Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
1
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение
2
Сначала следует внимательно рассмотреть различные подходы к изучению подростков. Первый — это биологический подход, когда предметом изучения является происходящий в этом возрасте процесс полового созревания и физического роста (включая созревание и начало функционирования женских и мужских половых органов, развитие вторичных половых признаков, а также сопровождающие пубертатный период тенденции к изменению роста и веса). В связи с этим возникают вопросы, связанные со здоровьем (правильное питание, поддержание оптимального веса, физическая привлекательность) и эмоциональными реакциями подростков на изменения, происходящие в организме. В нашей книге мы широко используем биологический подход в части II, главы 4 и 5.
Второй подход — когнитивный — имеет два главных аспекта исследований: 1) качественная модификация мышления подростков и 2) количественные перемены, происходящие в сфере интеллектуальной обработки информации. Особенно важно выявить, как изменения в мышлении влияют на личность подростка и его поведение. Многие темы (определение коэффициента умственного развития, тесты на проверку способности к обучению, возможностей памяти, мышления, умения решать поставленные задачи и принимать решения) рассматриваются в связи с проблемами образования и обучения подростков. Когнитивный подход в наибольшей степени применен в части III, главах 6 и 7.
Третий подход к изучению
подростков — психосексуальный, исследующий
развитие эмоциональной и личностной
сфер, включая становление
Четвертый подход к изучению подростков — социальный. Он весьма многогранен и включает в себя проработку проблем социального развития, взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающими, вопросы формирования моральных устоев, характера, ценностей, убеждений, верований и поведения. При этом принимается во внимание подростковый социум, его культура и субкультура. Взаимоотношения с родителями рассматриваются в тесной связи с влиянием на развитие подростков типа семьи. Ведь дети из разведенных, смешанных семей или из семей, где родители не занимаются своими отпрысками, сталкиваются с трудностями, присущими именно этому типу семьи. Эти проблемы подробно анализируются. Особое внимание уделяется тому, как современное общество и существующие в нем силы влияют на жизнь подростка. Существуют значительные отличия между детьми из разных этнических, расовых и культурных групп. Мы обращаем ваше внимание на некоторые из этих отличий и делаем сравнительный анализ. И наконец, весьма значимыми для общества являются такие психосоциальные проблемы, как преступность несовершеннолетних, побеги из дома, самоубийства и злоупотребление наркотическими веществами. По большей части мы используем в этой книге именно социальный подход — часть V, VI, VII и VIII, главы с 10 по 18.
Особый акцент в этой книге сделан на эклектическом подходе к изучению подростков, который является по сути дела междисциплинарным, берущим не какой-либо один аспект подросткового развития, но рассматривающий их все вместе. Действительно, отдельно взятый подход не может быть достаточным и исчерпывающим. По существу, важен вклад и биологов, и психологов, и педагогов, и социологов, и антропологов, и медицинских работников. Если мы хотим получить полную картину происходящего с подростком, мы должны изучать его со всех сторон.
3.
Ведущая деятельность - Учебная
деятельность (познавательная, мышление,
интеллектуально-когнитивная
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
Во-первых, эта такая деятельность,
в форме которой возникают
и внутри которой дифференцируются
другие, новые виды деятельности. Во-вторых,
ведущая деятельность – это такая
деятельность, в которой формируются
или перестраиваются частные
психические процессы. При этом формирование
или перестройка всех психических
процессов происходит не только внутри
ведущей деятельности. Некоторые
психические процессы формируются
и перестраиваются в других видах
деятельности, генетически с ней
связанных. В-третьих, ведущая деятельность
– это такая деятельность, от
которой ближайшим образом
Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.
Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
Центральное новообразование подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.
Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:
в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;
в социально-моральной сфере
- помощь взрослым и их поддержка, отстаивание
собственных взглядов, соответствие
морально-этических
в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);
во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").
5
В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см - у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.
Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым данным эти тенденции еще более выражены - 13-14 см.
До 7-8 лет почти нет разницы
между физическим развитием девочек
и мальчиков. В среднем в год
повышение их роста в этот период
5-6 см. Затем, в период полового созревания
начинают появляться значительные различия
в темпах роста и развития различного
пола. К 9-10 годам у девочек рост
замедляется до 4 см в год, а вес
прибывает только до 3 кг в год, а
затем резко совершается
В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.
«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»
Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.
Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей - к 17-18 годам).
Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.
Акселера?ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма.
6
Половое созревание - стержневой
процесс в подростковом возрасте.
Его примерная длительность составляет
4 года. Не вдаваясь в подробную его
характеристику, остановимся на тех
сторонах, которые имеют непосредственное
отношение к становлению
Значение полового развития
с точки зрения становления личности
трудно переоценить. Влияние пола как
двигателя, стимулирующего процесс
психического развития человека чрезвычайно
велико. Это признавалось давно. Например,
в раннем детстве, когда наличие
пола еще не осознается ребенком или
осознается весьма слабо, тем не менее
его действие весьма значительно. 0-Липманн
еще в 1917 году установил, что 46% различий
по различным психологическим
С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано с нарушением внутреннего равновесия энергии -«либидо», что приводит к переструктурированию
инстинктивного ОНО, реального
Я и морального СВЕРХ-Я. Если в
детстве объектами
7
Психосексуальное развитие
(англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная
Зигмундом Фрейдом, объяснявшая
развитие личности на языке изменений
в биологическом
Стадии психосексуального развития
Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:
1. Оральная фаза (0 — 1.5
года) — первая стадия детской
сексуальности, в которой рот
ребёнка выступает в качестве
первичного источника
В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.
В это время, младенец испытывает явное наслаждение при сосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (со?ска, пальцы, игрушки).
Рот — первая область организма,
которой ребёнок может
Во время кормления ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напряжение, то есть ассоциируются ребёнком с процессом кормления (удовольствия).
2. Анальная фаза (1.5 — 3.5
года) — вторая стадия детской
сексуальности, где ребёнок