Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическим обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
3. Создать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18
1.4. Формирование сюжетного рисования и выразительности детских рисунков посредством сказочных образов…………………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя
2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28
2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36
2.3. Контрольное обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42
Выводы по главе 2………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….48
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Казанский Федеральный  Университет»

Факультет психолого-педагогического  образования

Кафедра педагогики и  методики дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса 170832 группы,

 

 

Проверила

 

 

 

 

 

Казань, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование  использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

1.1.  Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7

1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12

1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18

1.4. Формирование сюжетного рисования  и выразительности детских рисунков  посредством сказочных образов…………………………………………………..23

Выводы по главе 1………………………………………………………………….26

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя

2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28

2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36

2.3. Контрольное обследование  динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42

Выводы по главе 2………………………………………………………………….47

Заключение………………………………………………………………………….48

Литература…………………………………………………………………………..50

Приложение…………………………………………………………………………53

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние  педагогической науки и практики характеризуется изменением некоторых приоритетов в области эстетического воспитания. В содержании образования на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им  изобразительными средствами.

В связи с этим, дошкольное образование большое значение уделяет развитию изобразительной деятельности дошкольников, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции), художественного вкуса. Все эти задачи педагог может успешно реализовать при обучении детей сюжетному рисованию.

В процессе обучения сюжетному  рисованию, уделяется большое внимание развитию выразительности детских рисунков. В целях выразительности педагоги используют разнообразные средства, такие как цвет, форма, линия, но всё это лишь техническая сторона, хотя и не маловажная. Главное всё же это обогащение детского опыта новыми знаниями и впечатлениями. Ведь творчество проявляется в полной мере только тогда, когда душа ребёнка полна впечатлений и эмоций.

Таким образом, главной  задачей педагогов детских садов  является определение путей и  средств обогащения сознания детей  новыми, интересными впечатлениями. И одним из таких средств может стать сказка, которая уже давно и прочно вошла в жизнь детей.

Сказка может сыграть  большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много  радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

Многолетняя педагогическая практика показала, что использование  образов сказочных героев, в рисовании детей, способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста, а так же влияет на его выразительность.

Исходя из актуальности использования сказочных образов  для активизации сюжетного рисования  старших дошкольников, мы избрали тему нашего исследования, проблема которого направлена на выявление педагогических условий использования образов сказочных героев в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства обучения сюжетному рисованию и повышения выразительности детских рисунков.

Объект исследования: процесс развития сюжетного рисования старших дошкольников.

Предмет исследования: образ  сказочного героя в сюжетном рисовании  детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическим  обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.

Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании  старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.

В соответствии с целью и гипотезой  исследования, нами были определены следующие  задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

3. Создать педагогические  условия для повышения выразительности  детских рисунков в сюжетном  рисовании.

4. Проанализировать влияние  образа сказочного героя на  динамику уровня выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

Методологическую основу исследования составили: теоретические концепции отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной о закономерностях психического развития ребёнка. Педагогические исследования Пономарёва Я.А., Водянской М.С., Венгера Л.А. посвящённые проблемам детского творчества и психологии творчества в целом. Научные работы таких авторов как Григорьева Г.Г., Флёрина Е.А., Саккулина Н.П., Швайко Г.С., раскрывающих специфику изобразительного творчества дошкольников. Педагогические труды Т.С. Комаровой, Н.П. Комаровой, В.Б. Косминской, Р.Г. Казаковой, характеризующие методики изобразительной деятельности.

Методы исследования:

- теоретический анализ  психолого-педагогической и методической литературы;

- педагогический эксперимент;

- наблюдение;

- беседа;

- тестирование;

- анализ продуктов  творческой деятельности детей  (анализ рисунков);

- математическая обработка  данных;

- составление диаграмм.

Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Исследовательская работа проводилась на базе детских садов  Кировского района г. Казани – МАДОУ  № 378 и МАДОУ № 30. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, а так же педагоги данных детских садов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Общее понятие  о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Деятельность человека состоит из двух основных её видов: воспроизводящая, репродуктивная - это  деятельность, при которой не создаётся ничего нового, её основой является более или менее точное повторение того, что уже было создано. И творческая деятельность - это деятельность, при которой создаются новые образы и действия. Творчество не может не присутствовать в области, где оно создавало великие исторические произведения, оно непременно существует и там, где человек комбинирует, воображает, создаёт что-либо новое [17 с.15.]. И поэтому творческий процесс является одним из наиболее важных условий существования в нашей повседневной жизни.

Дети и творчество - понятия практически нерасторжимое. Любой ребёнок по своей природе - созидатель, и это получается у него порой гораздо лучше, чем у нас, взрослых [24 с. 22-23.]. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Тяга к искусству, как к воплощению всего прекрасного, что только может существовать на свете, можно увидеть даже в том, как ребёнок пытается рисовать. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью.

Рисование, лепка и  аппликация - виды изобразительной  деятельности, основное назначение которой - развитие творческих способностей. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции [15 с.126.].

Как правило, дети любят  рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность  передать то, что их взволновало, что  им понравилось, что вызвало у  них интерес.

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного  зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей [1 с.24.].

Большей частью дети создают  рисунки и другие работы по представлению  или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук, моторика пальцев. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними [1 с.26.].

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию  развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.

Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Так же в процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности и т. п. [5 с.26.].

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему.

Творчество - вещь добровольная, и не может приходить через  силу. Можно спросить так: зачем вообще развитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как  личность и впоследствии найти подходящую работу надо совсем другое - просто хорошо усвоить школьные предметы? Но те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству - только напрасная трата времени, заблуждаются.

Творчество - процесс  освобождения внутренней энергии, которая  есть в каждом из нас. Эта энергия - положительная и светлая. Она приносит ребенку состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе - творец.

Творчество ребёнка - важный элемент становления его  собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей [21 с.35.].

Информация о работе Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста