Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:57, дипломная работа
Цель исследования: теоретическим обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
3. Создать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18
1.4. Формирование сюжетного рисования и выразительности детских рисунков посредством сказочных образов…………………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя
2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28
2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36
2.3. Контрольное обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42
Выводы по главе 2………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….48
Литература………………………………
Творчество ребенка может проявляться не только в процессе рисования или пения, оно также проявляется даже в том, как он поставит перед собой тарелку и разложит столовые приборы.
Всем известно, что дети очень любят рисовать. Они рисуют все, и каждый их рисунок по-своему уникален и дорог.
Детские рисунки, как важный элемент творчества, это способ для ребёнка проявить себя. Зачем вообще ребенку нужно рисовать?
Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же художественная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные [11 с.45.].
Рисуя, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое.
Наконец, в рисунке
ребенок может передать свое видение
и ощущение окружающего мира, выплеснуть
страхи, отрицательные эмоции или
поделиться положительными. Недаром
детские рисунки психологи
Характерная черта художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.
Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции [25 с. 42.].
Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок хорошо расположен на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.
Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них - чисто познавательная, эстетическая, нравственная.
Каковы особенности художественного творчества старших дошкольников?
Рисунки ребенка становятся все ближе к реальности. И все же они, скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания.
Старший дошкольник, тем не менее, если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым сиденьем. Если старший дошкольник рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле [8 с.56.].
Рисунки мальчиков и девочек этого возраста имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких «работающих» деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству. [8 с.57.].
Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.
Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины. Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства [8 с.56.].
Основная задача обучения
рисованию в этом возрасте - помочь
детям познать окружающую действительность,
развить у них
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста
В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданные фантазией художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он – основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображение. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем выражено отношение автора к изображаемому предмету, явлению, его главная мысль - основная идея произведения.
Но любой образ должен быть выразителен.
Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. [6, с.233]
Выразительность детских рисунков — пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. [13, с.56]
Цвет, форма, композиция является средствами выразительности образа в детском рисунке. Поэтому, прежде всего, детский рисунок ценят за его выразительность.
Н. А. Ветлугина считает, что способность к образному творчеству у детей, прежде всего, проявляется в выборе содержания, в отборе предметов для воспроизведения [18].
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста.
Создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.
Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия формирования художественного образного видения [6].
Процесс создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей проявляется не только в сочинении сказочных сюжетов. Они проявляются в рисунках, темы которых взяты из самой действительности.
Фантазия проявляется, прежде всего, в усилии, подчеркивании определенных сторон образа, в заостренной цветовой или ритмической характеристике мира. В детских рисунках мы встречаемся подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава – эта форма выражения вымысла, творческой фантазии ребенка.
Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.
Образ в рисунке связан
с предварительным
Анализируя изобразительные замыслы старших дошкольников, мы находим в них не только отражение содержательной стороны будущего рисунка, но и представление об его композиции, о взаиморасположении персонажей, о цветовой характеристике этого рисунка и т.д.
Образы в рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т.д. Художественный образ, прежде всего, выигрывает на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют: они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора – ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму являются одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка [21].
Н. А. Ветлугина говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д. [21].
В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы.
Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу [24].
Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.
Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности.
Весьма характерно и
стремление ребенка к ритму. Ритм
– это повторяемость, чередование
и соразмерность элементов
Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется, прежде всего, за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета.
Интересы в этом смысле
некоторые особенности
Дети не до конца осмысливают как внутрипредметные, так и межпредметные связи. Некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого [9].
Для выражения пространственных связей ребенок изображает в рисунке такие черты предмета, которые обычно не воспринимаются глазом. В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов определенного расположения фигур. Мы видим лису, подкрадывающуюся к колобку или сидящую возле пенька, разговаривающую с колобком.
Следует остановиться также на роли деталей в процессе создания образов детьми.
Н. П. Сакулина утверждает, что в детских рисунках мы часто встречаемся с тем, что деталь оказывается исходным моментом замысла. А в процессе самого рисования композиционным центром [18].
Информация о работе Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста