Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическим обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
3. Создать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18
1.4. Формирование сюжетного рисования и выразительности детских рисунков посредством сказочных образов…………………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя
2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28
2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36
2.3. Контрольное обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42
Выводы по главе 2………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….48
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое  придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба – оранжевое с яркими красными полосами – усиливается тревожное настроение рисунка, изображающего черного колдуна, который «несет через леса, через моря» богатыря. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального. Среди многообразных явлений действительности, отдельные дети находят и выражают свою, пережитую и прочувствованную тему. Отражая действительность, ребенок самостоятельно отбирает образы, соединяет их в действиях и строит содержание, внося в него творческую инициативу, используя специфичные для него выразительные средства: цвет, форму, необычное композиционное построение.

Сюжетное рисование  по сказкам требует тщательной предварительной  работы с детьми. Начинается эта работа, конечно же, с прочтения сказки. Первое время, обучая детей сюжетному рисованию по сказкам, следует выбирать для прочтения и последующего изображения простые сказки. Например: сказка В. Сутеевой «Палочка – выручалочка». В сказке всего два персонажа, простой сюжет. При рисовании необходимо вызвать у детей желание выразительно и по-своему изобразить героев сказки. Для этого необходимо рассмотреть с детьми иллюстрации к этой сказке, выполненные разными художниками. Это позволит избежать копирования детьми рисунков, хотя бы в композиции.

При рассматривании иллюстраций  необходимо обратить внимание детей  на цвета красок. Обсудить, почему художник для изображения того или иного героя, объекта, явления взял именно эти краски, а не другие. Это поможет детям понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.

Для того чтобы помочь детям решить вопрос композиции рисунка, целесообразно показать кукольный театр по данной сказке или организовать с дошкольниками игру-драматизацию. Эти мероприятия будут способствовать тому, что во время рисования дети смогут вспомнить, где, какие персонажи сказки стояли в той или иной ситуации [15, 25].

Чтение сказок, показ  иллюстраций и игры-драматизации – всё это косвенные методы обучения детей сюжетному рисованию, которые позволяют обогатить  изобразительный опыт дошкольников новыми графическими образами, композиционными и цветовыми решениями. Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает  важным условием развития детского творчества.

Чтобы создать сюжет, ребёнку требуется активная работа воображения и наличие определённых знаний, умений и навыков. Всё это воплощается ребёнком при рисовании сказки. В таких темах развивается фантазия, декоративное чувство, чувство цвета и композиции [16].

Таким образом, рисование сказочных образов – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное, самовыражаться.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

На основании изложенного  материала в главе 1, нами были сформулированы следующие выводы:

1. Дети и творчество  – понятие практически нерасторжимое.  Любой ребёнок по своей природе  – созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью.

Рисование – один из видов  изобразительной деятельности, основное назначение которого – развитие творческих способностей.

Рисование имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе рисования дети развивают зрительное восприятие, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику.

2. Детские рисунки,  как важнейший элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. Рисуя, ребёнок может передать своё видение и ощущение окружающего мира.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают, прежде всего, за счет средств выразительности: цвета, формы, композиции.

Все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Тем не менее, перед детьми в течение всего срока обучения нужно ставить задачи «на выразительность» все более усложняющееся по содержанию и касающиеся цвета, формы, композиционного построения рисунка, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решить все эти задачи в полной мере, ребёнок может в процессе сюжетного рисования.

3. Основная цель сюжетного  рисования – научить ребёнка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержанием рисования всегда является некий сюжет.

Задачи сюжетного рисования  в старшей группе следующие:

- научить изображению  смысловой связи между объектами,  передаче пространственных отношений между ними;

- развивать композиционные  умения (рисовать на всем листе,  проводя линию горизонта);

- развивать чувство  цвета.

Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Сюжетный рисунок оказывает  огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного  рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.

Таким образом, необходимо пробуждать у ребенка заинтересованность к сюжетному рисованию. В этом могут помочь литературные произведения, а именно сказки, требующие адекватного выражения чувства, отношения к окружающему миру, настроения, замысла ребенка.

4. Чтобы создать сюжет,  ребёнку требуется активная работа  воображения и наличие определённых  знаний, умений и навыков. Всё это воплощается ребёнком при рисовании сказки.

Пристрастие детей к  сказке – явление закономерное. Рисование сказочных образов  привлекает детей, в таких темах  развивается фантазия, чувство цвета  и композиции. Всё это позволяет  ребёнку создавать в своём  рисунке выразительный образ.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ

 

2.1. Организация  диагностического обследования  исходного уровня развития выразительности  рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

С целью изучения механизмов формирования сюжетного рисования  и развития выразительности детских  рисунков, было проведено опытно-экспериментальное  исследование. Эксперимент состоял  из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

База исследования:

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе детских  садов г. Казани – МАДОУ № 378 и  МАДОУ № 30. Экспериментальная работа длилась с 05. 09. 2011 г. по 01. 12. 2011 г. В эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Вся работа проводилась  с двумя группами детей: контрольной  и экспериментальной.

Контрольная группа: 15 детей подготовительной группы МАДОУ № 30.

Экспериментальная группа: 15 детей подготовительной группы МАДОУ № 378.

Предметно развивающая  среда дошкольных учреждений соответствует программным требованиям. В группах имеются центры творчества: «В мире искусства», «Маленькие художники», «В гостях у сказки», «Мир сказок», а так же имеется большое количество детской художественной литературы, библиотека сказок народов мира и дидактические игры на развитие творчества, фантазии, воображения.

Работа с детьми по изобразительному искусству ведётся систематически и планируется в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Так же воспитателями используются в работе с детьми методические пособия Комаровой Т.С. «Обучение детей технике рисования», «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и методическое пособие Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

При проведении исследовательской  работы были использованы следующие  методы: наблюдение, эксперимент, диагностика, анализ продуктов детской деятельности.

Проводимая исследовательская  работа состояла из 3-х этапов:

1 этап – Констатирующий  эксперимент

2 этап – Формирующий  эксперимент

3 этап – Контрольный  эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели, работа проводилась с двумя  группами детей: контрольной и экспериментальной.

На первый взгляд в  обеих группах нет детей с  ярко выраженными способностями  к рисованию. У детей наблюдается  интерес, неплохо развиты технические навыки, но рисунки бедны по содержанию и тематике. В основном среди работ детей преобладает предметное рисование. Дети предпочитают рисовать карандашами и красками.

В теоретической части  работы было обосновано влияние сказок и образа сказочного героя на формирование сюжетного рисования и развитие выразительности детских рисунков, поэтому на этапе констатирующего эксперимента была проведена исходная диагностика уровня развития выразительности детских рисунков, основанная на методиках Н.А. Курочкина, А.Э. Симановского. Данные методики направлены на исследование умения использовать нужный цвет, составлять композицию сюжета.

Методика эксперимента:

 Методика №1 (Н.А. Курочкина 2001)

Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет.

Материал: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.

Инструкция: раскрась эти фрукты и овощи в нужный цвет.

Характеристика  уровней:

Высокий уровень - принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки.

Средний уровень - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.

Низкий уровень – нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету.

Методика № 2 Тест: «Волшебный лес»

Цель: исследование умения составлять композицию сюжета.

Материал: таблица с линиями и фигурами, различный изобразительный материал.

Инструкция: дорисовать линии и фигуры с помощью дополнительных элементов, чтобы они были связаны одним сюжетом.

Характеристика  уровней:

Высокий уровень – принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет.

Средний уровень – приступает к работе не сразу, долго задумывается. Связывает фигуры в разные сюжеты.

Низкий уровень – нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет.

Методика № 3 Тест: «Неоконченный рисунок» (А.Э. Симановский 1996)

Цель: исследование фантазии, образного мышления.

Материал: таблица с кругами, карандаши, фломастеры.

Инструкция: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет.

Характеристика  уровней:

Высокий уровень – 5, 6 изображений;

Средний уровень – 3, 4 изображения;

Низкий уровень – 1 изображение.

Методика № 4 Диагностика оригинальности рисунков (А.Э. Симановский 1996)

Цель: изучение оригинальности рисунков детей старшего дошкольного возраста.

Инструкция: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы – круг, треугольник, квадрат; или сложной – силуэт ствола с одной веткой, облака, капля и т.д.)

Задание: перед вами 10 листочков. На каждом нарисована какая-нибудь фигурка. Вы сможете, как волшебники, превратить эту фигурку в любую картинку. Для этого дорисуйте к фигурке все, что захотите, но так, чтобы получилась красивая картинка.

Время выполнения задания  не фиксируется.

Для оценки результатов  задания необходимо найти показатель оригинальности. Если тест проводиться в группе, подсчитывается количество изображения в рисунках ребенка, которые не повторились бы у него и у других детей.

Характеристика  уровней:

Высокий уровень – 7-10 оригинальных рисунков.

Средний уровень – 5-6 оригинальных рисунков.

Низкий уровень – 4 и менее оригинальных рисунков.

Первая методика, направленная на исследование умения детей использовать в рисунке цвет, как средство выразительности, показала следующее:

1. Из 15 детей экспериментальной группы, 4 детей (Полина А., Милена Ж., Арсений И., Шамиль М.) и из 15 детей контрольной группы, 4 детей (Сабина М., Аделина С., Ева Ф., Анита Ш.) – успешно выполнили задание, которое было дано по инструкции взрослого. Быстро приступили к работе, закрасили все фрукты и овощи в реальные цвета предметов, частично используя оттеночные варианты изображения. Закрашивая предметы заполняли последовательно всю поверхность не оставляя пробелов и регулируя нажатие на карандаш с целью получения более интенсивного цвета.

Информация о работе Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста