Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования стали содержание работы по расширению словарного запаса школьников словами нравственного содержания и методологические пути ее реализации в начальной школе. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о том, что систематически и планомерно организованная работа над словом нравственной тематики будет способствовать развитию речи учащихся начальных классов. Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики совершенствования речи младших школьников на материале слов нравственной тематики из басен И.А. Крылова.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения связной речи 6
1.1. Лингвистические основы развития речи. Речь как лингвистическое, психологическое и методическое понятие 6
1.2. Психолого-педагогические основы проблемы. Учет особенностей становления личности и психического развития младшего школьника как один из критериев отбора лексики нравственной тематики 8
1.3. Особенности усвоения отвлеченных понятий младшими школьниками 10
1.4. Методические основы выбора учебного языкового материала для обогащения речи младших школьников 13
Глава 2. Современное состояние методики развития речи в начальной школе 16
2.1. Основные направления развития речи 17
2.2. Структурно-семантические особенности существительных, обозначающих черты характера 19
2.3. Работа над словом 20
2.4. Работа над значением слова 21
2.5. Приемы объяснения значения слов 23
2.6. Толкование значений отвлеченных имен существительных нравственной тематики в начальной школе 24
2.7. Виды словарной работы 26
2.8. Методика работы над словарем 27
2.9. Обогащение словаря 29
2.10. Активизация словаря 31
Глава 3. Практическая часть 33
3.1. Результаты экспериментального исследования 35
3.2. Отбор имен существительных, обозначающих нравственные черты характера, в качестве дидактического материала 36
3.3. Приемы лексико-семантической работы над существительными нравственной тематики 37
3.4. Система упражнений, направленных на обогащение речи учащихся существительными нравственной тематики 39
3.5. Басни И.А. Крылова – благодатный материал для изучения слов нравственной тематики 40
3.6. Работа над басней И.А.Крылова «Кукушка и Петух» 44
Заключение 53
Литература 55

Файлы: 1 файл

Работа над словом. Нравственность (Тимченко).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Этот способ толкования широко применяется  в начальной школе, что обусловлено особенностями наглядно-образного мышления младших школьников.

Что касается приемов, относящихся  к другому — семантическому способу (методу) толкования слов, то опыт показывает доступность для младших школьников следующих приемов толкования: синонимизация и антонимизация (сопоставление незнакомого слова с уже известным детям синонимом или антонимом); логическое определение (использование гиперонима); прием словесного описания; структурно-семантический прием, включающий:

а) обращение к мотивирующему  слову (толкование производного слова  с помощью производящего, на основе семантической мотивации) — словообразовательный прием. который имеет значение при изучении, в частности, отвлеченных существительных описываемой нами группы;

б) обращение к этимологии слова  — этимологический прием.

Описанная классификация представлена на схеме 1 .

Схема 1. Приемы толкования слов

Из всего сказанного выше вытекают следующие соображения относительно приемов толкования существительных, обозначающих черты характера.

Поскольку существительные списка-минимума обладают отвлеченной семантикой, то они нуждаются прежде всего в контекстуальном приеме толкования 17.

Большинство слов списка — это  отадъективные существительные  на -ость, и в словарях они имеют единую формулу толкования — «качество, свойство чего-либо (кого-либо)». Чтобы научить ребенка давать определение слову, надо добиться от него владения ядерным словом (словосочетанием), поскольку с его помощью и создаются семантические определения. Необходимо, чтобы дет овладели понятиями «качество, свойство человека», «черта характера».

Овладение семантическим определением можно обеспечить, целенаправленно включая в упражнения работу над логическими (родо-видовыми, или гипонимическими) связями отобранных слов-существительных. Например:

«лживость, доброта, скромность — качества характера человека», «верность, преданность — положительные качества человека», «жадность, скупость — отрицательные качества человека

Бесспорно эффективными приемами толкования данной группы существительных являются приемы обращения к синонимии и антонимии, поскольку эти связи широко представлены в лексико-семантической группе существительных, обозначающих черты характера.

  1. Виды словарной работы

Виды словарной работы многообразны. Проводятся они как  в устной, так и в письменной форме. С.П. Редозубов с целью развития речи учащихся на уроках русского языка предлагает использовать:

1)раскрытие значения слов при  объяснительном чтении статей  разного содержания, при рассматривании картинок, при подготовке к сочинению и при орфографических работах.

2)называние детьми предметов, их признаков и действий.

3)сравнение предметов по свойственным  им признакам и действиям (Лимон сладкий. Собака лает, а кошка мяукает. Змея ползет, а кузнечик прыгает).

4)добавление слова-предмета к  слову-действию или слову-признаку (…летает, … плавает,… голубое,…желтое,… сладкий), а также узнавание предмета по данным признакам и действиям (Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный).

5)классификация предметов по  общим родовым признакам (Ворона – птица, а тигр – зверь), по месту нахождения (Что растет в лесу? Что мы видим в реке?) и по времени наблюдения (Зимой – снег, вьюга, мороз…Весной – ручьи, цветы, трава и др.) .

6)подбор антонимов к данным  словам и выборка антонимов  из текста (шум – тишина, светлый – темный, говорит – молчит).

7)выборка из текста синонимов и добавление к ним своих слов (алый, красный, багряный, пунцовый, румяный).

8)расположение слов по степени  проявления обозначаемого ими  признака или действия (Неспокойно, помутилось, почернело синее море. Тройка бежит, скачет, мчится, летит.).

9)выборка эпитетов из текста, замена данных эпитетов другими,  добавление отсутствующих эпитетов (Весна красная, веселая, шумливая, светлая).

10)подбор сравнений к данным  словам в незаконченном предложении  (Улица вьется, как… . Ветер воет, как… . Озеро блестит, как… .).

11)отбор из текста слов, употребленных  в переносном значении, употребление их в буквальном смысле (Вьюга злится, вьюга плачет. – Собака злится, ребенок плачет).

12)подбор слов с одинаковыми  корнями, с одинаковыми приставками  или одинаковыми суффиксами (лес – лесник – лесной – перелесок; вышел – выехал – вылетел – выскочил ; домик – садик – котик – прутик).

13)включение данных слов в  предложения при творческом диктанте.

14)запись слов в словарики  

  1. Методика работы над словарем

Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Современный русский  язык располагает огромным словарным  запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. Это общеупотребительная лексика; в указанные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторические названия, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.

Нельзя забывать и  того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведено 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связанных значениях.

Усвоение огромного  лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

 Методика развития речи на  лексическом уровне предусматривает четыре основных направления.

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе. Это достигается посредством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4—6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря. Это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает:

— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;

— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

— усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.18

Все названные направления  работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основными источниками обогащения и совершенствования словаря являются произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).

Все направления словарной работы возможны в начальных классах  лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.

  1. Обогащение словаря

 Наилучший толкователь  значений слова — контекст. Не  случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда есть хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова: это влияет на их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

В методике русского языка  известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для него способом. Рассмотрим основные приемы, расположив по степени их развивающего потенциала.

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали: подосиновик, леденец, односельчане?» Данный способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слов в целях выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка, серебряный и серебристый.

3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость, выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми. Задание является вариантом предыдущего. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по сноскам и словарю в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия. Это средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали либо нарисовали сами, то их познавательная активность достаточно высока.

7. Способ подбора синонимов. Это один из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании данного приема довольно часто возникает ошибка: разбирая, например, значение слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

8. Прием подбора антонимической пары, старт — финиш, хорошо — плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений. Данный прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического определения. Этот прием нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — «военный корабль».

Разнообразие приемов  и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая  задача словарной работы в начальных  классах.19

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом), синонимами, антонимами. Установление связи между синонимией и антонимией — один из принципов словарной работы.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся имеют  пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

  1. Активизация словаря

Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда более ограничен, чем объем всех понимаемых им слов. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить их правильно использовать.

Перечислим приемы активизации словаря.

  1. Составление словосочетаний с нужными словами.
  2. Составление предложений с заданными словами (составляется несколько вариантов предложений).
  3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.
  4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления.20

 

Выводы по второй главе

  1. Основу  словника составляют, отвлеченные существительные на -ость, то в работе над ними важен такой дидактический прием, как моделирование, то есть использование модели образования слов при ознакомлении учащихся с элементами словообразования.
  2. Выделяются следующие модели словосочетаний: адъективные словосочетания типа прилагательное + существительное, в несколько меньшей степени — субстантивные типа существительное + существительное; совсем не выделены глагольные словосочетания с исследуемыми существительными типа глагол + существительное.
  3. Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть, по мнению Л.А. Георгиевской, той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку и чтению.
  4. Основа обогащения детского словаря - введение в языковое сознание ребенка рядов отбора лексических элементов - языковых словарных объединений (тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар), система которых позволяет отобрать, для любого отрезка речи нужные, единственно необходимые слова, сформировать микротемы, лежащие в основе логического построения высказывания.
  5. Задача обогащения детского словаря решается: в плане порождения речи и в плане восприятия речи.
  6. В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки или макета; уточнение значения по толковому словарю; подбор синонимов и антонимов; словообразовательный анализ; этимологический анализ ; включение нового слова в словосочетание или предложение; перевод.
  7. В методике помимо термина «толкование значения» принят также термин «семантизация» слова, который подразумевает первый этап работы над словом, начинающийся с раскрытия его значения и завершающийся первичным усвоением. Семантизация слова методически выражается в разъяснении (толковании) учителем лексического значения, скрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом.
  8. Объяснение значения может идти двояко: от плана содержания к плану выражения, от понятия к слову — ономасиологический (оносемантический) способ толкования; и наоборот — от плана выражения к плану содержания, от слова с известным значением к значению нового слова — семантический способ.  
    Глава 3. Практическая часть

Информация о работе Нравственные основы в обучпнии связной речи младших школьников