Методы организации продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 16:27, лекция

Описание работы

В настоящее время формирование культуры общения и творческого отношения к любимому делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике образовательных учреждений педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..4 стр.


1. Теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………..………………………………..6 стр.


2. Методика организации различных форм

коллективного творчества младших школьников

на уроках изобразительного искусства в начальной школе………….15 стр.


Заключение…………………………….……………………………………...34 стр.


Литература ………………………………………….………………………..36 стр.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 75.65 Кб (Скачать файл)

 

(Приложение 1).

 

        Наши  наблюдения за коллективной творческой  деятельностью детей показали, что  в процессе выполнения коллективных  работ у ребят начали вырабатываться  следующие умения:

договариваться о совместной работе, ее содержании;

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

радоваться успехам своим  и товарищей при создании работы.

 

        Таким  образом, проведенное нами диагностическое  обследование позволяет говорить  об эффективности влияния коллективной  деятельности на художественное  воспитание младших школьников  в условиях начальной школы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

 

Рассмотрев возрастные особенности  младших школьников и известные  формы организации    коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно- индивидуальная форма  коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми начальных классов.  Она  наиболее проста по организации. В процессе совместно - индивидуальной деятельности легче проследить и  оценить работу каждого ребенка, к тому же эта  работа позволяет постепенно обогащать  опыт общения детей, ведя их от совместно - индивидуальной деятельности через  работу в паре, в малой группе и далее к совместно - взаимодействующей  деятельности.

 

Для того чтобы становление  потребности в общении у младшего школьника проходило активно, коллективная деятельность на первом этапе должна быть высоко эмоциональной, способствовать проявлению творческого воображения, легко осуществляемой, доступной  и посильной, что обеспечивает положительное отношение к ней воспитанника. Сознание значимости личного вклада в общий результат совместной изобразительной деятельности также способствует интересу к коллективному творчеству. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов  художественно - педагогической драматизации (занятие - сказка) в ходе работы над совместными результатами сближает изобразительное творчество с игрой, вызывая живой интерес к коллективной деятельности. Высокое качество результата совместного труда в сравнении с уровнем индивидуальной работы постепенно меняет отношение к сотрудничеству в изобразительной деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника к совместной деятельности, вселяет уверенность в своих силах. Кроме того, некоторые работы, предусмотренные  Б.М.Неменским, такие как итоговые работы за четверть в виде панно, вообще невозможно сделать в одиночку, например, «Сказочный город», «Мой город», «Подводное царство» (1 кл.), «Два флота» (2 кл.), «Твои книжки», «Парки, скверы, бульвары»(3 кл.),

 

 «Народные праздники», « Древнерусский город- крепость»,  « Образ художественной культуры  Японии», « Художественный образ  Средневекового города» (4 кл.), трудно  выполнить в одиночку.

 

        Проведенное  диагностическое обследование позволило  обнаружить повышение уровня  художественного развития обучающихся  (1-4 классов), их интереса к изобразительному  искусству. Об этом также свидетельствуют  увлеченность детей работой, повышение  их творческой активности, инициативы, самостоятельности. На уроках, во  время коллективного творчества, обучающиеся захвачены работой,  их чувства сливаются воедино,  азарт работы увлекает всех. Здесь  и игра, и творчество, и труд - все  сразу. Так исподволь формируется  чувство коллективизма, ответственности  не только за свой участок  работы, но и общий труд - качество, необходимое человеку в дальнейшей  жизни.

 

Особо следует отметить большую  роль коллективных работ по изобразительному искусству для детей с нарушением зрения. Эти работы способствуют активизации  и восстановлению нарушений зрительных функций ребенка: цветоощущения, глазодвигательной  функции, фиксация взора, расширения поля зрения, снятию зрительного напряжения. Положительное влияние коллективных работ на зрительные функции происходит благодаря ярким краскам, крупным  размерам формата, правильному композиционному  решению, многогранному раскрытию  темы, высоко - эмоциональному настрою.

 

Периодическая организация  выставок, работ коллективного творчества, в сочетании с индивидуальными  в стенах нашего учреждения, дает возможность  детям со слабым зрением заново увидеть и оценить результаты своих работ, ощутить радость успеха, а так же формирует у школьников  целостное  представление об  изобразительном искусстве и окружающем мире.

 

Кроме того, важность коллективных работ для детей и учителей состоит еще в том, что они  могут быть использованы в качестве наглядного пособия.

 

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, в частности слабовидящих, как  средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее  и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребности  в эстетическом общении и интерес  к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой  прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс  урока и как метод обобщения  знаний и умений обучающихся позволяет  активизировать процесс их систематизации и закрепления.

 

 

Литература

 

Алексеева В.В. Изобразительное  искусство в школе. -  М.,1985 г.

Бельмер В.А. Коррекционная  направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I-IV кл.) // Дефектология. – 1998. - № 6. – с. 32-36.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. –  М.,1982 г.

Иванова Н.Н. Коррекция зрительно  – двигательной и моторной координации  у младших школьников с нарушением зрения.// Дефектология. – 1998. -№4.-с. 72-77.

 

5. Керимшеева О.А. «Изобразительное  искусство  и  детский рисунок» - Новосибирск, 1999 г.

 

6. Керимшеева О.А. Формирование  способности к художественно  – образной характеристике изображаемого  в рисунках младших школьников: Дис. …канд. пед.наук. М., 1984 г. 

 

7. Кершенштейнер Г. Развитие  художественного творчества ребенка.  – М., 1985

 

8. Колякина В.И. «Методика  организации уроков коллективного  творчества» - М., «Владос», 2002 г.

 

9. Комарова Т.С., Савенков  А.И. «Коллективное творчество  детей» (учебное пособие) - М., 1998 г.

 

10. Неменский  Б.М.  «Мудрость    красоты.    О    проблемах  эстетического воспитания» (книга  для учителя) - М., 1987 г.

 

11.  Новоселова  В.П.  «С кисточкой по белу свету» - Кемерово, 2002 г.

 

12. Островская О.В.   «Уроки   изобразительного   искусства   в начальной школе» - М., «Владос», 2003 г.

 

13 Полуянов Ю.А. Изобразительное   искусство: Пособие для учителя.  –М.,   «ИНТОР», 1995.

 

14. Туро И.Н. «Коллективные   работы   по   изобразительному  искусству   в   системе   обучения   и   воспитания   младших школьников» - М., 1980 г.

 

15. Юсов Б.П. Восприятие  искусства и возрастные особенности  школьников.-М., 1989 г.

 

16. Юсов Б.П. Проблемы  художественного воспитания и  развития школьников. - М., 1984 г.


Информация о работе Методы организации продуктивной деятельности