Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 11:46, лекция

Описание работы

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Файлы: 1 файл

подростковый возраст.docx

— 75.35 Кб (Скачать файл)

1

Подростковый возраст - это  граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом  обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних  обществах переход к взрослому  состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал  новое имя и т. п.

Границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5 - 8 классах средней школы  и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в  подростковый возраст может не совпадать  с переходом в 5-й класс и  происходить на год раньше или  позже.

Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом  от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых  образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми  и товарищами, способов социального  взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих  поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье  и школе часто можно слышать  такие разговоры: был послушным  мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным  и т.д.

2

Сначала следует внимательно  рассмотреть различные подходы  к изучению подростков. Первый —  это биологический подход, когда  предметом изучения является происходящий в этом возрасте процесс полового созревания и физического роста (включая созревание и начало функционирования женских и мужских половых  органов, развитие вторичных половых  признаков, а также сопровождающие пубертатный период тенденции к  изменению роста и веса). В связи  с этим возникают вопросы, связанные  со здоровьем (правильное питание, поддержание  оптимального веса, физическая привлекательность) и эмоциональными реакциями подростков на изменения, происходящие в организме. В нашей книге мы широко используем биологический подход в части II, главы 4 и 5.

Второй подход — когнитивный  — имеет два главных аспекта  исследований: 1) качественная модификация  мышления подростков и 2) количественные перемены, происходящие в сфере интеллектуальной обработки информации. Особенно важно  выявить, как изменения в мышлении влияют на личность подростка и его  поведение. Многие темы (определение  коэффициента умственного развития, тесты на проверку способности к  обучению, возможностей памяти, мышления, умения решать поставленные задачи и  принимать решения) рассматриваются  в связи с проблемами образования  и обучения подростков. Когнитивный  подход в наибольшей степени применен в части III, главах 6 и 7.

Третий подход к изучению подростков — психосексуальный, исследующий  развитие эмоциональной и личностной сфер, включая становление самосознания, самоуважения, принятия своего пола и  индивидуальности. Предметом изучения являются также вопросы психического здоровья, эмоциональные переживания и последствия стресса. В сферу внимания попадают и сексуальные пристрастия, сексуальное поведение и половое воспитание подростка. Мы используем психосексуальный подход в части IV, главы 8 и 9.

Четвертый подход к изучению подростков — социальный. Он весьма многогранен и включает в себя проработку проблем социального  развития, взаимоотношений подростков друг с другом и с окружающими, вопросы формирования моральных  устоев, характера, ценностей, убеждений, верований и поведения. При этом принимается во внимание подростковый социум, его культура и субкультура. Взаимоотношения с родителями рассматриваются  в тесной связи с влиянием на развитие подростков типа семьи. Ведь дети из разведенных, смешанных семей или из семей, где родители не занимаются своими отпрысками, сталкиваются с трудностями, присущими именно этому типу семьи. Эти проблемы подробно анализируются. Особое внимание уделяется тому, как  современное общество и существующие в нем силы влияют на жизнь подростка. Существуют значительные отличия между  детьми из разных этнических, расовых  и культурных групп. Мы обращаем ваше внимание на некоторые из этих отличий  и делаем сравнительный анализ. И  наконец, весьма значимыми для общества являются такие психосоциальные  проблемы, как преступность несовершеннолетних, побеги из дома, самоубийства и злоупотребление  наркотическими веществами. По большей  части мы используем в этой книге  именно социальный подход — часть V, VI, VII и VIII, главы с 10 по 18.

Особый акцент в этой книге  сделан на эклектическом подходе  к изучению подростков, который является по сути дела междисциплинарным, берущим  не какой-либо один аспект подросткового  развития, но рассматривающий их все  вместе. Действительно, отдельно взятый подход не может быть достаточным  и исчерпывающим. По существу, важен  вклад и биологов, и психологов, и педагогов, и социологов, и антропологов, и медицинских работников. Если мы хотим получить полную картину происходящего  с подростком, мы должны изучать  его со всех сторон.

3.

Ведущая деятельность - Учебная  деятельность (познавательная, мышление, интеллектуально-когнитивная сфера); интимно-личностное общение со сверстниками.

Ведущая деятельность характеризуется  тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают  и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая  деятельность, в которой формируются  или перестраиваются частные  психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических  процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые  психические процессы формируются  и перестраиваются в других видах  деятельности, генетически с ней  связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят  наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения  личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется  соответствующим типом ведущей  деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение  ведущего типа деятельности.

Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах  деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и  их фактическое место в семье, а также среди сверстников  в повседневной жизни. Подростки  участвуют во многих разнообразных  видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.

Новообразования  - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к  самому себе и другим людям.

Центральное  новообразование  подросткового возраста - возникновение  представления о себе как "не о  ребенке"; подросток начинает чувствовать  себя взрослым, стремится быть и  считаться взрослым, он отвергает  свою принадлежность к детям, но у  него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании  его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется  в готовности ребенка к жизни  в обществе взрослых в качестве равноправного  участника.

Элементы объективной  взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям  и сверстникам, к детям и пожилым  людям. Они обнаруживают себя:

в интеллектуальной сфере - самостоятельность  в усвоении знаний, стремление к  самообразованию;

в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание  собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений  реальному поведению подростка;

в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы  проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

5

В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более  того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см - у  мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр  черепа увеличился на 1,5 см.

 

Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет  стал больше в среднем на 10 см, а  по некоторым данным эти тенденции  еще более выражены - 13-14 см.

 

До 7-8 лет почти нет разницы  между физическим развитием девочек  и мальчиков. В среднем в год  повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес  прибывает только до 3 кг в год, а  затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает  в весе до 9 кг в год. На этом периоде  девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.

 

В общем, в результате акселерации  средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно  возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает  подростка начала XX века почти на 2 года.

 

«Скачок роста связан с  наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается  на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет  девочки несколько опережают  в росте мальчиков в связи  с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и  мальчики растут почти одинаково, а  с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют  в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами  сохраняется в течении всей жизни.»

 

Кроме физических в организме  подростков ускоряются и внутренние процессы. Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает  раньше, чем это было 17-20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.

 

Вследствие ускорения  развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек  к 16-17 годам, а у юношей - к 17-18 годам).

 

Надо учитывать, что такой  быстрый рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для  жизни.

Акселера?ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма.

6

Половое созревание - стержневой процесс в подростковом возрасте. Его примерная длительность составляет 4 года. Не вдаваясь в подробную его  характеристику, остановимся на тех  сторонах, которые имеют непосредственное отношение к становлению самосознания личности подростка.

 

Значение полового развития с точки зрения становления личности трудно переоценить. Влияние пола как  двигателя, стимулирующего процесс  психического развития человека чрезвычайно  велико. Это признавалось давно. Например, в раннем детстве, когда наличие  пола еще не осознается ребенком или  осознается весьма слабо, тем не менее  его действие весьма значительно. 0-Липманн  еще в 1917 году установил, что 46% различий по различным психологическим показателям  обусловлено действием пола и  развиваются они по мере взросления, когда пол еще полностью не осознан ребенком'. Интересно то, что по мере осознания детьми своего пола эти психологические различия начинают ослабевать. Увы, люди все еще далеки от осознания значения этого факта. Зато, это было хорошо понято З.Фрейдом, что и послужило точкой отсчета для создания им своей теории психосексуального развития ребенка.

 

С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано  с нарушением внутреннего равновесия энергии -«либидо», что приводит к  переструктурированию

 

инстинктивного ОНО, реального  Я и морального СВЕРХ-Я. Если в  детстве объектами сексуальности  с точки зрения психоаналитиков  были родители, то в подростковом возрасте начинает действовать ТАБУ (запрет) на влечение к этим объектам. Поэтому  происходит отказ от прежних объектов влечения и поиск новых для  себя объектов. Таким образом, нарушается равновесие, о котором говорилось выше, и на этой почве возникает  конфликт. Отказ от родителей приводит к их неприятию или индифферентному  к ним отношению, отрицанию их ценности, умалению достоинств, открытой дерзости и бунту. Поведение подростков в целом становится инфантильным и одновременно агрессивным.

7

 

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая  развитие личности на языке изменений  в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет  свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных  на данной стадии.

Стадии психосексуального  развития

Cамо развитие разбито  на пять четко ограниченных  фаз:

1. Оральная фаза (0 — 1.5 года) — первая стадия детской  сексуальности, в которой рот  ребёнка выступает в качестве  первичного источника удовлетворения  в процессе сосания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением)  большей части энергии (либидо) в области рта.

В самом начале жизни, после  рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в  отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.

В это время, младенец испытывает явное наслаждение при сосании  не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (со?ска, пальцы, игрушки).

Рот — первая область организма, которой ребёнок может управлять.

Во время кормления  ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Все эти «побочные» ритуалы  помогают уменьшить напряжение, то есть ассоциируются ребёнком с процессом  кормления (удовольствия).

2. Анальная фаза (1.5 — 3.5 года) — вторая стадия детской  сексуальности, где ребёнок учится  контролировать свои акты дефекации,  испытывая при этом удовлетворения  от осуществления контроля над  своим телом. В этот период  ребёнок приучается к чистоплотности  и пользованию туалетом, умению  сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении  между ребёнком и родителями (когда  например, ребёнок из принципа  отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая  удовлетворение из-за того, что  он «насолил» маме) могут привести  к развитию у ребёнка так  называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.

Информация о работе Подростковый возраст