Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическим обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
3. Создать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18
1.4. Формирование сюжетного рисования и выразительности детских рисунков посредством сказочных образов…………………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя
2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28
2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36
2.3. Контрольное обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42
Выводы по главе 2………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….48
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Проанализировав их работу, можно сделать вывод, что у  данных детей высокий уровень  развития восприятия цветовой палитры.

2. 10 детей экспертной группы и 8 детей контрольной группы – показали средний уровень развития восприятия цветовой палитры, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались над применением цвета, использовали незначительное количество цветов.

3. 1 ребёнок экспертной группы (Малика В.) и 3 детей контрольной группы (Камиль А., Азалия Г., Тимерлан Х.) нуждались в повторе указаний, действовали с помощью воспитателя, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. Поверхность предмета закрашивали не ровно, оставляя пробелы. Отсюда следует, что у данных детей низкий уровень восприятия цветовой палитры.

Целью следующей методики было исследование умения составлять композицию сюжета. В ходе диагностики, нами были выявлены следующие результаты:

1. 2 детей экспертной группы (Полина А., Арсений И.) и 2 детей контрольной группы (Сабина М., Анита Ш.) смогли быстро приступить к выполнению задания, дорисовали все фигуры и связали их в один сюжет. Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития композиции в рисунке.

2. 7 детей экспертной группы и 7 детей контрольной группы, имеют средний уровень развития умения составлять композицию в сюжете, так как не сразу приступили к выполнению задания, испытывая затруднения. Дорисовали все фигуры, но связали их в разные сюжеты.

3. Оставшиеся 6 детей экспертной группы и 6 детей контрольной группы, при выполнении задания нуждались в повторе указаний. Дорисовали только несколько фигур и не связали их сюжетом. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития умения составлять композицию в сюжете.

Третья методика проводилась  с целью исследования развития фантазии, образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

В данной методике высокий  уровень показали 3 детей экспертной группы (Полина А., Арсений И., Шамиль М.) и 2 детей контрольной группы (Сабина М., Анита Ш.).

Средний уровень развития образного мышления, показали 11 детей экспертной группы и 7 детей контрольной группы. Они изобразили 3-4 предмета связанные сюжетом, но в изображении предметов, были незначительные искажения.

Так же присутствует и  низкий уровень развития образного  мышления. 1 ребёнок экспертной группы (Ильназ Х.) и 6 детей контрольной группы, практически не справились с заданием: изобразили по 1-2 предмета не связанные общим сюжетом.

Отсюда следует то, что большинство детей в обеих  обследуемых группах имеют средний  уровень развития образного мышления.

И последняя методика была направлена на изучение оригинальности рисунков детей старшего дошкольного возраста.

Детям было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные  фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка.

Проанализировав работы детей по данной методике, можно  сделать вывод: что только 2 ребёнка  в экспериментальной группе (Полина А. , Арсений И.) и 2 ребёнка в контрольной  группе (Сабина М., Анита Ш.) справились с заданием. Они с помощью дополнительных деталей нарисовали 8, 9 оригинальных рисунков и показали высокий уровень.

7 человек экспертной  группы и 7 человек контрольной  группы, изобразили 5-6 оригинальных  рисунков и отсюда следует,  что у них средний уровень  развития творческого мышления.

Оставшиеся 7 детей экспертной группы и 6 детей контрольной группы, нарисовали 1,2 рисунка, что соответствует  низкому уровню развития творческого  мышления.

Для удобства обработки  данных диагностического обследования, оценки результатов деятельности детей были представлены нами в балловой системе в соответствии с уровнями:

3 балла – высокий  уровень;

2 балла – средний  уровень;

1 балл – уровень  ниже среднего

Результаты обследования детей были занесены в протоколы (Приложение 1, 2), а также в таблицу 2.1. и диаграммы.

В Таблице 2.1. представлено соотношение количества детей контрольной  и экспериментальной группы по уровням.

 

Таблица 2.1.

Уровень развития

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей

%

Количество детей

%

Высокий уровень

2

13%

2

13%

Средний уровень

5

33%

6

40%

Низкий уровень

8

54%

7

47%


 

Наглядно полученные результаты представим на диаграммах:

Рис. 2.1. Контрольная группа

Рис. 1.1. Экспериментальная группа

По итоговой таблице, можно сделать вывод, что дети экспериментальной и контрольной  группы имеют разный уровень развития использования средств выразительности  в сюжетном рисовании.

С помощью диагностических  методик, мы выявили, что использование  средств выразительности (цвет, композиция, форма, линия) в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста развито недостаточно и находится в основном на низком и среднем уровне развития.

Проведённое диагностическое  обследование, дало нам возможность  определить пути и средства развития выразительности рисунков и сюжетного рисования  детей при обучении рисованию. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

 

2.2. Создание  педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя

Цель формирующего этапа  эксперимента: повысить уровень развития выразительности рисунков и сюжетного  рисования старших дошкольников, используя при обучении рисованию образ сказочного героя.

На формирующем этапе  работа проводилась в экспериментальной  группе детского сада № 378 с добавлением  к традиционной «Программе воспитания и обучения в детском саду»  М.А. Васильевой и программе Т.Г. Казаковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности», методических пособий: Шайдулова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», Казакова Р.Ф. «Занятия по рисованию с дошкольниками».

Контрольная группа работала по традиционной методике и действующей типовой программе.

Опираясь на итоги  констатирующего эксперимента, взяв за основу комплекс методов и приёмов  разработанных (Григорьевой Г.Г., Швайко Г.С., Казаковой Р.Ф.), а также методику проведения сюжетного рисования основанного на использовании сказочных образов, нами была разработана система занятий в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Назначение этих занятий  состояло:

- в формировании у  детей старшего дошкольного возраста  сюжетного рисования;

- в развитии выразительности  детских рисунков посредством использования средств выразительности - формы, цвета, композиции, колорита, пятна, линии;

- в побуждении детей  к созданию неповторимых, оригинальных  образов в сюжетном рисовании,  используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

Перспективный план занятий:

Занятие 1 (Приложение 5)

«Рисование иллюстраций  к сказке «Колобок»

Цель: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков; учить выделять выразительные средства при создании образа сказочных животных, характерные для изобразительной манеры каждого: цвет, фон, одежда животных.

Методы и  приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.

Материалы к  занятию: альбомные листы, акварельные краски по количеству детей; иллюстрации В. Горлова и Е. Рачёва к сказке «Колобок»; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок» и рассматривание иллюстраций; игра-драматизация по сказке; работа с раскрасками. Прогулка в осеннем лесу, рассматривание иллюстраций, осенних пейзажей.

Занятие 2. (Приложение 6)

 «В гостях у сказки «Машенька и медведь»

Цель: Учить детей передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки: взаимодействие персонажей, движение фигур, окружающую обстановку. Продолжать учить использовать разные цвета для выразительности сказочных образов. Закреплять умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода.

Методы и  приёмы: словесный (беседа, прочтение эпизодов сказки), наглядный (показ иллюстраций), практический.

Материалы к  занятию: альбомные листы, гуашь, акварельные краски. Иллюстрации Е. Рачёва к сказке «Машенька и медведь»

Предварительная работа: чтение сказки «Машенька и медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по сказке. Просмотр мультфильма «Машенька и медведь»; работа с раскрасками. Лепка медведя.

Занятие 3. (Приложение 7)

 «Выставка сказочных картин»

Цель: Познакомить детей с иллюстрациями В. Васнецова и Ю. Васнецова к русским народным сказкам; продолжать обучать сюжетному рисованию, учить применять в своих рисунках средства выразительности: цвет, форму, композицию. Развивать умение изображать эпизоды сказки по памяти, развивать фантазию.

Методы и  приёмы: объяснительно-иллюстративный, игровой, практический.

Материалы к  занятию: альбомные листы, гуашь, акварель. Иллюстрации В. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван - царевич на сером волке»; иллюстрации Ю.Васнецова к русским народным сказкам; портреты художников.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, просмотр мультфильмов, иллюстраций, беседы по прочитанным сказкам.

Занятие 4. (Приложение 8)

 «Волшебная страна – подводное царство» по мотивам сказки

А.С. Пушкина «Сказка  о рыбаке и рыбке»

Цель: Продолжать учить детей передавать композицию в сюжетном рисунке; продолжать учить смешивать краски используя приём рисования по мокрому листу; развивать у детей фантазию, творчество, воображение.

Методы и  приёмы: художественное слово, практический метод, наглядный.

Материалы к  занятию: альбомные листы; гуашь, кисточки, кусочек поролоновой губки на каждого ребёнка; иллюстрации В. Конашевича к сказке.

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к сказке, наблюдение за рыбками в аквариуме, рассматривание иллюстраций подводного мира; работа с раскрасками; выполнение аппликации Золотая рыбка.

Занятие 5. (Приложение 9)

 «Ожившая сказка»

Цель: Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.

Методы и  приёмы: Игровой, словесный (художественное слово, беседа), наглядный, практический.

Материал для  занятия: Альбомные листы, простые и цветные карандаши; иллюстрации к загадкам и сказке Дж.Родари «Чиполлино»

Предварительная работа: чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино», рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильма, работа с раскрасками.

Все занятия были успешно  проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и  навыков, а также и для успешного  усвоения материала велась работа вне  занятий. Большое внимание уделяли  знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, затем показывали мультфильмы, диафильмы или организовывали игру драматизацию по прочитанной сказке. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.

Самой главной задачей, на этапе формирующего эксперимента  было развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через сказочные образы.

Первыми занятиями на формирующем этапе эксперимента, конечно же, предлагались сказки хорошо знакомые детям, например: «Колобок», «Машенька и медведь», а затем сказки из программы старшей и подготовительной групп «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д.

Во время предварительной  работы с детьми и на занятиях большое внимание уделялось рассматриванию иллюстраций к сказкам.

Информация о работе Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста