции, для этого

необходимо выдавать детям  цветную бумагу, заранее нарезанную на

прямоугольники или квадраты определенного размера;

 

- давать на занятиях  шаблоны с изображением каких-либо  элементов

композиции (женские фигуры в хороводе, игрушки, посуда для ярмарки); силуэты, шаблоны должны быть разнообразны, и предоставлять детям наибольшую возможность для творчества;

 

- использовать   раздаточный    материал    (репродукции,    зарисовки)    и

технологические  карты   к  ходе  коллективной  работы,    которые дополнят

 

представление детей о  предметах изображения и технологии выполнения задания;

 

-  техника выполнения  совместной композиции должна  быть несложной и не

 

требовать много времени  для завершения промежуточного этапа  работы, например, просушивание поверхности  окрашенного листа при совместно-последовательной форме коллективной работы затрудняет работу конвейера;

 

- показ образцов, коллективных  работ прошлых лет делает четким  представление детей об объеме  предстоящей работы, а также об  эстетике результата, на который  направлена совместная деятельность  детей.

 

Чтобы содержание и процесс  коллективной деятельности были доступными каждому из ее участников, необходимо:

 

- знать уровень готовности  детей к выполнению этой работы;

 

- индивидуальные задания,  из которых слагается совместная  деятельность, давать с учетом  возможностей каждого ребенка;

 

- с учетом интересов  всех участников распределять  роли деловых игр, которые,

как правило, сопровождают коллективную изобразительную деятельность.

 

         Выбор формы и методики организации  совместной деятельности во многом  зависит от типа урока изобразительного  искусства, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить  пройденный или обобщить знания  учащихся, полученные в течение  нескольких уроков. Коллективная  деятельность может быть использована  в качестве средства активизации  учебно-воспитательного процесса, направленного  на достижение поставленных задач  на уроке.

 

Несмотря на ряд преимуществ, совместно-взаимодействующая деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства обладает одним недостатком  — сложностью оценки индивидуальной деятельности каждого ученика. Достоинствами  совместно-индивидуальной формы организации  коллективной деятельности являются, во-первых, простота организации; во-вторых, возможность проследить вклад каждого  ученика в коллективный результат  и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в  итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важна самооценка результата коллективной деятельности учащимися, анализ ее достоинств, выявление ошибок и путей их исправления, доработка  и обобщение коллективной композиции.

 

        Итак, существует много возможностей  сделать занятия и уроки в  школе интереснее, радостнее путем  внесения разнообразия в их  организацию. Из сказанного видно,  коллективные формы создания  изображений связаны с разнообразными  видами деятельности младших  школьников. Такая взаимосвязь делает  создание коллективных композиций  более интересными и значимыми  для детей; они видят, что  результаты их художественного  творчества широко используются  в жизни  школьного учреждения. Вместе с тем дети видят,  что они создают полезные и  нужные для разнообразных целей  произведения. Они приобретают необходимые  во всей последующей жизни  умения и стремятся делать  все своими руками; реализуют  потребность в самоутверждении.  Вместе с тем повышается и  их общий уровень художественно  – творческого развития. Об этом  свидетельствует диагностическое  обследование, организованное в  конце 2006 учебного года. Оно включило  в себя те же методики, которые  описывались в начале параграфа.

 

Диагностика II

 

Время проведения 

 

Беседа с младшими школьниками  с целью определения личностного  отношения к художественному  творчеству показала, что у них  повысился интерес ко всем ее видам. Об этом свидетельствуют  положительные  ответы на первый, третий, четвертый  вопросы.

 

Второй и третий пункт  исследования также показал значительный рост уровней сформированности ключевых компетенций по предмету Изобразительное  искусство. Для наблюдения за художественной деятельностью детей на уроке  была выбрана совместно- индивидуальная форма работы по теме «На балу у  Золушки». На основе наблюдений была составлена сводная диагностическая карта  уровней сформированности ключевых компетенций  по каждому классу.

 

 

Диагностическая  карта  уровней  сформированности  ключевых  компетенций  младших  школьников  I А  класса по  изодеятельности

 

 

 

 

критерии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п 

 

 

Ф.И.ребенка

 

 

Эмоциональное отношение  к деятельности

 

 

 

 

 

Владение художественными  материалами и инструментами 

Умение регулировать рисовальные    движения

 

 

Передача формы, строения, пропорций предмета

 

 

Умение пользоваться цветом 

Навык композиционного решения   

Самостоятельнос. и   творчество 

Средний  балл 

 

                              

 

Уровень развития

 

Вихорев Максим 

2,2 

2   С

 

Долгов Алеша 

2,5 

2,5 

2,5 

2,4 

2,4 С   

 

Дударева Софья 

2,5 

2,5 

2,5 

2,8  В

 

Кравченко Кристина 

2,8 

2,5 

2,7 

2,9  В 

 

Кузьменя  Александра 

2,5 

2,7 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,6  С

 

Лобастов Саша 

2,5 

2,3 

2,3 

2,2 

2,4 

2,2  С  

 

Макшаев Андрей 

2,5 

2,4 

2,5 

2,4 

2,5 

2,2 

2,4 С  

 

Масалова Наташа 

2,5 

2,5 

2,5 

2,8 

2,3 

2,5 

2,6 С  

 

Митулинский Саша 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,6 С

 

10 

Соболев Слава 

3

 

 

3   В 

 

11 

Соломатова Оля 

  3  В

 

12 

Тарасова Катя 

3

 

 

  3 В

 

13 

Утробин Денис 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,6 С

 

14 

Федотова Лера 

3

 

 

2,6 

2,6 

2,5 

2,6 

2,5 

2,5 

2,6 С

 

 

                           

 

                             Анализ  полученных данных:

 

 

Уровень  художественного  развития 

Н 

С 

В

 

Количество  младших школьников 

5

 

 

 

 

Диагностическая  карта  уровней  сформированности  ключевых  компетенций  младших  школьников  I Б класса по  изодеятельности

 

 

 

 

 

п/п

 

 

 

 

 

 

Ф.И.ребенка

 

 

 

критерии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное отношение  к деятельности

 

 

 

 

 

Владение художественными  материалами и инструментами 

Умение регулировать рисовальные    движения

 

 

Передача формы, строения, пропорций предмета

 

 

Умение пользоваться цветом 

Навык композиционного решения   

Самостоятельнос. и   творчество 

Средний  балл                          

 

Уровень развития

 

Баева Юля 

 

2,5 

2,3

 

 

2,5 

2,3 С

 

Герман Аня 

 

3

 

 

2,7 

2,7 

2,5 

2,6 

2,8 В

 

Захаров Андрей 

 

3

 

 

2,2 

2,2 С

 

Калафатов Женя 

 

2

 

 

1,6 

1,6 

1,6 

1,6 

1,8 Н

 

Катанов Максим 

 

2,2

 

 

2,2 

2,2 С

 

Кириллов Влад 

 

2,8 

2,9 

2,5 

2,8 

2,2 

2,8 

2,7 В

 

Лызин Миша 

 

3

 

 

2,5 

2,5 

2,5 

2,5 

2,4 

2,3 

2,5 С

 

Низамова Дамира 

 

  3  В

 

Околелов Павел 

 

2,2

 

 

2,2 

2,2 

2,3 

2,5 

2,2 С

 

10 

Фигуров Коля 

 

2,5 

2,6 

2,3 

2,5 

2,7 В

 

11 

Хомиченко Вася 

 

2,5 

2,5 

2,2 

2,2 

2,2 

2,2 

2,4 

2,3 С

 

12 

 

Щербакова Алена 

2,5 

2,5 

2,5 

2,2 

2,2 С

 

 

                           Анализ  полученных данных:

 

 

Уровень  художественного  развития 

Н 

С 

В

 

Количество  младших школьников 

4

 

 

 

        Сравнительный  анализ сводных карт диагностического  обследования на начало и конец  учебного года показал, что  общий уровень художественно  – творческого развития младших  школьников обследуемых  групп  значительно повысился: средний  на 21% ( в I А)  и на 25% (во  II Б);  высокий  на 7 % ( в I А) и на 8 % ( во  II Б). Результаты диагностики  мы представили в виде графиков 

Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности