Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55

Файлы: 1 файл

Работа над словом. Нравственность (Тимченко).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Разделы школьного  курса русского языка

Единицы языка, изучаемые в этих разделах

Разделы работы по развитию речи, в которых рассматривается функционирование указанных единиц

Фонетика

Звук

Работа над звуковой стороной речи

Словообразование

Части слова

Работа над значащими  частями слова.

Лексика и фразеология

Слово, фразеологизм

Работа над словом, фразеологизмом (лексико-фразеологическая работа)

Морфология

Словоформа

Работа над морфологическими средствами речи

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Сложное синтаксическое целое

Работа над синтаксическими  средствами речи

 

Культура речи

Стилистика

Связная речь

Все единицы языка

Текст

Культура речи

Стилистика 

Связная речь


 Предлагаемый подход  выделения основных разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка отражает традиции отечественной методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работы по развитию речи. В соответствии с этим подходом выделяется по крайней мере семь разделов работы по развитию речи (их наименования см. в таблице 2, в графе 3). «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь» - собственно речевые разделы; в первых двух предметом изучения является функционирование языковых средств, в третьем – такое сложное речевое образование, каким является текст. Эти разделы в отличие от других разделов работы по развитию речи предполагают введение определенных сведений теоретического характера.

  1. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера

По условиям исследования мы не можем  говорить о структурно-семантических  особенностях всей лексики, отобранной нами для обогащения речи детей, а потому мы ограничились той ее частью, которая имеет общий структурно-семантический признак, а именно: существительными с суффиксом –ость:

жадный —  алчный — ненасытный, жадность - алчность — ненасытность

робкий —  боязливый —трусливый – несмелый; робость — боязливость — трусливость - несмелость.

Поскольку основу нашего словника составляют, отвлеченные существительные на -ость, то в работе над ними важен такой дидактический прием, как моделирование, то есть использование модели образования слов при ознакомлении учащихся с элементами словообразования. Этот прием развивает умственные способности детей, переводит мышление младших школьников на новую, более высокую ступень абстракции. Словообразовательные упражнения в моделировании способствуют обогащению словаря учащихся. Именно поэтому факт, что большинство отобранных нами существительных нравственной тематики относится к одному словообразовательному типу — типу отвлеченных существительных на -ость — имеет большое методическое значение.

Существуют аналогичные соотносительные  ряды антонимов.

На основании анализа литературных источников (басен) выделены словосочетания, в состав которых входят существительные на -ость:

человеческая  гордость, трусость; людская жадность; мужская гордость; женская верность, гордость; детская хитрость, сердечность, храбрость; юношеская искренность, храбрость; отеческая щедрость; сыновняя преданность: дочерняя благодарность; братская преданность; собачья смелость; волчья жадность; воробьиная гордость; обидная несправедливость и др.

Характерно то, что среди словосочетаний в основном представлены адъективные словосочетания типа прилагательное + существительное, в несколько меньшей степени — субстантивные типа существительное + существительное; совсем не выделены глагольные словосочетания с исследуемыми существительными типа глагол + существительное.

 

  1. Работа над словом

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах  являются одним из основных звеньев  многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть, по мнению Л.А. Георгиевской, той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку и чтению12.

Овладение словарным  составом литературного языка является необходимым условием освоения языка младшими школьниками, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку «заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений» 13

Объект словарной работы - слово - является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом знаменательном слове различаются его звуковая (а на письме – буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и, наконец, значение грамматическое, которое выражается в слове посредством формальных показателей. Многообразие семантики слова и сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова оказываются детям незнакомыми со стороны их лексического значения или же трудными по своим грамматическим формам, или по произношению или нормативному ударению, или, наконец, по правописанию (слова с непроверяемыми орфограммами). В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь различное содержание .

1. Словарная работа  может быть направлена на ознакомление  учащихся с лексическим значением  новых для них слов, значение  которых дети понимают неправильно (лексический аспект).

2. Словарная работа  может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в  отдельных словах некоторых грамматических  форм, образование которых вызывает у детей затруднения (грамматический аспект).

3. Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения (орфоэпический аспект).

4. Для усвоения правописания  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами необходимо проверить планомерную словарно-орфографическую работу (орфографический аспект).

Эти аспекты словарной  работы и будут рассмотрены нами в дальнейшем.

  1. Работа над значением слова

Как уже было сказано, в методических исследованиях одной из главных задач словарной работы справедливо признается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

Поскольку словарный  запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в активный словарь детей отдельных слов и выражений. Основа обогащения детского словаря - введение в языковое сознание ребенка рядов отбора лексических элементов - языковых словарных объединений (тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар), система которых позволяет отобрать, для любого отрезка речи нужные, единственно необходимые слова, сформировать микротемы, лежащие в основе логического построения высказывания. Освоение системных связей лексико-семантического уровня разносторонне обогатит индивидуальный словарь, являющийся, как говорил К. Д. Ушинский, «духовным богатством ребенка». Богатство индивидуального словаря проявляется в разнообразии речи. «Чем больше различных и неповторимых элементов языка (формальных и смысловых) приходится на одну и ту же площадь речи, тем богаче речь», - пишет Б.Н. Головин в статье «0 качествах хорошей речи»14

Задача обогащения детского словаря решается:

  1. в плане порождения речи;
  2. в плане восприятия речи.

В плане порождения речи необходимо добиваться от учащихся свободного владения языковыми системными объединениями слов при построении собственного высказывания, умения создавать индивидуально-контекстуальные объединения слов по типу языковых, умения свободной замены слов в целях уточнения смысла высказывания, создания образности, выразительности, стилистической целесообразности соответствующего произведения речи.

Особой проблемой в  данном случае является отбор лексического материала15. Это могут быть пласты лексики, неизвестные (или известные не в полном объеме) детям, объединенные тематически, например: лексика, обозначающая рабочие профессии, и др.

Работа может проводиться  над синонимическими рядами слов, члены которых отличаются смысловыми оттенками, эмоционально-экспрессивной окраской, стилистической характеристикой, над антонимическими рядами слов (особенно в переносных значениях).

В плане восприятия речи задачи обогащения словарного запаса учащихся заключаются в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слова в тексте со всеми контекстуальными оттенками, наращениями, формирует способности, восприятия словесных образных элементов в составе художественного текста во всем их смысловом и эмоционально-экспрессивном объеме, воспитывает у учащихся умение объяснить значение слова, особенности его употребления. В данном случае происходит расширение пассивного словаря детей, т.е., расширение круга знакомых слов, которые дети (до определенного момента) не используют и своей речи.

В соответствии с задачами, сформулированными  выше, можно выделить основные объекты словарной работы:

  • новые, непонятные для учащихся, незнакомые им слова, устойчивые сочетания слов, а также слова и устойчивые сочетания, значения которых не вполне освоены учащимися;
  • языковые системные объединения слов (синонимические ряды, система значений многозначного слова, тематические и лексико-семантические группы слов, антонимические ряды), а также контекстуальные объединения слов, организованные по типу языковых;
  • соотносительные языковые средства языка: литературные и нелитературные слова; слова, различающиеся по степени информативности; нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные, книжные) слова, различающиеся по степени экспрессивности.

Главным, «сквозным» теоретическим  понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы.

  1. Приемы объяснения значения слов

Активизация словаря  осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна.

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации. В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями.

  • выяснение значения путем показа картинки или макета;
  • уточнение значения по толковому словарю;
  • подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда — ложь);
  • словообразовательный анализ (бесстрашный страшный страх)
  • этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб», «кривизна», лукавый — «криводушный»);
  • включение нового слова в словосочетание или предложение;
  • перевод (интернациональный — международный).
  1. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе

Первый и очень важный этап работы над словом вообще — это установление его лексического значения. «Все единицы языка, имеющие статус знака, есть соотносимые с внеязыковой реальностью предметного и мыслительного ряда, должны быть объяснены доступно учащимся...» 16В этом заключается принцип понимания лексических языковых значений.

В методике помимо термина «толкование значения» принят также термин «семантизация» слова, который подразумевает первый этап работы над словом, начинающийся с раскрытия его значения и завершающийся первичным усвоением. Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, скрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом. Объяснение значения может идти двояко: от плана содержания к плану выражения, от понятия к слову — ономасиологический (оносемантический) способ толкования; и наоборот — от плана выражения к плану содержания, от слова с известным значением к значению нового слова — семантический способ. Так, оносемасиологический способ (метод) толкования предполагает обращение к внеязыковым реалиям. Сюда относятся такие приемы, как наглядный (показ предмета или его изображения), что приемлемо для слов с конкретным значением, и контекстуальный (обращение к контексту, из которого ясно значение слова), что возможно для слов с отвлеченным значением. При этом конкретная ситуация может быть представлена не только вербально, но и с помощью теле-, аудио-, видеосредств, однако данные приемы все равно остаются в рамках оносемасиологического способа.

Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников