Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.

Файлы: 9 файлов

Glava_1.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

          Ритм  самбы.

Музыкальный  размер  самбы  2/4  с  основным  ударным  акцентом  на  второй  доли  каждого  музыкального  такта. Так  как  музыкальная  фраза  в  этом  танце  состоит  из  8  ударов то, как  правило, самбу  считают  по  восьмёркам (соответственно  по  четыре  такта  в  каждой  доли). Темп – 50-52 т/минуту.  Характер  музыки  отражает  весёлый  красочный  бразильский  карнавал.

          Ритм  ча-ча-ча.

Музыкальный  размер – 4/4.  Четвёртый  счёт  ча-ча-ча  делится  пополам  и  каждая  половинка  подчёркивается  акцентом. В результате получается 5 ударов:  3  медленных  и  два  быстрых. Основной  акцент  чаще  выполняется  на  первую  долю  такта. Темп  30-32  т/минуту. Характерными  особенностями  музыки  является  острота  ритма  и  чёткое  повторение  трёх  долей  ударной  группы  (1/2, 1/2, 1 удар).

           Ритм  джайва (Д. Хэрн, 2001).

Музыкальный  размер – 4/4, с  основным  акцентом  на  второй  и  четвёртой  долях  каждого  такта. Шассе  джайва  исполняется  в  ритме  БаБ,  и  его  иногда  считают  3а4.  Используются  две  различные  конструкции  для  его  исполнения (Табл.2,3):

 

                                                                        Таблица 2

Ритмическая конструкция джайва из  1.1/2  тактов

 

 

      ШАГ

        ШАГ

    ШАССЕ

    ШАССЕ

       Ритм

          Б

            Б

        Б  а Б

     Б а Б

Значение   доли        такта

           1

            1

     3/4; 1/4; 1

  3/4; 3/4; 1


 

                                                                        Таблица 3

Ритмическая конструкция джайва из  1 такта

      

 

        ШАГ

         ШАГ

     ШАССЕ

        Ритм

            Б

             Б

        Б  а Б

    Значение  доли        такта

            1

             1

      3/4; 3/4; 1


    

Музыкальная  фраза  джайва  составляет  8   ударов  ритма (2  такта).  И,  зачастую   хореографы учитывают  этот  момент  при  постановке  хореографии  для  достижения  большей  музыкальности (музыкальность  в  танцах – способность  чувствовать  музыку,  двигаться  точно   в ритм,  заполнять  своими  движениями  музыку).  Темп исполнения  конкурсного  джайва   42-44  т/минуту. Характер  музыки – энергичный.

          В  хореографических  композициях  этих  танцев,  составленных  из  множества  фигур, нашим  танцорам  надлежит  не  только  выполнять  их  последовательность,  но  контролировать  ритм  и  синхронность  исполнения – тайминг.  В  спортивных  танцах  тайминг – понятие,  характеризующее  качество  двигательных  действий (С.Н. Кошелев, 2006). Во-первых – оно относится  к  понятию  «ритм», то  есть   исполнению  танцевальных  шагов  с  определённой  скоростью,  точным  воспроизведением  музыкального  ритма  и  ритма  исполнения  фигур. Во-вторых – оно  характеризует  синхронные  двигательные  действия  партнёров,  относительно  друг  друга,  с  учётом  скорости, ритма. Одним  из  самых  важных  параметров  тайминга,  в  изучаемом  нами  вопросе,  является  скорость  воспроизведения музыки в спортивных танцах. Она определяется  воспроизведением  количества  музыкальных  тактов  или  ударов  в  минуту (Табл.4).

                                                                                                                        Таблица 4

Допустимые  темпы  исполнения  музыкального  сопровождения  танцев (установлены  правилами  IDSF)   соревновательного  двоеборья  детей  8-9  лет

     Танец

  Такты в минуту

 Удары в минуту

       МВ

        28 – 30

84 -90

        ВВ

        58 – 60 

174 - 180

        БФ

        50 – 52

200 -210

         С

        50 – 52

100 -104

         Ч

        30 – 32

120 - 128

         Д

        42 – 44

168 - 174


             Л. В. Браиловская (2005)  сравнивает, что,  как у людей,  чем  быстрее  человек  движется,  тем  чаще  у  него  пульс,  так и  скорость  музыкального  пульса (количество ударов  в  единицу  времени) говорит  о характере  музыки – подвижном или спокойном.

 

            1.3 Методика  совершенствования  музыкально-ритмической  подготовки  в  спортивных  танцах.

          Поскольку в научно-методической литературе недостаточно  научно-обоснованных сведений  о  совершенствовании  музыкально-ритмической  подготовки  детей  8-9  лет  в  спортивных  танцах,  мы  решили  обратиться  к  литературе  по  видам спорта  со  сложной  координацией  движений.

          Музыкальность,  считает  Ю.И. Смирнов (1990),  это  способность  понимать  музыку. При выполнении упражнений музыкальность слагается из трёх взаимосвязанных  между  собой  компонентов:

1.       Способность  верно  согласовывать  свои действия  с  музыкальным  ритмом.

2.       Умение  сознательно  творчески  воспринимать  тему.

3.    Умение  внимательно  вслушаться  в  интонацию  музыкальной  темы  и  технически  верно воплощать  их  в  пластике  движений.

         В  связи  с  неясностью  многих  вопросов  об  изучении  музыкальных  способностей  Е.Г. Тупициной  и  М.В. Приставкиной (1994) было проведено  исследование.  Использовалась  концепция  Б.М. Теплова (1961), согласно  которой под  музыкальными  способностями  понимают  сложную  структуру, состоящую  из  трёх  компонентов: ладового  чувства, слуховых  представлений и чувства  ритма.  Выявлена тенденция  увеличения  уровня  развития  способностей  в  процессе  занятий,  с  ростом  спортивного  мастерства, влияние  случайного  фактора (возраст, стаж, спортивная  квалификация) как музыкальной способности.  В  процессе  выявления  взаимосвязи  между развитием  музыкальных  способностей  и  личными  качествами  спортсменов  в  сложно координационных  видах  спорта  установлено,  что  значимые  связи  с  личностными  качествами имеют  только  два  компонента  музыкальных  способностей – ладовое  чувство и чувство ритма.

         Для  развития музыкальности  и чувства ритма танцорам необходимо знать  элементы  музыкальной  грамоты, чтобы достичь  полного  соответствия  музыкального  произведения и содержания  упражнений.  В  любом  музыкальном  произведении  обычно  чередуются  звуки  разной   длительности.  За  единицу  счёта  принимается  какая-то  определённая  длительность,  чаще  всего  это  одна  четверть,  соответствующая  одному  целому счёту  «раз».  Длительность  ноты  которая  служит  единицей счёта, называется долей  такта.  Длительность  отдельных  звуков  мелодии  чаще  всего  не  совпадает  с  долями  такта. Число  долей  в такте  определяет  его  размер. Такт, состоящий  из  двух  долей  называется  двухдольным. Такт, состоящий  из  трёх  долей  называется  трёхдольным. Доля  такта,  на  которую  падает  сильное  ударение,  называется  сильной  долей  и  является  первой  долей  такта,  остальные  доли  такта  в  простых  размерах – слабые  доли.  Одна  из  наших  первых  задач  на  начальном  этапе  музыкально-ритмического  развития  детей  в  спортивных  танцах  заключается  в  том,  чтобы  научить  их  слышать  эти  сильные  доли и  уметь  показать  их, в  исполняемых  ими  танцах.  Они  должны  уяснить, что  в  каждой  музыке  есть  определённый  ритм.  Мерой  ритма  является  метр – это средство  измерения ритма,  в  котором все  длительности  одинаковы, а  акценты  одинаковой  силы (ударения) появляются  через равные  промежутки  времени.

          Чем  больше у  нас  будет  знаний  о  строении  музыки,  тем  точнее  будет  совпадение  движений  с  ритмической  фигурой  музыкального  произведения и  тем  полнее  будет  единство  музыки  и  движений.

          Механизм  влияния  музыки  на  организм  сложен.  По  словам А.А. Коваленко (1998),  музыка   неспецифически  влияет  на  человека  через  ритм.  Все  функции  организма  подчинены  ему:  ритмично  бьется  сердце,  дышат  лёгкие, выполняются  движения.  Верно  подобранная  музыка   формирует  благоприятный  эмоциональный  фон,  поддерживающий  физическую  работоспособность.

Музыка в   спортивных  танцах  выполняет  ряд  специальных  функций:

  • благодаря  музыке  художественная  гимнастика  является  эффективным  средством  эстетического  воспитания (чувства  красоты  движения, культуры  поведения);
  • музыка  имеет  важное  значение  при  обучении  движениям,  в  особенности  при  воспитании  выразительности  и  артистичности;
  • музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного  эмоционального  воздействия. Под музыку легче переносятся  большие  физические  и  психические  нагрузки,  повышается  работоспособность,  ускоряются  процессы  восстановления;

           Среди  работ,  посвящённых  вопросам  музыки  на  занимающихся  гимнастикой  и  особенностям  применения  её  с  целью  обучения,  особого  внимания  заслуживает  исследование  Э.А. Куду (1960)  «О  влиянии  музыки  на  образование  двигательных  навыков  в  художественной  гимнастике». На  основании  исследования  автор  указывает, что  правильная  методика   применения  музыки  способствует  общей  успеваемости  занимающихся  и  усвоению  двигательных  навыков.  Отличается  целесообразность  применения  музыки  в  первой  фазе  усвоения  двигательного  навыка – при показе новых  упражнений.

            Важным  фактором  характеризующим  двигательную  деятельность  человека,  является  способность  выполнять  ритмические  движения (В.Н. Платонов, 1987; Ю.Ф. Курамшин, 2003; Н.Г. Озолин, 2004; А.Г. Стативка, 2007). Ритмичность,  как  сенсомоторная  способность  человека,  характеризуется  строгим  чередованием  наиболее  акцентированных  и  наименее  акцентированных  моментов  движений  в пространстве  и  времени. Ритм  в  движениях  является  объединяющим  моментом,  способствующим  органической  увязке  различных  элементов  в  единое  целое. Как  только  улавливается  целесообразный  ритм  движений,  резко  улучшается  спортивный  результат.  У  занимающихся  возникает  ощущение  неожиданной  лёгкости,  он  понимает,  что нашёл  нечто  важное  потому, что  прилагая  меньше  усилий,  чем  раньше,  достигает  большего  эффекта. Люди существенно различаются в способности улавливать  и  воспроизводить  заданный  ритм.  Ритмичность  выступает  в  качестве  одного из  показателей  моторной  одарённости.  Эти  способности  определяют  обычно  двумя  способами:

1.       Когда  человек  выполняет  ритмические  движения  в  такт  звуковым  или  другим  сигналам (световым, тактильным), следующие  друг  за  другом  в  определённой  последовательности  и  через  соответствующие  интервалы  времени.

2.     Когда  испытуемый  воспроизводит  заданный  ритм  в  том  или  ином  движении  после  прослушивания  этих  сигналов.

Показателем  успешности  в  этих  случаях  является степень  отклонения  каких-либо  параметров  движений  от  заданного  ритмического  эталона.  Доказано, что  при  оценке  ритмических  способностей  детей  целесообразно  использовать  не  абсолютную  ошибку, а  трансформированную, учитывающую  личный  темп  движения  каждого  ребёнка  в  соответствующем  тесте. Ритмические  способности  тренируемы.  Одним  из  важных  условий  их  развития  является  направленное  совершенствование у занимающихся  музыкально-двигательного  чувства,  точности  восприятия  и  отражения  в  движении  тела  длительности  музыкальных  звуков  и  их  соотношений,  точность  восприятия  и  отражение  метрических  акцентов,  способности  соразмерять  усилия  во  времени  и  в  пространстве,  согласовывать  длительность  каждого  движения  с  музыкой,  а  также  с  движениями  партнёра.

           Обучение  детей  на  этапе  начальной  подготовки  необходимо  начинать  с  обучения  простейшим  двигательным  действиям. Так  как  самыми  доступными являются  элементы  ходьбы,  бега, подскоков, прыжков, пружинные  движения  ног (И.В. Лифиц, 1999).   В связи  с этим  совершенствование  способностей  исполнения  движения  в  темп  и  основной  ритм  музыки необходимо  начинать  с самых  ранних  этапов  подготовки,  также  используя  простейшие  двигательные  действия.

           Особую  актуальность  музыкально-ритмическая  подготовка  в  спортивных  танцах  имеет  в  связи  с  тем,  что  по правилам соревнований,  основным  критерием судейства,  является  музыкальность  исполнения. Пара или танцор,  совершающий  ошибки  в  основном  ритме  будет расценен(-а)  судьями,  как  наихудшая. Данный  критерий  судейства,  не  может  быть  компенсирован  или  заменён  идеальным  исполнением  остальных  аспектов  техники.

          Воспитание  ритмичности  осуществляется  по  средством  музыки  и  движения (ритмические  упражнения). Э.Ж.-Далькроз, чьи  идеи  лежат  в  основе  музыкально-педагогической дисциплины – ритмики, попытался перевести  музыкальный  ритм  в  движение  человеческого  тела,  понимая,  что  ритм  музыки  теснейшим  образом  связан  с  моторикой, мышечной  реактивностью  человека  (И.В. Лифиц, 1999).

OGLAVLENIE.docx

— 15.16 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prakticheskie_rekomendatsii.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Prilozhenie.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Spisok_ispolzuemykh_istochnikov.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

titulny_list.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах