Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55

Файлы: 1 файл

Работа над словом. Нравственность (Тимченко).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

При психологическом обосновании выбора лексико-семантической группы существительных, называющих нравственные качества и  понятия морали, с целью обогатить ими словарь младших школьников важной представляется мысль о том, что формирование убеждений следует строить не на эмпирическом, а на теоретическом уровне, учитывая, что «выработка убеждений требует освоения знаний на теоретическом уровне уже в начальной школе». 7 Следовательно, уже в начальной школе необходимо целенаправленно знакомить детей с нравственными понятиями. «Сами понятия как категории мышления формируются и закрепляются в языке, в словесных знаках»8. Усвоение понятий на теоретическом уровне в данном случае означает, что учащиеся могут оценить конкретного человека, его личностные качества, теоретически обосновать свои суждения, а это требует, в свою очередь, овладения соответствующей лексикой.

Формирование  нравственных представлений и понятий, развитие оценочных суждений у младших школьников является проблемой многоаспектной, и потому этот вопрос становится предметом изучения не только для психологов, педагогов, но и методистов. Разумеется, каждая наука подходит к его решению со своих позиций.

Так, например, многочисленные работы психологов, которые исследовали формирование у младших школьников нравственных представлений и понятий, подтверждают то обстоятельство, что у младших школьников начинает формироваться способность к рефлексии и нравственному самопознанию. Учащиеся начальных классов способны формулировать нравственные идеи и, что особенно важно, оперировать такими отвлеченными понятиями, как «черта характера», «качества человека».

Данные  ученых-педагогов, исследующих процесс  формирования нравственного сознания младших школьников и роль нравственных норм в поведении, подтверждают выводы о том, что формирование моральных понятий имеет значение не только, а может быть, и не столько для умственного развития детей, сколько для осознания ими моральных свойств личности. Обогащение сознания детей нравственными понятиями обуславливается и одновременно предполагает обогащение детской речи соответствующими словами.

Развитие  словаря младших школьников за счет лексики, обозначающей нравственные понятия  и качества характера, опосредованно  сказывается на формировании нравственных знаний и убеждений учащихся. Моральные знания (представления, понятия), как показывают исследования, не являются гарантией соответствующего поведения детей, однако считаются одной из важнейших предпосылок для этого. И основа сознательного усвоения норм нравственности вырабатывается именно в младшем школьном возрасте.

Остановимся подробнее на отмеченной психологами характерной особенности в усвоении понятий школьниками. Овладеть понятием означает, во-первых, усвоить связь между существенными его признаками и, во-вторых, усвоить связи между понятиями (усвоить систему понятий). В обучении большое внимание должно быть уделено самостоятельно осуществляемым учащимися смысловым группировкам понятий: сближению одних и разграничению других. Содержание понятия, таким образом, раскрывается путем уяснения взаимоотношений его с другими понятиями. Как видим, речь идет о таких мыслительных операциях, как дифференциация и обобщение. Психологи показывают, что усвоение понятий морали также невозможно без способности личности дифференцировать и обобщать. По мере того как ребенок учится отличать нравственно ценное, положительное от ложного, отрицательного (что находит соответствующее языковое выражение в таких словах, как, например, храбрость — трусость, честность — лживость и т.п.), растет и его способность к дифференциации. С другой стороны, оценка нравственных ситуации, осмысление нравственной сущности того или иного явления способствуют выработке умения обобщать.

Из сказанного следует вывод, что содержание нравственного понятия раскрывается путем выяснения его места в системе понятий. Указанная особенность реализуется в том случае, если отбор лексики для обогащения словаря детей будет основан на парадигматическом принципе, то есть словник будет представлять собою лексико-семантическую группу, внутри которой между словами существуют парадигматические (синонимические, антонимические, гипонимические, словообразовательные) связи и отношения. Этим требованиям, в частности, отвечает лексико-семантическая группа существительных, обозначающих нравственные черты характера.

Проанализированная литература по педагогике и психологии свидетельствует, что в младшем школьном возрасте активно протекает процесс социализации, то есть приобщения ребенка к нравственным нормам и ценностям общества. Овладение же нравственными ценностями невозможно без освоения соответствующей лексики. Следовательно, младший школьный возраст является сензитивным для обогащения детского лексикона именами существительными, обозначающими нравственные качества людей. С другой стороны, необходимость овладения указанной лексикой диктуется перспективой психического развития ребенка в подростковом возрасте, когда особенно интенсивно усваиваются нормы человеческих взаимоотношений, ребенок учится выражать собственное отношение к другим людям.

В литературе по педагогике и психологии мы находим указания на те качества, которые привлекают детей младшего школьного возраста: смелость, доброта, честность, скромность, справедливость, уважение к людям, вежливость и др. Данные психологов и педагогов позволяют говорить о том, что младший школьный возраст сензитивен к формированию таких нравственных качеств личности, как доброта, человечность, правдивость, честность, верность, скромность, справедливость, дня воспитания чувства уважения, дружбы, для формирования понятия чести.

Таковы психолого-педагогические основания для обогащения словаря  младших школьников лексикой, относящейся  к сфере нравственности Приведенные выше аргументы подтверждают вывод о целесообразности выбора лексико-семантической группы существительных, обозначающих названные выше личностные качества, для развития и пополнения ими речи младших школьников.

  1. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников

В основу создания методики обогащения речи младших школьников именами существительными нравственной тематики положен системно функциональный подход, позволяющий представить лексику в виде упорядоченной системы функционирующих единиц.

При разработке методики обогащения речи младших школьников именами существительными нравственной тематики важными для себя считаем слова профессора Л.П. Федоренко: «При построении и обосновании гипотезы исследования, чтобы не идти путем «проб и ошибок», необходимо опереться на замеченные и описанные в науке закономерности усвоения речи»9. Наше исследование построено на теории усвоения новых слов, основными «слагаемыми» которой являются закономерности усвоения речи и принципы обучения ей.

 В отборе практического учебного  материала — отдельных слов, предложений, текстов — реализуется прежде всего принцип внимания к материи языка. Тренировка речетворческих органов ребенка обеспечивается такими упражнениями, которые направлены на усвоение лексического значения слова (в связи с установлением его объективно существующих в языке парадигматических связей и отношений) и на запоминание норм сочетаемости слова (на основе усвоения его синтагматических связей), что обеспечивает одновременно и понимание грамматических значений слова, и развитие языкового чутья. Отбор текстов-образцов, облегчающих запоминание норм употребления, также основан на принципе развития чувства языка.

Принцип понимания языковых значений находит свое выражение в выборе системно организованной лексики со значением 'черты характера', относящейся к словообразовательному типу существительных на -ость. Помимо специальных упражнений, раскрывающих системные связи и отношения слов. этот принцип реализуется в выявлении наиболее эффективных для начальной школы приемов толкования абстрактных существительных. обозначающих личностные качества.

Принцип опережающего развития устной речи перед письменной выражается в интеграции уроков русского языка, чтения, развития речи как одной из форм opганизации обучения, в использовании вновь возрождающегося урока словесности, а также в типологии упражнений, где имеют место как устные высказывания учащихся, так и разнообразные письменные работы.

Методические средства обогащения речи младших школьников именами  существительными нравственной тематики, обоснованные нами по указанным выше принципам, обеспечивают в конечном итоге реализацию принципа ускорения темпа развития речи и способствуют созданию речевой среды с более высоким развивающим потенциалом, нежели существующий в настоящее время.

Основу дидактического материала составляет словарный минимум слов-существительных нравственной тематики. В предыдущих параграфах он был обоснован с точки зрения педагогики, психологии и лингвистики. Это свидетельствует о том, что оставленный словарь существительных нравственной гемажки удовлетворяет дидактическим принципам воспитывающею и развивающего обучения, системности и научности.

 Итак, критерии отбора лексико-методической группы существительных, обозначающих нравственные качества характера, таковы:

-критерий соответствия лексики возрастным потребностям и возможностям детей;

-идеографический критерий:

-парадигматический критерий;

-словообразовательный критерий:

-грамматико-орфографический критерий (слова списка представляют интерес  для методики в плане обучения орфографии, поскольку содержат орфограммы, а также в плане обучения грамматике, так как являются отвлеченными существительными с особыми грамматическими свойствами).

 С учетом вышеназванных методических  критериев отбора в списке  существительных нравственной тематики, отобранных с целью обогащения словаря младших школьников, представлено уже 44 слова:

бессердечность, благодарность, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, измени, искренность, лживость, мужество, неблагодарность, невежливость, неверность, неискренность, нескромность, несмелость, несправедливость, неуважение, нечестность, отвага, отзывчивость, правдивость, преданность, предательство, равнодушие, робость, сердечность, скромность, скупость, смелость, справедливость, трусость, уважение, хвастливость, храбрость, честность, честь, чуткость, щедрость, характер, качество (характера), свойство (характера).

В этом списке 37 существительных обозначают нравственные черты характера человека, 4 существительных называют отношения человека к себе и к другим людям (измена, предательство, уважение, неуважение). 3 слова (качество, свойство характера) являются гиперонимами, то есть родовыми понятиями.

 

Выводы к первой главе

  1. Развитие речи на уроках чтения – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
  2. Понятие речь является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической), методической литературе.
  3. Возраст 9—10 лет (возраст перехода из начальной школы в среднюю) — это узловой, поворотный рубеж социального и психического развития ребенка, характеризующийся переходом личности от социализации к индивидуализации Это дает нам право утверждать, что возраст 8—9 лет, когда младшие школьники уже в основном овладели ведущей деятельностью — учебной, является тем сензитивным возрастом, в котором усвоение моральных знаний уже можно строить не на эмпирическом, а на теоретическом уровне.
  4. Развитие словаря младших школьников за счет лексики, обозначающей нравственные понятия и качества характера, опосредованно сказывается на формировании нравственных знаний и убеждений учащихся. Моральные знания (представления, понятия), как показывают исследования, не являются гарантией соответствующего поведения детей, однако считаются одной из важнейших предпосылок для этого. И основа сознательного усвоения норм нравственности вырабатывается именно в младшем школьном возрасте.
  5. В основу создания методики обогащения речи младших школьников именами существительными нравственной тематики положен системно функциональный подход, позволяющий представить лексику в виде упорядоченной системы функционирующих единиц.

 

Глава 2. Современное состояние  методики развития речи в начальной  школе

  1. Основные направления развития речи

 Соотношение работы по русскому языку, чтению и развитию речи

Выделение разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в начальной школе является наиболее продуктивным, позволяющим раскрыть возможности работы по развитию речи на уроках русского языка. Такой подход очень ярко охарактеризовал Н.М.Соколов: «Работая над методикой какого-нибудь отдела, надо ни на минуту не забывать, что данный отдел есть только один из участков в общей работе, один из факторов в общем действии и элементарная грамота, и грамматика, и объяснительное чтение - все на потребу развития речи, с которым и через которое каждый из этих отделов служит общему делу обучения родному языку»  10.

Предметом работы по развитию речи на уроках русского языка является наблюдение над функционированием языковой единицы, под которым мы понимаем не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка (например, значение имени существительного или роль члена предложения в предложении), а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого интеллектуального, или логического, содержания, их употребление в живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания, намерений говорящего (пишущего).

Изучение назначения, применения, использования (употребления) языковых единиц в высказывании, в  связной речи это и есть изучение функционирования единиц языка. Следовательно, в отношении каждой единицы языка, изучаемой в школе, должен быть вычленен и конкретизирован коммуникативный план ее усвоения (если мы хотим реализовать коммуникативный подход в обучении языку).

Рассмотрим соотношение  единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи.

Данный подход выделения  основных разделов работы по развитию речи, предлагаемый Т.А.Ладыженской11, позволяет систематизировать работу по развитию речи и соотнести ее с работой по русскому языку (см. таблицу). Третья колонка таблицы показывает те направления работы, которые должен осуществлять учитель на уроках русского языка, чтения, развития речи и отчасти на других уроках.

Таблица 2. Соотношение  единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи.

Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников