Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55

Файлы: 1 файл

Работа над словом. Нравственность (Тимченко).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)
  1. Результаты экспериментального исследования

Мы провели два практических исследования – контрольный и  обучающий эксперименты. В ходе первого  эксперимента мы выявили, что уровень  развития речи у школьников одного третьего класса (б) средней школы  №58 довольно низкий, что и показывает график. Другой же класс (а) занимался по методике, направленной на развитие речи учащихся и на обогащение их речи существительными нравственной тематики, а не на традиционное прочтение произведений и развитие грамматических навыков. Важно отметить, что по подбору учащихся эти классы не отличаются. Процентный состав отличников, хорошистов, а также учеников, занимающихся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» приблизительно одинаков. Однако степень развития речи в этих классах различна (что и показывают итоги проведенного экспериментального исследования). Результаты этой работы явно свидетельствуют о важности и необходимости проведения регулярной и продуманной работы по обогащению лексикона школьников словами нравственной тематики и развитию речевых навыков учащихся.

 

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу. Ниже мы приводим примерную систему упражнений, разработанную нами и позволяющую достичь таких высоких результатов.

  1. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала

 Методистами общепризнан тот факт, что лексика усваивается тем успешнее, чем успешнее идет овладение ее системными связями. Системность лексики имеет огромное значение для организации работы по обогащению речи детей новой лексикой, для расширения их словаря, поскольку позволяет строить обучение на основе усвоения детьми объективно существующих в языке связей. Системность лексики проявляется прежде всего в группировке слов. Слова как единицы лексики взаимодействуют в языке, вступая друг с другом в различные отношения: парадигматические, синтагматические, ассоциативные. В качестве примеров лексических парадигм могут быть названы синонимический ряд, антонимическая пара, лексико-семантическая группа, семантическое поле, словообразовательные парадигмы.

 Таким образом, в отборе существительных, обозначающих нравственные качества человека, мы опираемся на критерий системности, то есть, взяв за основу словника лексико-семантическую группу существительных, мы выявили и представили в словаре-минимуме парадигматические связи слов. Таким образом, мы имеем лексическую парадигму слов-существительных со значением «черты характера». Синтагматические отношения слов (их сочетаемость) на данном этапе не выявляются, поскольку это потребуется позже: лишь на этапе обучения отобранной лексике.

Словарный минимум существительных  составлен таким образом, чтобы  отобранные нами слова имели обширные синонимические и антонимические связи, чтобы мотивационные (словообразовательные) отношения с мотивирующими словами были достаточно прозрачными для младших школьников, чтобы существительные обладали сходной сочетаемостью, ибо это методически важно.

 В результате произведенного  отбора слов по указанным критериям  в предварительном списке оказалось 41 слово-существительное:

бессердечность (бессердечие), благодарность, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, измена, искренность, лживость, мужество, неблагодарность, невежливость, неверность, неискренность, нескромность, несмелость, несправедливость, неуважение, нечестность, отвага, отзывчивость, правдивость, преданность, предательство, равнодушие, робость, сердечность, скромность, скупость, смелость, справедливость, трусость (трусливость), уважение (уважительность), хвастливость, храбрость, честность, честь, чуткость, щедрость.

Как видно из приведенного списка, большинство слов (39 из 41) являются производными, причем 32 образованы при помощи суффикса -ость. В связи с этим особо остановимся на характеристике отвлеченных существительных словообразовательного типа на -ость, хотя ясно, что отобранные нами существительные — лишь малая часть всех отвлеченных существительных на -ость, обладающая «узким» значением «черты характера».

  1. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики

Предлагаемые ниже материалы целесообразно применять в условиях интегрированных уроков, поскольку усвоение семантики слова невозможно без обращения к текстам художественных произведений, а это, в свою очередь, эффективно при интеграции уроков чтения и русского языка.

Для словарной работы предлагаются абстрактные существительные, обозначающие нравственные черты характера человека:

Бессердечность, благодарность, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, измена, искренность, лживость, мужество, благодарность, невежливость, неверность, неискренность, Скромность, несмелость, несправедливость, неуважение, мощность, отвага, отзывчивость, правдивость, преданность, предательство, равнодушие, робость, скромность, скупость, смелость, справедливость, трусость, уважение, хвастливость, храбрость, честность, чуткость, щедрость.

В соответствии с предложенной выше последовательностью упражнений порядок работы над новым словом — абстрактным существительным нравственной тематики — можно представить в виде следующих основных этапов.

1 этап. Толкование слова с помощью одного или скольких приемов:

- с помощью контекста;

- с помощью известного детям синонима или антонима;

- с помощью оборота, включающего  уже известное однокоренное слово;

- с помощью описательного оборота, содержащего единую формулу «качество человека, который... «.

2 этап. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).

3 этап. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).

4 этап. Работа над усвоением семантических связей слова

(Упражнения с синонимами, антонимами, словообразовательные и логические упражнения).

5 этап. Упражнения в самостоятельном употреблении слова (составление словосочетаний и предложений). Использование слова в собственном тексте (сочинениях и изложениях нравственной тематики).

Указанные этапы нуждаются в дополнительном, более подробном освещении, поэтому покажем порядок словарной работы на примере слов 21

жадность, щедрость, скупость, правдивость, честность, откровенность, доброта, отзывчивость и др.

  1. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики

Важным звеном в системе упражнений является их последовательность. Исходя из арсенала лексико-семантических, лексико-грамматических и других упражнений, были отобраны и научно обоснованы те из них, которые в совокупности обеспечили бы эффективное решение поставленной проблемы.

В самом общем виде последовательность упражнений предлагает проф. Г.Н. Приступа:

- пропедевтические, или подготовительные упражнения;

- иллюстративные упражнения;

- основные, или закрепительные;

- повторительно-обобщающие;

- творческие упражнения22.

Опираясь  на данную последовательность, можно  представить систему упражнений, направленных на обогащение речи именами существительными нравственной тематики, следующим образом.

1. Пропедевтические, подготовительные упражнения.

Цель этих упражнений — обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией; пояснить особенности орфоэпии и орфографии.

2. Иллюстративные упражнения.

Цель их — продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы  словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает синтагматическими связями данной лексической единицы, одновременно постигая грамматику слова. На данном этапе исключительно эффективна работа со словарем.

3. Основные, закрепительные упражнения.

В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антоним, гипероним; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов. Лексическая единица в результате разнообразных логических, лексико-грамматических, морфологических, грамматико-орфографических, синтаксических, стилистических и других упражнений предстает в единстве своих лексических и грамматических значений.

4. Повторительно-обобщающие упражнения.

Их цель — обеспечить усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова, составление (сначала устно, затем письменно) собственных предложений, подбор слов по теме, объединение слов в лексико-семантические группы, упражнения на омонимию и многозначность и т.п.

5. Творческие упражнения.

Цель таких упражнений — научить  пользоваться изученными языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.

  1. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики

Работа над словом в предложении, в тексте, где оно имеет конкретное лексическое значение производится в художественном произведении. Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

Огромное значение имеет в объяснительном чтении басня 23. Она учит детей переходить от образного конкретного мышления к отвлеченному и затем, после установления вывода, использовать советы басни в жизни. «Басня — это маленький аллегорический рассказ, преследующий нравоучительные цели. Нравоучение в басне вытекает из осмеяния в ней тех или иных отрицательных человеческих черт и свойств».

Сюжет басни обычно представляет один эпизод, данный в одной сценке. В этой сценке много действия, острая ситуация.

Журавль, спасший Волка от смерти, сам должен быть благодарен Волку  за то, что ушел живым. Лиса ловко  обводит Ворону, мечтавшую полакомиться сыром. Волк мечется в тщетной надежде найти защиту у людей, которым он «насолил».

Персонажи басни — это не только люди, но и животные. Каждый образ—яркое воплощение одной какой-либо черты: Стрекоза—легкомыслие, Муравей—трудолюбие, Лиса — хитрость и т. д.

По большей части эти свойства персонажей уже заранее известны читателю по жизненному опыту или  из сказок. Но мы узнаем их из басни  как бы впервые, видим по-новому, Потому что проявляются они в  басне в необычных поступках, действиях. Так, бестолковость Мартышки видна из ее неумелого обращения с очками. «Квартет» зверей своими пересаживаниями заявляет о своей бездарности и неумелости. Четкость взаимоотношений персонажей, ясность их характеров и поступков облегчают раскрытие аллегории басни.

Детям нравится возможность быстро и верно понять басню, несмотря на ее иносказательность. Школьник может сам поставить правильный вопрос со словом «почему» и тут же дать на него ответ.

В басне аллегория-иносказание  составляет ее специфику: за конкретными образами персонажей и их реальными действиями кроется иной смысл — определенное авторское суждение о типичных недостатках людей, аа-торская оценка неправильных поступков. Так, басней «Стрекоза и Муравей» осуждается человеческое легкомыслие.

Каждая басня обращена к разуму и совести читателя. Обращение автора к читателю имеет характер нравоучения, т. е. совета, предупреждения. Нравоучение или мораль басни вытекает из всего содержания басни, из «судьбы», которая постигла басенного героя («Любопытный», «Слон и Моська»). Но часто автор выражает мораль еще и в словах персонажа («Что ты посеял, то и жни», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»). В ряде же случаев мораль басни дается самим автором перед басней или после нее в афористической форме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

Афоризмы авторских нравоучений  и замечания, высказанные в такой же лаконичной, запоминающейся форме, вошли в разговорную речь и употребляются нами в определенных жизненных ситуациях.

В басне большую роль играет диалог: он движет действие, раскрывает характерные черты -персонажей, объясняет их поведение. Диалогической речи свойственна своеобразная живая интонация, употребление неполных предложений, инверсионный порядок их. В баснях немало народных слов («живот спасая»), встречаются архаизмы («воз и ныне там»), немало устойчивых выражений («была плутовка такова», «проку на полос в них нет»).

Какие же приемы работы с басней определяются ее особенностями?

Возьмем басню Крылова «Зеркало и Обезьяна». Памятуя об аллегоричности и нравоучительной направленности этого жанра, мы прежде всего решаем вопрос: «Чему эта басня учит?» 24

Слова Медведя «Чем кумушек считать  трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться?» содержат совет: «Научись прежде всего замечать и исправлять свои недостатки». Этот совет обращен к Обезьяне: какие же у нее недостатки? Во-первых, «ужимки и прыжки», во-вторых, страсть «осуждать кумушек», сплетничать и, в-третьих (и это самое важное), глупость, неумение понять разумный совет («Но Мишенькин совет лишь попусту пропал!»).

В басне обобщен человеческий порок  — зазнайство, нежелание понять и исправить свои недостатки. Ими  наделена Мартышка.

Детям, ближе реальные образы животных, чем отвлеченные сентенции, следовательно, сначала надо дать детям басню как забавный и живой реалистический рассказ: будем читать и разбирать интересную сценку между животными.

Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников