Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическим обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
3. Создать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18
1.4. Формирование сюжетного рисования и выразительности детских рисунков посредством сказочных образов…………………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя
2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28
2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36
2.3. Контрольное обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42
Выводы по главе 2………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….48
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом в отношении, как содержания, так и форма явления, предмета. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

У детей 5-6 лет наблюдается  уже сознательное использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

Большое значение в процессе сознания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются  не только в своеобразном видении  предмета или явления, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения [9, 21].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают, прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет – самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями. [24].

Так же все средства выразительности  объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.

Отсюда следует, что  все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов  в рисунках детей старшего дошкольного  возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Но, тем не менее, перед детьми в течение всего срока обучения нужно ставить задачи «на выразительность» все более усложняющееся по содержанию и касающиеся цвета, формы, композиционного построения рисунка, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решить все эти задачи в полной мере, ребёнок может в процессе сюжетного рисования.

 

1.3. Общее представление  о сюжетном рисовании

Основная цель сюжетного  рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержанием рисования всегда является некий сюжет.

Умение выделять главное  в сюжете связано с развитием  восприятия и аналитико-синтетического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами [15 с.131.]. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

То, что в натуре расположено  далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования.

Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при  построение сюжетного образа - это  то главное, что определяет содержания образа. Детей следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка [5 с.48.].

При овладении детьми композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно научить их располагать отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей.

Все эти средства выразительности, хотя и доступны детям старшего дошкольного возраста, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительного и систематического обучения со стороны педагога.

Затрудняется дошкольники и в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляются рано. Е.А. Флерина отметила, что на первых порах ребенок передает движение, динамику реальным моторным действием, словом, игрой [21 с.155.]. Такой способ воплощения динамичного образа для него даже более убедителен, чем изобразительный. Позднее самостоятельные поиски изобразительного способа передачи движения редко заканчиваются успехом. Это связано с той же особенностью, о которой говорилось выше: трудностью восприятия детьми изменчивой динамичной формы.

В деятельности дошкольников кроме слабостей восприятия сказывается  и несовершенство зрительного контроля в процессе рисования, неумение распределить внимание, видеть изображаемый предмет расчленено и одновременно целостно. Поэтому ошибки в передаче пропорций движения неизбежны. Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребенком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности. Однако следует при этом помнить о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.

Выделения в методике обучения детей сюжетному рисованию  связано с проблемой определения  содержания изобразительной деятельности [6 с.235.].

Содержание сюжетных рисунков детей старшего дошкольного возраста значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Задачи сюжетного рисования  в старшей группе следующие:

- научить изображению  смысловой связи между объектами,  передаче пространственных отношений  между ними;

- развивать композиционные  умения (рисовать на всем листе,  проводя линию горизонта);

- развивать чувство  цвета [18 с.78.].

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы. Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель  подводит детей к более правильному  композиционному использованию  листа бумаги при изображении  неба и земли, давая готовый фон  для неба. Так, при изображении  зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах [12].

В соответствии с сюжетом  определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий  теме (например, синюю или серую  бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над, чем дети работают самостоятельно. На темном фоне по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый [29].

В этом возрасте аналитическое  мышление у детей уже более  развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Теремок», «Волк, лиса и петух» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор  сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен понимать это, обучая детей сюжетному рисованию [18 с.67.].

При обучении старших дошкольников сюжетному рисованию необходимо:

- разнообразить содержание  детских рисунков, учить детей  самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;

- научить изменению формы предметов  в связи с их действиями  в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);

- развивать композиционные умения - научить передавать на листе  широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);

- развивать чувство цвета - учить  самостоятельно, передавать колорит,  соответствующий сюжету [15].

Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Сюжетный рисунок как  способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.

Таким образом, необходимо пробуждать у ребенка заинтересованность к  сюжетному рисованию. В этом могут  помочь литературные произведения, а именно сказки, требующие адекватного выражения чувства, отношения к окружающему миру, настроения, замысла ребенка.

 

 

 

1.4. Формирование сюжетного  рисования и выразительности  детских рисунков посредством  сказочных образов

В старшем дошкольном возрасте детей уже не удовлетворяет  изображение какого-то одиночного предмета, они всё больше увлекаются сюжетом. Рисуя на разнообразные темы, дети отражают в своих рисунках не только окружающую их действительность, но и сказочные образы.

Сказка забавляет ребенка, увлекает его загадочным сюжетом; слушая сказку, ребенок живет мыслями  и чувствами героев. Дети могут по нескольку раз слушать полюбившуюся им сказку, чтобы снова волноваться и переживать за судьбу героев.

Сказка способна быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем интенсивнее это эмоциональное  воздействие, чем выше художественный уровень сказки, тем интереснее и  многообразны детские рисунки [25].

Роль эмоции в осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того, какие переживания вызывают у ребёнка персонажи сказки, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка. Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребёнок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности.

Ребёнок отходит уже от абсолютно  точного воспроизведения сюжета и, стремясь выразить сущность явления, передаёт в своих рисунках выразительный  образ [22].

Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями  восприятия целостного сказочного сюжета. Вот почему одним из важнейших условий развития сюжетного рисования детей является формирование художественного образного видения. Воспитание образного видения сюжетов сказки стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка.

Ребёнок не просто воспроизводит, то, что слышит и видит, но по-своему истолковывает, домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.

Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В сказках воплощаются живые  и значительные представления о  подлинном мире. Сказки живо и ярко отображают народный быт, окружающую природу и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов. [25, 27]

В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать сказочность образа, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.

Информация о работе Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста