Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа
Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55
Она построена как диалог: из четырнадцати строк басни десять являются прямой речью. В восьми строках слов Мартышки она сама характеризует себя. Содержание речи Мартышки свидетельствует и о ее грубости («Что это там за рожа!»), о глупости (не понимает, что «кривляка» это она сама), о пристрастии к сплетням («Я даже их могу по пальцам перечесть»), об уверенности в своем превосходстве («Я удавилась бы с тоски...»).
Что нужно сделать, чтобы дети лучше представили себе глупую и заносчивую Мартышку? Конечно, перед чтением надо показать изображение обоих животных, припомнить, что знают дети о мартышках, их внешнем виде. При этом можно объяснить и слово «ужимки». Но самое важное — выразительно прочитать басню, чтобы слушатели «увидели» вертлявую обезьянку и «услышали» тонкий юмор в словах рассудительного, насмешливого медведя. Следовательно, учителю надо тщательно отработать выразительное чтение.
А как учащиеся могут показать свое отношение к Мартышке? В первую очередь тоже путем выразительного чтения. Особенно подойдет здесь чтение по ролям: можно резче показать .разницу в характере персонажей и в отношении к ним учащихся. К выразительному чтению учащиеся должны быть подготовлены разбором басни при повторном чтении, во время которого следует использовать иллюстрацию «Мартышка перед зеркалом». Это определит и прием объяснения слов с помощью вопросов: «Что Мартышка видела в зеркале? («Образ».) Как она назвала свой образ? Почему она назвала «рожей» свое изображение в зеркале?»
Повторное чтение и чтение по ролям следует проводить с тем же подходом к содержанию как к реалистическому рассказу.
Когда же раскрыть смысл басни и объяснить ее аллегорию детям?
Очевидно, что раскрывать смысл всякой басня следует в обобщающей беседе. Это можно сделать по-разному. Если имеются слова автора или басенного персонажа, выражающие главную мысль басни, то можно начать беседу с объяснения этих слов.
Нужно ли раскрыть аллегорию этой басни, т. е. выяснить, какой порок осуждает Крылов, чему учит нас, людей, эта басня? В данном случае это нужно. Возраст учащихся (III класс), их развитие и жизненный опыт дают им возможность сделать для себя вывод: «Надо прислушиваться к замечаниям, советам товарища и исправлять свои недостатки». Для этого достаточно вопроса в конце беседы: «Чему учит нас Крылов в этой басне?»
Эмоциональное восприятие детьми художественного произведения нельзя отрывать от осознания ими содержания и формы. Путь такого осознания идет от конкретного содержания к обобщению.
Ниже приводится примерный ход занятия по басне 25.
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность учителю систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкретизировать нравственные понятия и требования морали. Мораль и содержание басни «Кукушка и Петух» вполне доступна третьеклассникам.
Цель урока заключается в ознакомлении и обогащении памяти учащихся новым образцом русской классической литературы; в раскрытии и уточнении отрицательных понятий (лесть, неискренность, лживость, тщеславие) и положительных (искренность, правдивость, честность, скромность); в оценке этих черт с точки зрения морали: в создании у учащихся отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни; в развитии речи.
План урока и методические приемы:
предварительная и
1. В предварительной беседе вспоминаются, какие басни И. А. Крылова знают учащиеся, какие отрицательные черты осмеиваются в них, чему учит каждая басня. Например: В басне «Лебедь, Щука и Рак» показывается, как плохо работать недружно. Она учит согласной и дружной работе. В басне «Ворона и Лисица» высмеивается тщеславная и глупая Ворона и хитрая Лисица. И т. д.
2. Затем учитель сообщает тему урока и переходит к выяснению особенностей «пения» кукушки и петуха и сравнению их пения с пением певчих птиц. Очень хорошо использовать иллюстрацию к басне, так как в лесу трудно увидеть кукушку близко, и многие дети плохо представляют себе ее внешний вид.
— Кто из вас видел кукушку? Кто слышал как она кукует? (Я видел кукушку. Это серая большая птица.)
— Можно ли назвать кукушку певчей птицей? (Нет, кукушка кукует, а не поет/ Поют соловьи, зяблики, щеглы, канарейки.)
— Правильно. Соловьи, щеглы, зяблики — это певчие птицы. Они красиво поют, особенно соловьи. А петуха можно назвать певчей птицей? (Петух тоже не поет, а только кукарекует: ку-ка-ре-ку! И все.)
3. После того как учащиеся придут к выводу, что кукушку и петуха нельзя назвать певчими птицами, что пение их однообразное, учитель выразительно читает басню.
4. Уже само выразительное чтение басни учителем, неискренний, деланно восторженный тон, которым читаются слова Кукушки и Петуха, создают отрицательное отношение к главным персонажам басни, убеждают детей в том, что Кукушка и Петух, произнося хвалебные речи, лгут друг Другу.
Показателем правильного восприятия содержания басни является выражение лиц учащихся, их улыбки, вызванные словами Кукушки и Петуха, пересказ содержания басни после чтения, при этом ученики обычно безошибочно определяют главную мысль басни. Приводим ответы учащихся:
— Кукушка встретила Петуха и начала его хвалить, а Петух начал хвалить Кукушку. Тут Воробей прилетел и сказал, что Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
— Кукушка услышала пение Петуха и начала его хвалить, а Петух тогда стал хвалить Кукушку. Воробей прилетел и сказал им, что их музыка плоха, а хвалят они друг друга потому, что хвалит Петух Кукушку, а Кукушка Петуха.
5. Чтение учащимся басни по частям сопровождается разбором содержания, объяснением непонятных слов и оборотов, работой над выразительным чтением.
Читается басня обычным разговорным тоном, что подсказывается самим ее построением на основе живой разговорной речи, наполненной народными русскими словами и выражениями.
В процессе чтения народные слова и обороты заменяются однозначными словами и выражениями, а также путем толкования их смыслового значения: мой свет— моя милая, дорогая; плавно—ровно, без остановок; мой куманек — мой дружок; век слушать — век — сто лет, слушать долго, всю жизнь; отколь — откуда; вы родом так — вы родились такими; не велички — не велики ростом, малы; что твой соловей—как соловей; райская птичка—очень красивая птичка; на всех ссылаюсь в этом я — все это могут подтвердить; по совести моей — говорю правду: случись — случайно; промолвил — сказал; божусь — говорю правду; грех — плохой поступок.
Добиваясь полного понимания всех слов и выражений, с которыми встретились дети при чтении басни, неизвестные слова и выражения разъяснялись настолько, насколько это было необходимо для понимания содержания читаемого, раскрытия его идейного содержания. Вот почему, объясняя слова райская птичка, божусь, грех, мы не вдавались в подробное толкование значения и происхождения этих слов.
6. Перед тем как переходить к тихому чтению, дается задание: отметить все ласковые слова и выражения, с которыми обращаются друг к другу Кукушка и Петух.
7. Выборочное чтение проводится только после того, как будет проверено задание. Вопросы учителя при этом направляют внимание детей на перечитывание в басне тех мест, где подчеркнуто выступает лесть, ложь, неискренность. К обсуждению поведения Кукушки и Петуха, уточнению моральных понятий, дополнительному разъяснению отдельных слов и выражений привлекаются все ученики.
— Что говорит Кукушка о пении Петуха?
Когда большинство учеников поднимут руки, вызванный ученик читает слова Кукушки: Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
— Что говорит Петух о пении Кукушки? (А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно )
— А если говорить правду, можно ли так говорить об их пении? (Кукушка не плавно поет, а отрывисто: ку-ку! Она поет не протяжно, она не тянет, не поет, а кукует: ку-ку! ку-ку! Петух неправду говорит.)
— А почему Петух говорит, что Кукушка поет плавно и протяжной (Потому что она уж очень ласково к нему подошла. Она его хвалила. Она его называла Милый Петушок!, а он ее Кукушечка. мой свет.)
— Какими словами можно заменить слова мой свет? (Можно сказать мой цветок, моя радость, моя милая, моя дорогая, Это очень ласковое слово.)
— Правильно. А из каких слов еще видно, что Петух говорит о пении Кукушки неискренне, неправду? (Во всем лесу у нас такой певицы нет! Это уж совсем неправда! В лесу есть соловьи, они еще лучше поют, и щеглы поют лучше.)
— Что же ответила Кукушка?
Вызванный ученик читает: Тебя, мой куманек, век слушать я готова и т. д.
8. Перед тем как читать басню по ролям, учащиеся называют действующих лиц. Вызванные три ученика читают басню по ролям: один — слова Кукушки, другой — слова Петуха, третий — слова Воробья. За автора читает весь класс.
Чтение по ролям сопровождается углубленной работой над содержанием басни и работой над нахождением интонаций, соответствующих психологическому смыслу читаемого.
Чтение басни по ролям, повторное чтение с детальным анализом и коллективное чтение дают возможность детям осмыслить характер действующих лиц, прочувствовать содержание басни, глубже понять моральную сторону произведения.
Доказательством этого является и правильная характеристика персонажей басни, и легкость в подыскивании соответствующих содержанию интонаций при произнесении речей Кукушки, Петуха и Воробья, и верное определение психологической основы, употребляемых ими слов и выражений.
Так, при анализе речи Кукушки и Петуха на вопрос учителя: «Почему Петух и Кукушка прибегают к словам божусь, на всех ссылаюсь в этом я, по совести моей?» учащиеся дали совершенно правильное объяснение:
— Петух знает, что он сказал много неправды. Он сам не верит в то, что говорит и знает, что ему не поверят.
— Кукушка говорит: На всех ссылаюсь в этом я, чтобы ей поверили. Она боится, что Петух ей не поверит. Уж очень много она лжет.
Детальный анализ содержания и языка басни — прекрасное упражнение в развитии речи учащихся, приучающее их строить свои суждения, доказывать положения, самостоятельно рассуждать. Вопросы учителя, направленные на объяснение слов и выражений, на нахождение соответствующих психологическому анализу интонаций, приучают детей к точным, продуманным ответам, к употреблению слов, соответствующих данному факту и данному качеству, к умению вчитываться в текст.
На материале басни учащиеся в продолжение всего урока упражнялись в сознательном, правильном и выразительном чтении. В течение урока только целиком басня была прочитана детьми четыре раза (чтение, сопровождаемое объяснением непонятных слов и оборотов; тихое чтение; выборочное чтение; чтение по ролям).
9. В заключительной беседе учитель ставит перед учащимися ряд вопросов, направленных: на уточнение характеристики главных действующих лиц; на проверку понимания содержания; на более глубокое раскрытие моральной стороны басни; уточнение понятий «лесть», «неискренность», «тщеславие», оценку этих черт с точки зрения нашей, коммунистической морали.
Уточнение понимания учащимися понятий «лесть», «неискренность», «тщеславие» проводится путем приведения аналогичных случаев проявления этих отрицательных черт в жизни людей, а также путем показа на конкретных фактах проявления противоположных положительных черт: искренности, правдивости, скромности, честности.
Учитель еще раз останавливается на словах автора басни:
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? — и сообщает, что эти слова и даже само заглавие басни «Кукушка и Петух» стали пословицами.
— В каких случаях говорятся эти слова? (Когда люди хвалят друг друга за то, чтобы их похвалили. Когда говорят то, чего на самом деле нет.)
— Может быть, кто-нибудь знает случай из жизни или вспомнит, в каких баснях он встречался с проявлением лести, неискренности? (В басне «Ворона и Лисица» Ворона также слушала лесть Лисицы, каркнула и выронила сыр Лисица хитрая, Ворона глупая, тщеславная Лисица льстила, говорила неправду. Ей очень хотелось сыру. И т. д.)
Учитель объясняет детям, что уважают людей честных, искренних, правдивых. Он рассказывает учащимся о том, что великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов всю свою жизнь боролся за правду. Своими баснями он хотел научить людей быть честными, искренними, правдивыми, хорошими, скромными.
На дом учащиеся получают задание подготовиться читать басню правильно и выразительно.
В связи с чтением и заучиванием наизусть басни «Кукушка и Петух» на последующих уроках учащиеся упражнялись в подыскивании противоположных слов (антонимов) и однозначных (синонимов) к именам существительным искренность, правдивость, откровенность, честность, скромность; в подборе имен прилагательных характеризующих настоящего советского человека.
Если класс сильный, то учащимся можно дать задание написать небольшой рассказ на одну из пословиц: «Верь своим очам, а не чужим речам» или «На языке медок, а на сердце — ледок», «У лести нет чести», и на тему «Каким ты должен быть».
Таким образом, при
В процессе работы с произведением составляется тематический словарик (как рабочий материал), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.
В экспериментальном обучении мы использовали четыре списка слов-существительных нравственной тематики26, которые иллюстрируют семантические отношения избранных нами существительных, обозначающих черты характера: тематический словарик, словарики синонимов, антонимов и словообразовательных гнезд. Списки слов приводятся ниже.
Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников