Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:45, курсовая работа
При изучении любого иностранного языка, например английского, нам не обойтись без словаря по этому языку. Мы заглядываем в словарик, помещённый в конце учебника, а порой ищем нужное нам слово в больших словарях.
Русский язык каждый из нас познаёт с первых же мгновений жизни, поскольку мы постоянно его слышим. Будучи младенцами, мы ещё не знаем ни учебников, ни словарей, но за первые четыре-пять лет своей жизни постигаем огромное количество слов родного языка — не меньше, чем узнаём в течение всей последующей жизни.
Введение…………………………………………………………………………..3-5 Глава I. Теоретические основы темы исследования
1.1 Трактовка понятия норма современного русского литературного языка..6-8
1.2. Типы норм современного русского литературного языка………………..8-15
1.3. Лексикография как лингвистическая наука…………………………….15-18
1.4. Основные словари современного русского языка………………………18-29
1.5. Типы нормативных словарей……………………………………………..29-33
Выводы по I главе…………………………………………………………………..34
Глава II Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями
2.1. Общая характеристика младшего школьного возраста………….………35-38
2.2. Формирование культуры речи младших школьников как одно из направлений развития речи………………..…………………………………...38-41
2.3. Нормативные словари в обучении младших школьников.......................41-44
2.4. Специфика работы со словарями………………………………………….45-50
Выводы по II главе………………………………………………………………...51
Заключение……………………………………………………………………...52-53
Список литературы……………………………………………………………..54-59
Ученики проговаривают или читают алфавит, следуя за указаниями учителя. Движениями руки, указки учитель задает нужную для чтения громкость.
Учитель показывает буквы в алфавите или кассе букв, передвигая указку в разном темпе.
Мальчики называют согласные, девочки – гласные буквы.
Алфавит читается в обратном порядке.
Ученики встают по алфавиту имен, фамилий, расставляют по алфавиту предметы, книги, слова, буквы.
На следующем этапе возможно выполнение заданий.
«Скажи, как я»: ребенок произносит слова так, как произнес его учитель.
Назови, те слова в которых звук С твердый.
Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний Ш.
Задумано одно слово с колокольчиком на стр.7. Слово дружит со схемой --/-`-это предмет.
Проговаривание скороговорок и чистоговорок.
Фонетический анализ слов и составление схем по образцу учителя.
Прочитай слова. Произнеси, как мы их обычно говорим. Сделай вывод.
Нора, норы, норы; роман, романы, романа.- Сравни произношение слов с написанием. Подчеркни буквы, не соответствующие звукам и т.д.
Для самостоятельной работы можно предложить:
- орфоэпическое чтение текстов;
- подбор слов к звуковым моделям;
- использование заданий ловушек (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?);
- работа над
текстами с пропущенными
- зрительные и слуховые диктанты;
- артикуляционная гимнастика: гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
- различные виды чтения и т.д.
На этапе творческой работы актуальны будут следующие упражнения:
- игровые приёмы: «Найди одинаковый звук», «Определи место звука в слове», «Найди предметы с заданным звуком», «Шифровальщики» с пропусками «опасных» мест сразу по слуху;
- разучивание стихов и т. д.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться вот основные задачи учителя при произносительной работе.
Итак, работа со словарями (нормативными) на уроках в начальных классах создает возможность обогащения речи детей, активизирует усвоение понятий, способствует развитию памяти, мышления, внимания, воображения, формирует интерес к изучению русского языка.
Выводы по II главе:
Заключение
В данной работе мы определили ключевые понятия исследования (норма литературного языка, типы норм, лексикография, нормативный словарь и др.), охарактеризовали лингвистические словари. Особую ценность представляют нормативные словари, которые предписывают стандарт употребления слова, задают литературную норму. В свою очередь, нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность; защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия, что позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций – культурную. Действительно, работа со словарями, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм и т.д. Словари расширяют наше представление о языке, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.
Младший
школьный возраст психологами,
педагогами, психолингвистами признается
сензитивным периодом для
В ходе исследования выявили специфику работы со словарями. На наш взгляд, такая работа должна состоять из нескольких этапов: 1 этап – знакомство со словарем и его устройством, 2 этап – выполнение заданий типа «Найди в словаре», 3 этап - привлечение словаря к работе над деформированным текстом, 4 этап – творческая работа.
Словари для учащихся должны соответствовать психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Ученикам необходимо знать устройство этой книги (нормативного словаря), научиться пользоваться информацией, заложенной в ней, использовать словари в учебной деятельности.
Таким образом,
цель нашего исследования
Список литературы
.
Информация о работе Нормативные словари русского языка и их использование в школьной практике