Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55

Файлы: 1 файл

Работа над словом. Нравственность (Тимченко).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

Введение

Развитие речи – большая  и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Заниматься этим следует на каждом уроке.

Актуальность  исследуемой проблемы

 Необходимость гуманизации всех сфер нашей жизни сегодня стала неоспоримым фактом. Проблема нравственности в настоящее время вновь заявила о себе со всей остротой. Ориентация на общечеловеческие ценности в нравственном воспитании школьников имеет глубокие, давние традиции в русской педагогике.

Нравственно-этические идеи пронизывали  педагогическую деятельность К.Д. Ушинского  и Л.Н. Толстого. Мысль о приоритете нравственных ценностей в воспитании детей подчеркивал выдающийся учитель и педагог современности В.А. Сухомлинский: «Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо раскрывать перед детьми общечеловеческие нормы нравственности...» [46, С. 153]

Овладение же нравственно-этическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Применительно к  методике развития речи младших школьников эта проблема рассматривается нами как задача обогащения речи младших  школьников существительными нравственно-этической тематики. Актуальность работы над значением слов нравственной тематики обусловлена прежде всего социальной значимостью формирования нравственных черт и качеств личности ребенка, важностью нравственного воспитания учащихся средствами родного языка, общественной потребностью в овладении детьми моральными нормами — с одной стороны, и недостаточным уровнем развития нравственного сознания учащихся — с другой. Исследования в области педагогики и психологии младшего школьного возраста свидетельствуют о возрастной потребности младших школьников в познании своего характера, характеров других людей, об их стремлении выразить познанное в слове. Этому, однако, препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, называющих черты характера, как доброта, честность, справедливость, верность и др. Эмпирический опыт учителей, специально поставленные эксперименты анализ письменных работ учащихся — все это свидетельствует о неразработанности практической методики обогащения речи младших школьников абстрактными существительными нравственной тематики.

Кроме того, проблема обогащения речи младших школьников существительными, характеризующими человека и его отношение к другим людям, мало исследована и в теоретическом плане.

Таким образом, возникает необходимость разработки методики обогащения словаря младших школьников лексикой нравственной тематики.

Объект научного поиска

  • особенности формирования и развития нравственных понятий у детей младшего школьного возраста;
  • формирование и развитие у учащихся младших классов речевых умений и навыков.

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов.

Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

 

Задачи исследования

Мы видим свою задачу в том, чтобы  выявить наиболее эффективные приемы толкования существительных, обозначающих нравственные черты характера, применительно к младшему школьному возрасту, опираясь на объективно существующие в языке и доступные младшему школьнику парадигматические связи: синонимию, антонимию, гипонимию, словообразовательную деривацию.

Основными задачами исследования мы ставим:

  1. изучение и анализ методической литературы;
  2. ознакомление с основными лингвистическими и психологическими терминами, соотносимыми с данной проблемой;
  3. разработку системы упражнений, способствующих совершенствованию речи учащихся;
  4. выявление уровня развития речи учащихся 3 класса в ходе проведения констатирующего эксперимента, обработка полученных сведений;
  5. проверку эффективности предлагаемой системы упражнений в ходе обучающего эксперимента, статистический отбор и методическая интерпретация его результатов;
  6. составление выводов на основе практического и теоретического материала.

Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:

  • теоретический обзор методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
  • наблюдение за деятельностью педагога и учащихся на уроках чтения;
  • тестирование учащихся 3 класса;
  • констатирующий и обучающий эксперименты;
  • методы математической статистики при обработке результатов экспериментов.

Структура   работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи

  1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие

 Понятие речь является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе.

Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане ее сопоставления  с языком. Для них язык – «это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, желаний, а речь - последовательность знаков языка, построенная по его законам и из его материала и в соответствии с требованиями выраженного конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, состояний воли, желаний и т. д.)...»  1 При этом «речь противопоставляется языку не как нечто индивидуальное, единичное, а как реальный вид существования языка, его живая и непосредственная реализация».2

Это разграничение языка и речи важно для методики. Опираясь на него, методисты различают изучение системы языка и изучение системы языковых понятий и изучение функционирования, применения, использования языковых средств для взаимодействия с другими членами коллектива, для передачи сложного содержания, включающего помимо информации, обращение к слушателю, побуждение его к действию.

В сущности, на этой основе вычленяется  функционально-стилистический и содержательный план работы по развитию речи учащихся на уроках чтения.

Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей общение. По словам А. А Леонтьева, процесс собственно речи представляет собой процесс перехода от «речевого замысла» к его воплощению в значениях того или иного языка и далее к реализации во внешней речи - устной или письменной. Речь как психологический процесс и является предметом психологии.

Методисту чрезвычайно важно знать, что  представляет собой речь как вид деятельности, важно знать, как происходит процесс порождения и восприятия высказывания. Особенно большое значение для методики развития речи имеет интенсивно разрабатываемая в последнее время психология словесного общения, которую интересует, как именно в психологическом смысле происходит «процесс установления и поддержания целенаправленного... контакта между людьми, как именно происходит процесс решения коммуникативной задачи, какие именно причины (мотивы) обусловливают высказывание, каковы его функции, какие психологические факторы ведут к тому, что данный человек говорит именно то, что он говорит, и именно так, как он говорит»  3.

Объектом исследований методистов является речь как предмет обучения, именно поэтому они, как правило, говорят о развитии речи. При этом, в отличие от психологов, которые тоже употребляют этот термин и которых интересует прежде всего сам процесс становления речи, методисты рассматривают развитие речи с учебно-педагогической точки зрения. Методисты выявляют трудности, возникающие при овладении речью учащимися, педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков школьников. Опираясь на данные своей науки, а также на данные психологии и лингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться (последнее и составляет главную цель развития речи учащихся, устанавливаемую также методистами .

Развитие  речи на уроках чтения – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

  1. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики

Не только решение, но и в  первую очередь правильная постановка проблемы обогащения речи лексикой нравственной тематики требует выхода за пределы собственно методического исследования и обращения к педагогике и психологии, изучающих вопросы становления и развития личности младших школьников.

В современной отечественной психологии утвердился деятельностный подход к формированию человека как личности. Выдающиеся психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин обосновали периодизацию психического развития современного ребенка, представив процесс развития его психики как процесс смены ведущих типов деятельности. Под ведущей деятельностью в психологии понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии» . 4

Согласно  утвердившимся положениям педагогической психологии, в младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, то есть специальная деятельность ребенка по усвоению теоретических форм мышления. Специальное изучение психологических особенностей ученика младшего школьного возраста, проведенное В.В. Давыдовым, доказало, что в этом возрасте закладываются основы теоретических знаний, формируются процессы отвлеченного мышления. В ходе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями, отвлеченными понятиями5. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания. При полноценном обновлении этой деятельности у детей, помимо таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов и внутренний план действий (выполнение действий в уме), возникает рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как одна из особенностей теоретического сознания6.

Именно  учебная деятельность определяет перспективы  психического развития, становления личности младшего школьника. Под влиянием учебной деятельности предметом познания младших школьников становятся не только явления окружающей действительности, но и внутренний мир человека, его характер. У младших школьников начинает формироваться способность к нравственному самопознанию.

  Обширный теоретический и прикладной  исследовательский материал по  психологии младших школьников  позволяет утверждать, что младший школьный возраст является сензитивным для развития предметно практической, познавательной деятельности ребенка. Этот период имеет свои особенности и в плане социального развития личности. Так, в процессе ведущей познавательной деятельности младшего школьника (в возрасте от 6 до 9 лет) происходит его социализация — освоение социального опыта, приобщение себя к обществу, стремление быть как другие. Этот период сменяется другим видом деятельности деятельностью по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Это означает, что процесс социализации сменяется в подростковом возрасте процессом индивидуализации, когда ребенок стремится, наоборот, выделить свое «я». Таким образом, социализация как процесс приобщения детей к нормам и ценностям общества особенно активно развертывайся в младшем школьном возрасте (с 6 до 9 лет)

Для нас важен также и тот факт,  что возраст 9—10 лет (возраст перехода из начальной школы в среднюю) — это узловой, поворотный рубеж  социального и психического развития ребенка, характеризующийся переходом личности от социализации к индивидуализации Это дает нам право утверждать, что возраст 8—9 лет, когда младшие школьники уже в основном овладели ведущей деятельностью — учебной, является тем сензитивным возрастом, в котором усвоение моральных знаний уже можно строить не на эмпирическом, а на теоретическом уровне.

  1. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками

Психология рассматривает понятия  как накопленные в памяти результаты отражения, имеющие абстрактный  характер. Простейшие донаучные понятия житейские (их еще называют спонтанными, эмпирическими) - возникают на основе собственного опыта ребенка без специального обучения. Они могут образовываться уже в дошкольном возрасте, но особенно интенсивно складываются в младшем школьном возрасте. Научные же (теоретические) понятия формируются под влиянием обучения, они должны усваиваться осознанно. Овладение понятиями на теоретическом уровне начинается лишь в младшем школьном возрасте в процессе обучения и протекает на базе языка, поскольку слово является материальным носителем понятия.

Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников