Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:51, дипломная работа
В работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить взаимосвязь между музыкально-ритмической подготовленностью (МРП) и соревновательным результатом танцоров 8-9 лет.
2.Разработать методику музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
3.Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики музыкально-ритмической подготовки детей 8-9 лет в спортивных танцах.
Ритм самбы.
Музыкальный размер самбы 2/4 с основным ударным акцентом на второй доли каждого музыкального такта. Так как музыкальная фраза в этом танце состоит из 8 ударов то, как правило, самбу считают по восьмёркам (соответственно по четыре такта в каждой доли). Темп – 50-52 т/минуту. Характер музыки отражает весёлый красочный бразильский карнавал.
Ритм ча-ча-ча.
Музыкальный размер – 4/4. Четвёртый счёт ча-ча-ча делится пополам и каждая половинка подчёркивается акцентом. В результате получается 5 ударов: 3 медленных и два быстрых. Основной акцент чаще выполняется на первую долю такта. Темп 30-32 т/минуту. Характерными особенностями музыки является острота ритма и чёткое повторение трёх долей ударной группы (1/2, 1/2, 1 удар).
Ритм джайва (Д. Хэрн, 2001).
Музыкальный размер – 4/4, с основным акцентом на второй и четвёртой долях каждого такта. Шассе джайва исполняется в ритме БаБ, и его иногда считают 3а4. Используются две различные конструкции для его исполнения (Табл.2,3):
Ритмическая конструкция джайва из 1.1/2 тактов
|
ШАГ |
ШАГ |
ШАССЕ |
ШАССЕ |
Ритм |
Б |
Б |
Б а Б |
Б а Б |
Значение доли такта |
1 |
1 |
3/4; 1/4; 1 |
3/4; 3/4; 1 |
Ритмическая конструкция джайва из 1 такта
|
ШАГ |
ШАГ |
ШАССЕ |
Ритм |
Б |
Б |
Б а Б |
Значение доли такта |
1 |
1 |
3/4; 3/4; 1 |
Музыкальная фраза джайва составляет 8 ударов ритма (2 такта). И, зачастую хореографы учитывают этот момент при постановке хореографии для достижения большей музыкальности (музыкальность в танцах – способность чувствовать музыку, двигаться точно в ритм, заполнять своими движениями музыку). Темп исполнения конкурсного джайва 42-44 т/минуту. Характер музыки – энергичный.
В хореографических композициях этих танцев, составленных из множества фигур, нашим танцорам надлежит не только выполнять их последовательность, но контролировать ритм и синхронность исполнения – тайминг. В спортивных танцах тайминг – понятие, характеризующее качество двигательных действий (С.Н. Кошелев, 2006). Во-первых – оно относится к понятию «ритм», то есть исполнению танцевальных шагов с определённой скоростью, точным воспроизведением музыкального ритма и ритма исполнения фигур. Во-вторых – оно характеризует синхронные двигательные действия партнёров, относительно друг друга, с учётом скорости, ритма. Одним из самых важных параметров тайминга, в изучаемом нами вопросе, является скорость воспроизведения музыки в спортивных танцах. Она определяется воспроизведением количества музыкальных тактов или ударов в минуту (Табл.4).
Допустимые темпы исполнения музыкального сопровождения танцев (установлены правилами IDSF) соревновательного двоеборья детей 8-9 лет
Танец |
Такты в минуту |
Удары в минуту |
МВ |
28 – 30 |
84 -90 |
ВВ |
58 – 60 |
174 - 180 |
БФ |
50 – 52 |
200 -210 |
С |
50 – 52 |
100 -104 |
Ч |
30 – 32 |
120 - 128 |
Д |
42 – 44 |
168 - 174 |
Л. В. Браиловская (2005) сравнивает, что, как у людей, чем быстрее человек движется, тем чаще у него пульс, так и скорость музыкального пульса (количество ударов в единицу времени) говорит о характере музыки – подвижном или спокойном.
1.3 Методика совершенствования музыкально-ритмической подготовки в спортивных танцах.
Поскольку в научно-
Музыкальность, считает Ю.И. Смирнов (1990), это способность понимать музыку. При выполнении упражнений музыкальность слагается из трёх взаимосвязанных между собой компонентов:
1. Способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом.
2. Умение сознательно творчески воспринимать тему.
3. Умение внимательно вслушаться в интонацию музыкальной темы и технически верно воплощать их в пластике движений.
