Музыкальное развлечения в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать методику и цель проведения развлечений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по проведению различных видов развлечений;
- выработать методические рекомендации по проведению развлечений в ДОУ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основная часть
1. 1 Музыка и развлечения
1.2 Место музыки в развлечениях
1.3 Виды и формы развлечений
Глава 2 Принципы составления сценариев развлечений. Планирование развлечений
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Исправленая курсавая работа Музыкальные развлечения в дошк. учр..docx

— 965.12 Кб (Скачать файл)

Организация концертов, театрализованных представлений  для детей требует большой  подготовки, отработанности каждого  номера. Только тогда они могут  быть показаны детям. Кукольные спектакли  по мотивам сказок «Репка», «Теремок»  и др. можно показывать всем детям. Для малышей эти спектакли  будут просто интересным развлечением, а более старших, хорошо знающих  текст сказок, они будут побуждать  к самостоятельной художественной деятельности. Не все, конечно, получится  у них так, как у взрослых, но творческие стремления детей надо всячески поддерживать.

 Таким  образом, различные виды зрелищных  развлечений имеют большое значение  для развития художественного  восприятия, воображения, эмоциональной  отзывчивости, эстетического вкуса,  а также для формирования интересов  детей, развития у них творческой  активности.

 К  зрелищным видам развлечений  относятся и такие, которые  связаны с использованием технических  средств: диапроектора, портативной  киноустановки, телевизора. Просмотры  диапозитивов, диафильмов, мультипликационных  фильмов, телевизионных передач  увлекают детей. Следует только  осторожно подходить к выбору  репертуара и рациональному планированию  подобных развлечений. Не требующие  длительной и специальной подготовки, они порой преобладают в общей  системе развлечений, чего не  должно быть.

Из  других технических средств, рекомендуемых  к использованию, можно назвать  электрофоны, магнитофоны и радио. Поскольку записи на грампластинке  или магнитной ленте, а также  радиопередачи дети слушают без  опоры на зрительные образы, малышам  трудно их воспринимать. Поэтому подобные развлечения можно рекомендовать  лишь детям, начиная со средней группы, и после предварительной подготовки к слушанию. Хорошее качество записи, высокий художественный уровень исполнения музыкальных и литературных произведений, доступных детям, ставят эти развлечения в ряд наиболее ценных для эстетического воспитания дошкольников.

Особое  значение имеют те развлечения, в  которых дети сами принимают участие  как исполнители. Это могут быть детские концерты, драматизации, целые  театрализованные представления, музыкальные  и литературные игры, аттракционы, развлечения  с красками и карандашами.

Все эти  развлечения ценны тем, что в  них раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается  активность, формируются творческие качества личности.

Основу  таких развлечений составляет, как  правило, литературный и музыкальный  материал, отвечающий требованиям программы, т. е. репертуар концерта, содержание драматизации, спектакля детского кукольного театра должны быть знакомы детям. И  лишь некоторая таинственность, неожиданность  организации создают особую атмосферу  вокруг этой детской деятельности. Выступления детей — это развлечение  не только для самих участников, но и для зрителей — младших  товарищей, сверстников.

В детских  концертах соединяются различные  виды (номера) художественной деятельности. Здесь и танцы (сольные, коллективные), и художественное чтение, и пение (сольное или хоровое), и игра на музыкальных инструментах. Дети исполняют  то, что знают и умеют. Подготавливая  детский концерт как развлечение, воспитатель должен учитывать интересы и исполнительские возможности  каждого ребенка. Важно, чтобы все  дети были заинтересованы и могли  принять активное участие в концерте.

Детские концерты, так же как и подготовленные для них взрослыми, могут состоять из номеров, объединенных одной темой. Иногда это концерты импровизации, возникающие внезапно по инициативе нескольких детей. Исполнительский  уровень здесь, конечно, не всегда достаточно высокий, но в данном случае ценно  проявление самостоятельности, творческой активности ребят.

Удачной формой детских развлечений являются различные театрализованные представления. Драматизации сказок, стихотворений, песен, музыкально-игровых композиций должны быть простыми по сюжету и действию, включать короткие монологи и в основном диалоги действующих лиц. Это  позволит многим детям быть не только внимательным зрителем, но и увлеченным участником-исполнителем.

Во  время подготовки представления  воспитатель должен создать спокойную, творческую обстановку, избегать чрезмерного  назидания. Иногда он может сам включиться в драматизацию, чтобы помочь детям  почувствовать верный тон и ритм игрового действия.

Представления детского кукольного театра реже, чем  драматизации, используются в качестве развлечений, но это не совсем правильно. Хотя, конечно, руководство этим видом  детской театрализованной деятельности требует дополнительных знаний по технике  вождения кукол и организации  сценического действия.

Среди доступных детям видов кукольного театра — театр игрушек, пальчиковый  и перчаточный. Кроме того, дети любят  разыгрывать представления в  теневом театре, на фланелеграфе, с  плоскими и объемными фигурами настольного  театра. Уверенное управление персонажами, выразительное произнесение текста и само действие доставляют удовольствие как «артистам», так и зрителям.

Особенностью  театрализованных развлечений является то, что все они требуют дополнительного  внешнего оформления. Их зрелищность, театральность заставляют участников с помощью воспитателя или  вполне самостоятельно готовить костюмы, декорации, атрибуты, необходимые по ходу действия. Все это становится важным средством эстетического  воспитания детей.

 Среди  многочисленных детских развлечений  определенное место занимают  увлекательные игры с элементами  соревнования между отдельными  детьми или целыми группами. Такие  игры обычно организует и проводит  воспитатель, но активными участниками их являются дети. Здесь могут быть литературные, музыкальные и художественные викторины и конкурсы, игры подвижные и спокойные, хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную), аттракционы.

Игры, забавы непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить  внимание детей, внести разрядку в привычную  обстановку, создать веселое, приподнятое  настроение.

Интересными могут быть также развлечения  с красками и карандашами, в процессе которых в занимательной форме  происходит знакомство с материалами, помогающими передать окружающий мир  в цвете, многообразии его форм. Этот вид развлечений без «дидактического  нажима» позволяет ребенку свободно действовать со знакомыми материалами, воспитывает образное видение, художественное чутье и эстетический вкус. Например, составить из набора аппликативных  форм красивый букет, быстро соединить  в кружки-цветы разного цвета  лепестки, имеющиеся у каждого  ребенка, нелегко, но интересно.

Развлечения с красками и карандашами предварительно подготавливаются воспитателем, проводятся с учетом возрастных возможностей дошкольников. При выборе развлечений педагогу необходимо помнить, что большинство  из них требует литературной разработки сценария (последовательного раскрытия  темы, логического перехода от одной  части действия к другой и т. д.), а также продуманного оформления помещения, где происходит действие.

Систематически  проводимые развлечения в детском  саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию.

 

 

 

 

1.2 Характеристика  видов и форм развлечений

В детском  саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего имеет познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений, навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают  и взрослые, и дети. Содержание развлечений  должно быть разработано так, чтобы  действия детей и взрослых логично  объединялись.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно  многообразны, вариативны, поскольку  зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Многообразие форм и видов развлечений позволяет  спланировать их таким образом, чтобы  нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным  руководителем, воспитателями и  между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для  детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений  с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей  данной возрастной группы.

Целесообразно развлечения проводить во второй половине дня и желательно выбрать  определенный день недели. Вокруг этого  дня всегда должна царить таинственность и ощущение настоящего сюрприза.

Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это  формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого  и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие  моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.

Концерты представляют собой соединение различных видов номеров деятельности. Это танцевальные номера (сольные, коллективные), художественное чтение, исполнение песен (сольное, коллективное), игра на музыкальных инструментах. В концертах можно исполнять драматизации, номера типа клоунад.

Концерты  обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое  исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Но можно  организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление  хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими  и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с  использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах  доступно старшим дошкольникам. Они  выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются  исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских  концертов руководящая роль отводится  взрослым. Воспитатели составляют программу  концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы  соблюдалась последовательность чередования  видов деятельности в номерах  и нагрузка на его участников.

Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

Музыка  в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное  произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней  как равный компонент с заранее  предусмотренным эмоциональным  воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены  ритмов, использования технических  средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

Композиция  хороша своей массовостью, позволяющей  занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно  затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие  в ней детей.

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой. Забавы включают различные элементы игр (спортивных, подвижных, музыкальных) с игрушками звучащими, движущимися и без них. Игры-забавы, как правило, кратковременны, но вместе с тем хорошо помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать приподнятое настроение. Это могут быть хороводы, ритмичные движения под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную и т. д.).

Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности  чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные  варианты пряток, когда воспитатель  ищет детей, или прячется сам и  т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми  действиями, воспитатель создает  непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление и создать  приподнятое настроение. С этой целью  они проводятся со средними и старшими дошкольниками.

Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняет: на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:

Информация о работе Музыкальное развлечения в дошкольных учреждениях