Нормативные словари русского языка и их использование в школьной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

При изучении любого иностранного языка, например английского, нам не обойтись без словаря по этому языку. Мы заглядываем в словарик, помещённый в конце учебника, а порой ищем нужное нам слово в больших словарях.
Русский язык каждый из нас познаёт с первых же мгновений жизни, поскольку мы постоянно его слышим. Будучи младенцами, мы ещё не знаем ни учебников, ни словарей, но за первые четыре-пять лет своей жизни постигаем огромное количество слов родного языка — не меньше, чем узнаём в течение всей последующей жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-5 Глава I. Теоретические основы темы исследования
1.1 Трактовка понятия норма современного русского литературного языка..6-8
1.2. Типы норм современного русского литературного языка………………..8-15
1.3. Лексикография как лингвистическая наука…………………………….15-18
1.4. Основные словари современного русского языка………………………18-29
1.5. Типы нормативных словарей……………………………………………..29-33
Выводы по I главе…………………………………………………………………..34
Глава II Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями
2.1. Общая характеристика младшего школьного возраста………….………35-38
2.2. Формирование культуры речи младших школьников как одно из направлений развития речи………………..…………………………………...38-41
2.3. Нормативные словари в обучении младших школьников.......................41-44
2.4. Специфика работы со словарями………………………………………….45-50
Выводы по II главе………………………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...52-53
Список литературы……………………………………………………………..54-59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

2.3. Нормативные словари в обучении младших школьников

     Как говорилось  выше, правильность речи - соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации, является залогом успешного обучения и развития. Все эти нормы успешно отражаются в нормативных словарях русского языка.

     Понятие нормативный словарь нами рассматривалось в I главе. Вспомним, что целью нормативного словаря является укрепление действующих норм литературного языка.

     На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» [32,12]. Среди этих умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующими нормативными словарями.

     Сегодня выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных словарей. Например, старшеклассник имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарем, но и толковым, словообразовательным, словарем иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т.д. По наблюдениям учителей-словесников, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке [14]. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах [16,43].

     В руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый заслуженный «Орфографический словарик» П.А. Грушникова, но и новые словари. Так, изданы следующие книги: Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: Орфоэпический словарик; Бондаренко А.А, Гуркова И.В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов; Мережко Е.Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов; Курочкина И.В.,        Сдобнова А.П. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: Пособие для учащихся начальной школы и др.

     Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают комплексные словари серии  «Мой первый словарик русского языка»: хорошо иллюстрированное издание, которое помогает детям получить самую достоверную информацию; тщательно подобранные статьи, продуманное построение, красочные рисунки соответствуют возрасту младшего школьника.

 Рассмотрим подробнее словари этой серии.

    Леонович А.А. «Орфографический словарик русского языка» [51] – словарь включает в себя наиболее употребительные слова русского языка, представляющие трудность для написания. Объем и наполнение словаря соответствуют обязательному минимуму содержания начального образования, например: счётчик, такси (не склон.), корова, -ы.

    Стригина О. М., Неусыпова Н. М. «Учусь понимать слова. Толковый словарик» [74]- словарь объясняет (толкует) значения слов и иллюстрирует их употребление: Институт, сущ., м.р., р. п. института, мн.ч. и. п. институты, р.п. институтов. Название некоторых высших учебных заведений. Педагогический институт.

     Елина Е. Г., Полищук Г. Г. «Учусь правильно произносить слова. Орфоэпический словарь» [34]- этот словарик нужен каждому ученику начальной школы. Он научит правильно произносить слова, ставить в них ударение, находить наиболее точную форму слова: Адрес, р.п. адреса, мн. Ч. Им. П. адреса, р.п. адресов; академия [надо произносить д мягко де].

     Львов М. Р. «Учусь различать слова и их значения. Словарь многозначных слов, тематических групп, слов омонимов, паронимов, синонимов, антонимов»     [50] - словарь включает в себя несколько справочников. С их помощью ученики могут научиться различать слова и их значения, близкие по звучанию, но разные по смыслу слова, подбирать нужные синонимы, умело использовать антонимы: многозначные слова:  азбука  1. Буквы в постоянной последовательности, алфавит. 2. Книга для обучения грамоте, чтению и письму: букварь и т. д.; тематические группы «Характер, манеры поведения»: веселый – с чувством юмора, энергичный, предприимчивый и т. д.; омонимы: побег – действие по значению глагола бежать, побег – молодой отросток растения; паронимы: ледовый – ледяной ( корень –лёд-), ледовый – имеющий отношение ко льду, ледяной – состоящий изо льда; синонимы: работать- общее значение: заниматься полезным делом, трудом; трудиться – то же общее значение, оттенок тяжести труда; служить – работать в учреждении, фирме, по найму, служить в армии, флоте;  антонимы: дело ( работа, полезное дело, бизнес) – безделье (отсутствие деятельности, лень праздность) и т.д.

     Курочкина И.В. «Учусь правильно образовывать слова»[43] – словарь показывает как образовываются слова. Он состоит из двух частей. Первая часть показывает способы образования слов с помощью суффиксов: голос – голосок, голосище, голосовой, голосистый и т. д. Во второй части словаря представлены семьи слов: Буква  - буковка, букварь, буквенный, букварный.  

      Катлинская Л. П. «Учусь узнавать происхождение слов»[40] - в этимологический словарь включено около 700 слов и выражений, которые нужны детям для понимания при чтении произведений детской художественной литературы, словарь призван научить детей вдумчивому, осмысленному чтению книг: золото, ср.р., р.п. золота. Не только в славянских, но и в германских языках этот драгоценный метал получил название по своему цвету. Поэтому золотой и желтый – прилагательные от одного древнего корня.

    Ставская Г.М. «Учусь понимать образные выражения: Фразеологический словарик»[75] – словарь объясняет, растолковывает значения образных выражений (фразеологизмов), широко используемых в русском языке. Применение фразеологизмов делают речь яркой, выразительной, помогают точнее передать то, что мы хотим сказать: кинуть взгляд (куда-либо)- куда ни посмотришь везде. Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд, по каждому проходу идет волна ребят. (С.Маршак).

     Мы проанализировали лишь  часть нормативных словарей, существующих для учеников начальных классов. Учителю необходимо сделать так, чтобы вся работа со словарями была подчинена одному желанию – пристрастить младших школьников к чтению такого рода книг. Ученики должны осознать, что словари – книги, которым можно задавать вопросы, каждому свой: орфоэпическому – о произношении, орфографическому – о написании, толковому – о значении слова. Умение пользоваться словарями нужно вырабатывать у учеников на уроках по всем предметам. Общение с ними обогатит речь ребенка, сделает ее правильной, точной, выразительной, богатой.

2.4. Специфика работы со словарями

     Работу со словарём на уроках в начальной школе мы  предлагаем организовать следующим образом:

     1 этап – знакомство со словарем и его устройством.

 Младшие школьники знакомятся со словарем как особой книгой: его предназначением, особенностями построения и правилами использования. Учителю начальных классов не составит труда организовать знакомство со словарём на уроке, если воспользоваться методом чтения-рассматривания, разработанным Н.Н. Светловской [44,99]. Поскольку этот метод имеет место в период обучения грамоте, то и первое знакомство со словарем можно организовать в это же время.

     2 этап – выполнение заданий типа «Найди в словаре».

На этом этапе учащимся предлагаются задания, направленные на активный поиск слов. На уроках при объяснении нового материала  обычно вводится новая терминология, новые слова, обогащающие речь учащихся; учитель, просит найти значение слов в словаре, обратить внимание на произношение и написание, привести примеры объяснения этих слов.

     3 этап - привлечение словаря к работе над деформированным текстом.

Учащиеся самостоятельно работают со словарем, выполняя задания  подготовленные учителем. Учитель координирует и контролирует  работу, предоставляя возможность детям самим пообщаться со словарями.

     4 этап – творческая работа.

После того как у младших школьников накопился опыт по работе со словарями, можно предложить различные игры, творческие  задания по всестороннему анализу слова.

    Рассмотрим данные этапы на примере работы с «Орфографическим словариком русского языка» А.А. Леоновича.

     Работу со словарем лучше начинать с 1 класса, важно приучить ребенка в любом трудном случае  заглядывать в словарь. Орфографический словарь при умелом его использовании может стать хорошим помощником в предупреждении ошибок. Воспитывая у ребенка интерес к слову, к его правильному графическому изображению, вызывая стремление писать слова правильно, словарь тем самым становится помощником учителя в повышении не только орфографической грамотности, но и общей культуры речи учащихся.

     На этапе знакомства со словарем можно предложить детям следующие задания.

Прочитай памятку «Как работать со словарем», назови этапы работы, необходимые для поиска слова.

Найди страницу,  на которой в словаре «спряталась» буква Р.

Посчитай, сколько страниц в словаре занимают слова на ту или иную букву (например, сравнив количество страниц на букву б и букву п в словаре, учащиеся увидят, что слов на п гораздо больше, чем слов на б).

Слово прячется на странице 87, в нем два слога, второй слог ударный, а все остальные – мягкие. Спиши, подчеркни согласные буквы.

Найди в словаре и запиши по памяти 5 словарных слов на букву п (р, с, т, у…).

Расположи слова по алфавиту.

Найди слово  в словарике и укажи страницу, на которой оно находится.

Докажи, почему слова в словаре должны стоять именно в такой последовательности (на примере двух-трех, а затем и более слов, сначала обращается внимание на первые буквы, затем на последующие – вторую, третью и др.) и т д..

Далее идет целенаправленное обучение детей поиску слов в словаре.

Выпиши из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Птицы» («Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.).

Выпиши из словаря 8 слов (на твой взгляд трудных) с непроизносимыми согласными.

Составь словарный диктант.

Найди отгадку в словаре (указывается страница или буква, на которую начинается слово-отгадка).

С помощью словаря узнай нужную букву в слове б(е.и)реза; неверную зачеркни, а правильную впиши в слово и подчеркни и т.д.

После того, как школьники  научились хорошо ориентироваться в словаре, можно предложить задания для самостоятельной работы:

Пользуясь словарем, вставь «выпавшие» из слов гласные: д*р*вн*, п*ртр*т, с*л*м*, к*ньк*, т*л*ф*н.

Пользуясь словарем, допиши слова по первому слогу: го . . . (город, горох, голод), подчеркни  непроверяемые гласные.

Допиши в предложенных словах первый слог: …суда, …рёза, …сква, проверь правильность написания по словарю.

Найди и исправь ошибки в тексте, проверь себя по словарю и т.д.

На этапе творческой работы можно предложить детям задания.

Сочинить сказку о каком-либо слове из словаря, например: «Жили-были две буквы – и и й. Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У буквы й был бантик, а у и его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо и писали й и наоборот. Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог НЕ устроиться между ними, и на доске появилось предложение: «И не й!» Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли! А учительница сказала: «Какое красивое слово серебрится на нашей доске!» И дети хором прочитали слово иней. С этого дня они навсегда запомнили, как пишется это красивое слово».

Ребусы, иллюстрации.

Игровые приёмы:

«Путаница» - принцип игры в наложении слов с непроверяемым написанием друг на друга, а затем в вычленении каждого слова учащимися.

«Прятки» - принцип игры в закрытии части слова;

- таинственная грамота: ПNZVORРТFQФЕSЛЬD (портфель)

QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради) и т.д.

     Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. С их помощью у школьников развивается разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

    В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако очень мало времени отводится изучению норм литературного (орфоэпическим).

Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. На примере  словаря «Учусь правильно произносить слова. Орфоэпический словарь» Е. Г. Елининой рассмотрим возможные задания для работы над произношением.

     Этап знакомства со словарем предполагает такую же работу, как и с орфографическим словарем: дети рассматривают словарь, знакомятся с его устройством, учатся быстро находить нужную букву:

Информация о работе Нормативные словари русского языка и их использование в школьной практике