В связи с неясностью многих вопросов об изучении музыкальных способностей Е.Г. Тупициной и М.В. Приставкиной (1994) было проведено исследование. Использовалась концепция Б.М. Теплова (1961), согласно которой под музыкальными способностями понимают сложную структуру, состоящую из трёх компонентов: ладового чувства, слуховых представлений и чувства ритма. Выявлена тенденция увеличения уровня развития способностей в процессе занятий, с ростом спортивного мастерства, влияние случайного фактора (возраст, стаж, спортивная квалификация) как музыкальной способности. В процессе выявления взаимосвязи между развитием музыкальных способностей и личными качествами спортсменов в сложно координационных видах спорта установлено, что значимые связи с личностными качествами имеют только два компонента музыкальных способностей – ладовое чувство и чувство ритма.
Для развития музыкальности и чувства ритма танцорам необходимо знать элементы музыкальной грамоты, чтобы достичь полного соответствия музыкального произведения и содержания упражнений. В любом музыкальном произведении обычно чередуются звуки разной длительности. За единицу счёта принимается какая-то определённая длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счёту «раз». Длительность ноты которая служит единицей счёта, называется долей такта. Длительность отдельных звуков мелодии чаще всего не совпадает с долями такта. Число долей в такте определяет его размер. Такт, состоящий из двух долей называется двухдольным. Такт, состоящий из трёх долей называется трёхдольным. Доля такта, на которую падает сильное ударение, называется сильной долей и является первой долей такта, остальные доли такта в простых размерах – слабые доли. Одна из наших первых задач на начальном этапе музыкально-ритмического развития детей в спортивных танцах заключается в том, чтобы научить их слышать эти сильные доли и уметь показать их, в исполняемых ими танцах. Они должны уяснить, что в каждой музыке есть определённый ритм. Мерой ритма является метр – это средство измерения ритма, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы (ударения) появляются через равные промежутки времени.
Чем больше у нас будет знаний о строении музыки, тем точнее будет совпадение движений с ритмической фигурой музыкального произведения и тем полнее будет единство музыки и движений.
Механизм влияния музыки на организм сложен. По словам А.А. Коваленко (1998), музыка неспецифически влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат лёгкие, выполняются движения. Верно подобранная музыка формирует благоприятный эмоциональный фон, поддерживающий физическую работоспособность.
Музыка в спортивных танцах выполняет ряд специальных функций:
Среди работ, посвящённых вопросам музыки на занимающихся гимнастикой и особенностям применения её с целью обучения, особого внимания заслуживает исследование Э.А. Куду (1960) «О влиянии музыки на образование двигательных навыков в художественной гимнастике». На основании исследования автор указывает, что правильная методика применения музыки способствует общей успеваемости занимающихся и усвоению двигательных навыков. Отличается целесообразность применения музыки в первой фазе усвоения двигательного навыка – при показе новых упражнений.
Важным фактором характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения (В.Н. Платонов, 1987; Ю.Ф. Курамшин, 2003; Н.Г. Озолин, 2004; А.Г. Стативка, 2007). Ритмичность, как сенсомоторная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожиданной лёгкости, он понимает, что нашёл нечто важное потому, что прилагая меньше усилий, чем раньше, достигает большего эффекта. Люди существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить заданный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одарённости. Эти способности определяют обычно двумя способами:
1. Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам (световым, тактильным), следующие друг за другом в определённой последовательности и через соответствующие интервалы времени.
2. Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов.
Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких-либо параметров движений от заданного ритмического эталона. Доказано, что при оценке ритмических способностей детей целесообразно использовать не абсолютную ошибку, а трансформированную, учитывающую личный темп движения каждого ребёнка в соответствующем тесте. Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся музыкально-двигательного чувства, точности восприятия и отражения в движении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точность восприятия и отражение метрических акцентов, способности соразмерять усилия во времени и в пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнёра.
Обучение детей на этапе начальной подготовки необходимо начинать с обучения простейшим двигательным действиям. Так как самыми доступными являются элементы ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног (И.В. Лифиц, 1999). В связи с этим совершенствование способностей исполнения движения в темп и основной ритм музыки необходимо начинать с самых ранних этапов подготовки, также используя простейшие двигательные действия.
Особую актуальность музыкально-ритмическая подготовка в спортивных танцах имеет в связи с тем, что по правилам соревнований, основным критерием судейства, является музыкальность исполнения. Пара или танцор, совершающий ошибки в основном ритме будет расценен(-а) судьями, как наихудшая. Данный критерий судейства, не может быть компенсирован или заменён идеальным исполнением остальных аспектов техники.
Воспитание ритмичности осуществляется по средством музыки и движения (ритмические упражнения). Э.Ж.-Далькроз, чьи идеи лежат в основе музыкально-педагогической дисциплины – ритмики, попытался перевести музыкальный ритм в движение человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторикой, мышечной реактивностью человека (И.В. Лифиц, 1999).
Информация о работе Музыкально-ритмическая подготовка детей 8-9 лет в спортивных танцах