Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа
Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55
Тематический словарик существительных, обозначающих нравственные качества характера
бессердечность верность жадность искренность неблагодарность неискренность несправедливость отвага преданность робость скупость трусость храбрость чуткость |
благодарность грубость жестокость лживость невежливость нескромность неуважение отзывчивость предательство сердечность смелость уважение честность щедрость |
вежливость доброта измена мужество неверность несмелость нечестность правдивость равнодушие скромность справедливость хвастливость честь |
Бессердечность Благодарность Верность Грубость Доброта Жадность Жестокость Измена Искренность Лживость
Мужество Невежливость Неискренность Нескромность Нечестность Отвага Отзывчивость Правдивость Преданность Предательство Равнодушие Робость
Сердечность Скупость Смелость Трусость Хвастливость Храбрость Честность Чуткость
|
Словарик синонимов- бессердечие, жестокость. - признательность. - преданность, надежность. - невежливость. - сердечность, чуткость, отзывчивость. - скупость. - бессердечность, бездушие. - предательство, неверность. - правдивость, откровенность. - неискренность, нечестность, лицемерие, неоткровенность. - смелость, храбрость, отвага, бесстрашие. - грубость, неучтивость. - лживость, лицемерие. - хвастливость. - лживость. - бесстрашие, храбрость, смелость, мужество. - чуткость, сердечность, доброта. - искренность, откровенность, честность. - верность. - измена, неверность. - безразличие, бессердечность. - несмелость, боязливость, трусость, нерешительность. - доброта, чуткость, отзывчивость. - жадность. - храбрость, отвага, мужество, бесстрашие. - несмелость, боязливость, робость. - нескромность. - смелость, отвага, мужество, бесстрашие. - порядочность, правдивость. - сердечность, отзывчивость, доброта, внимательность.27
|
Бессердечность (бессердечие) Благодарность Вежливость Верность Грубость Доброта Жадность Жестокость
Измена Искренность Лживость
Мужество Отвага Отзывчивость Правдивость Преданность Предательство Равнодушие
Робость Сердечность Скромность Скупость Смелость
Справедливость Трусость
Уважение Уважительность Хвастливость
Храбрость Честность Честь Чуткость Щедрость |
Словарик антонимов - сердечность, чуткость, доброта.
- неблагодарность. - грубость, невежливость, неучтивость. - неверность, измена, предательство. - вежливость, учтивость. - жестокость, бессердечие, злобность. - щедрость. - доброта, милосердие, гуманность, сердечность. - верность, преданность. - лживость, неискренность. - искренность, правдивость, честность, откровенность. - трусость. - трусость. - равнодушие. - лживость, неискренность. - неверность, измена, предательство. - верность, преданность. - неравнодушие, отзывчивость. сердечность. - смелость, храбрость. - бессердечность, бездушие, жестокость. - нескромность, хвастливость. - щедрость. - несмелость, трусость, робость, боязливость. - несправедливость. - смелость, храбрость, мужество, отвага, бесстрашие. - неуважение, презрение, пренебрежение. - неуважительность, невнимательность. - скромность.
- трусость, несмелость, боязливость, робость. - нечестность, лживость, неискренность. - бесчестье. - бессердечность (бессердечие), бездушие. равнодушие. - скупость, жадность. |
Словарик словообразовательных гнезд | |
Бессердечность |
- бессердечие, бессердечный, бессердечно: |
|
сердечный, сердечно, сердечность. |
Благодарность |
- благодарный, благодарить; |
Проведенное исследование показывает, что если системно организовать словарный минимум в соответствии с объективно существующими в лексике связями и отношениями (на основе парадигматического принципа) и подобрать иллюстративные контексты и тексты-образцы, обеспечивающие детям овладение синтагматическими связями выбранных слов, то это обусловит эффективное обогащение детского словаря актуальной для младшего школьного возраста лексикой.
Из сказанного следует вывод: разработать систему упражнений, обеспечивающих обогащение речи детей актуальной для них лексикой,— это значит организовать языковой дидактический материал, методы и приемы работы с ним так, чтобы обеспечить детям усвоение парадигматических и синтагматических связей слов, способствовать разнообразию мыслительной деятельности как при изучении грамматики и орфографии на уроках русского языка, так и в условиях интеграции уроков чтения и развития связной речи.
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей существительными нравственной тематики и, следовательно, обусловливает усвоение понятий, выражаемых этими словами.
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что проблема развития речи на сегодняшний день остается актуальной. Это обусловлено и компьютеризацией, широко вошедшей в нашу жизнь, и социальной значимостью формирования хорошей речи, т.е. речи содержательной, богатой, логичной, точной, уместной, выразительной и правильной.
Цель нашей работы заключалась в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной системы совершенствования речи младшего школьника. Предложенную нами экспериментальную систему упражнений мы апробировали в 3 классах начальной школы. Проведение экспериментального обучения показало, что речевая культура младших школьников вполне поддается совершенствованию (по данным констатирующего тестирования учащиеся, имеющие одинаковое интеллектуальное развитие, неодинаково справляются с заданиями на выявление развития речи: класс, в котором мы регулярно проводили занятия, обращенные к развитию речевых навыков, показал очень высокие результаты в сравнении с параллельным).
Таким образом,
мы экспериментально
Работа по развитию речи, таким образом, очень важна и проводить ее нужно не «стихийно», а планомерно, в системе, охватывая все сферы речевого развития. В этом направлении мы и собираемся работать в школе.
Также следует отметить, что несмотря на возросший в последнее время интерес к вопрос речевого развития, существует еще множество пробелов, которые и предстоит заполнить науке и практике методико-педагогического процесса.
Нами были решены поставленные в начале исследования задачи, а именно:
1. выделены критерии отбора лекси
2. обоснованы наиболее
6. подобран дидактический языковой материал нравственной тематики в форме пословиц и поговорок, иллюстративных текстов и текстов-образцов.
7. разработана система упражнений, обеспечивающих учащимся овладение избранной лексикой, способствующих разнообразной мыслительной деятельности как на уроках чтения, так и в условиях интегрированных уроков.
Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников