Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55

Файлы: 1 файл

Работа над словом. Нравственность (Тимченко).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Тематический  словарик существительных, обозначающих нравственные качества характера

 

бессердечность

верность

жадность

искренность

неблагодарность

неискренность

несправедливость

отвага

преданность

робость

скупость

трусость

храбрость

чуткость

благодарность

грубость

жестокость

лживость

невежливость

нескромность

неуважение

отзывчивость

предательство

сердечность

смелость

уважение

честность

щедрость

вежливость

доброта

измена

мужество

неверность

несмелость

нечестность

правдивость

равнодушие

скромность

справедливость

хвастливость

честь


 

 

 

 

 

Бессердечность

Благодарность

Верность

Грубость

Доброта

Жадность

Жестокость

Измена

Искренность

Лживость

 

Мужество

Невежливость

Неискренность

Нескромность

Нечестность

Отвага

Отзывчивость

Правдивость

Преданность

Предательство

Равнодушие

Робость

 

Сердечность

Скупость

Смелость

Трусость

Хвастливость

Храбрость

Честность

Чуткость

 

Словарик синонимов

- бессердечие, жестокость.

- признательность.

- преданность, надежность.

- невежливость.

- сердечность, чуткость, отзывчивость.

- скупость.

- бессердечность, бездушие.

- предательство, неверность.

- правдивость, откровенность.

- неискренность, нечестность, лицемерие,

неоткровенность.

- смелость, храбрость, отвага, бесстрашие.

- грубость, неучтивость.

- лживость, лицемерие.

- хвастливость.

- лживость.

- бесстрашие, храбрость, смелость, мужество.

- чуткость, сердечность, доброта.

- искренность, откровенность, честность.

- верность.

- измена, неверность.

- безразличие, бессердечность.

- несмелость, боязливость, трусость,

нерешительность.

- доброта, чуткость, отзывчивость.

- жадность.

- храбрость, отвага, мужество, бесстрашие.

- несмелость, боязливость, робость.

- нескромность.

- смелость, отвага, мужество, бесстрашие.

- порядочность, правдивость.

- сердечность, отзывчивость, доброта,

внимательность.27

 


 

 

Бессердечность

(бессердечие)

Благодарность

Вежливость

Верность

Грубость

Доброта

Жадность

Жестокость

 

Измена

Искренность

Лживость

 

Мужество

Отвага

Отзывчивость

Правдивость

Преданность

Предательство

Равнодушие

 

Робость

Сердечность

Скромность

Скупость

Смелость

 

Справедливость

Трусость

 

Уважение

Уважительность

Хвастливость

 

Храбрость

Честность

Честь

Чуткость

Щедрость

Словарик антонимов

- сердечность, чуткость, доброта.

 

- неблагодарность.

- грубость, невежливость, неучтивость.

- неверность, измена, предательство.

- вежливость, учтивость.

- жестокость, бессердечие, злобность.

- щедрость.

- доброта, милосердие, гуманность,

сердечность.

- верность, преданность.

- лживость, неискренность.

- искренность, правдивость, честность,

откровенность.

- трусость.

- трусость.

- равнодушие.

- лживость, неискренность.

- неверность, измена, предательство.

- верность, преданность.

- неравнодушие, отзывчивость.

сердечность.

- смелость, храбрость.

- бессердечность, бездушие, жестокость.

- нескромность, хвастливость.

- щедрость.

- несмелость, трусость, робость,

боязливость.

- несправедливость.

- смелость, храбрость, мужество, отвага,

бесстрашие.

- неуважение, презрение, пренебрежение.

- неуважительность, невнимательность.

- скромность.

 

- трусость, несмелость, боязливость,

робость.

- нечестность, лживость, неискренность. 

- бесчестье. 

- бессердечность (бессердечие), бездушие.

равнодушие.

- скупость, жадность.


 

 

Словарик словообразовательных гнезд

Бессердечность

- бессердечие, бессердечный, бессердечно:

 

сердечный, сердечно, сердечность.

Благодарность

- благодарный, благодарить;


 

 Заключение

Проведенное исследование показывает, что если системно организовать словарный минимум в соответствии с объективно существующими в лексике связями и отношениями (на основе парадигматического принципа) и подобрать иллюстративные контексты и тексты-образцы, обеспечивающие детям овладение синтагматическими связями выбранных слов, то это обусловит эффективное обогащение детского словаря актуальной для младшего школьного возраста лексикой.

Из сказанного следует вывод: разработать систему упражнений, обеспечивающих обогащение речи детей актуальной для них лексикой,— это значит организовать языковой дидактический материал, методы и приемы работы с ним так, чтобы обеспечить детям усвоение парадигматических и синтагматических связей слов, способствовать разнообразию мыслительной деятельности как при изучении грамматики и орфографии на уроках русского языка, так и в условиях интеграции уроков чтения и развития связной речи.

Таким образом, предлагаемая система  работы создает возможность обогащения речи детей существительными нравственной тематики и, следовательно, обусловливает усвоение понятий, выражаемых этими словами.

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что проблема развития речи на сегодняшний день остается актуальной. Это обусловлено и  компьютеризацией, широко вошедшей в нашу жизнь, и социальной значимостью формирования хорошей речи, т.е. речи содержательной, богатой, логичной, точной, уместной, выразительной и правильной.

Цель нашей работы заключалась в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной системы совершенствования речи младшего школьника. Предложенную нами экспериментальную систему упражнений мы апробировали в 3 классах начальной школы. Проведение экспериментального обучения показало, что речевая культура младших школьников вполне поддается совершенствованию (по данным констатирующего тестирования учащиеся, имеющие одинаковое интеллектуальное развитие, неодинаково справляются с заданиями на выявление развития речи: класс, в котором мы регулярно проводили занятия, обращенные к развитию речевых навыков, показал очень высокие результаты в сравнении с параллельным).

 Таким образом,  мы экспериментально подтвердили  гипотезу о том, что систематически  и планомерно организованная  работа над словами нравственной  тематики способствует развитию  речи учащихся начальных классов.  Кроме того, понаблюдав за учениками 3б и 3а, мы выявили, что у экспериментального класса меньше трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. развитие речи способствует коммуникации и снимает многие психологические проблемы в общении.

Работа по развитию речи, таким образом, очень важна и проводить ее нужно не «стихийно», а планомерно, в системе, охватывая все сферы речевого развития. В этом направлении мы и собираемся работать в школе.

Также следует отметить, что несмотря на возросший в последнее  время интерес к вопрос речевого развития, существует еще множество пробелов, которые и предстоит заполнить науке и практике методико-педагогического процесса.

Нами были решены поставленные в начале исследования задачи, а  именно:

1. выделены критерии отбора лексики для обогащения речи младших школьников с позиций психологии, педагогики, лингвистики и методики, а именно;

2. обоснованы наиболее приемлемые  и доступные для младших школьников способы толкования абстрактных существительных указанной лексико-семантической группы;

6. подобран дидактический языковой материал нравственной тематики в форме пословиц и поговорок, иллюстративных текстов и текстов-образцов.

7. разработана система упражнений, обеспечивающих учащимся овладение избранной лексикой, способствующих разнообразной мыслительной деятельности как на уроках чтения, так и в условиях интегрированных уроков.

Литература

  1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М.,1967. 200 с.
  2. Александров А.М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи. - М., 1969. 255 с.
  3. Архипова Е.В. Вопросы речевого развития младших школьников. - Рязань,1995. 189 с.
  4. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - Рязань,1999.  243с.
  5. Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. - Рязань,1996
  6. Ахманова 0. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.  587с.
  7. Беляева Н.П. Прием разбора-рассуждения и развитие речи на уроках обучения языку.//Начальная школа. 1989 . № 10-11.С.40-44.
  8. Борищук Н.К. Развитие речи – развитие личности школьника.//Начальная школа. 1988 . №3 .С. 32-34.
  9. Бутузова И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения. //Начальная школа. 1992. №1. С.14-20.
  10. Власенков А.И. Использование языкового дидактического материала для формирования положительных качеств личности // Развивающее обучение русскому языку. - М.,1983. С.129-170
  11. Гаркунова И.Л. Вопросы и задания для уроков чтения в 1-3 классах. - М.,1979.
  12. Георгиевская Л.А. Упражнения по развитию речи.//Начальная школа. 1973. № 10.С.37-40.
  13. Головин Б.Н. О качествах хорошей речи. // Культура речи. - М., 1984. С. 47-56.
  14. ГрабчиковаЕ.С. Работа над предложением и словосочетанием. //Начальная школа. 1988 . №3 . С. 38-41.
  15. Гужанов С.И. Ознакомление младших школьников с переносными значениями слов. // Нач. школа. 1989. №. С. 13.
  16. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей школьного возраста//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М, 1978.
  17. Дмитриева Е.Д. Особенности чтения басни // Нач. школа. 1969. № 2. С.67.
  18. <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" text-decoration: no

Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников