Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическим обоснованием и практическим путём определить педагогические условия по использованию образа сказочного героя в сюжетном рисовании старших дошкольников, как средства повышения выразительности детских рисунков.
Гипотеза исследования: использование в сюжетном рисовании старших дошкольников образа сказочного героя, способствует повышению выразительности детских рисунков.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить исходный уровень выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.
3. Создать педагогические условия для повышения выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования образа сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о творчестве дошкольников и проявление творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности………………7
1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
1.3. Общее представление о сюжетном рисовании………………………………18
1.4. Формирование сюжетного рисования и выразительности детских рисунков посредством сказочных образов…………………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков при использовании образа сказочного героя
2.1. Организация диагностического обследования исходного уровня развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...28
2.2. Создание педагогических условий для развития сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников при использовании образа сказочного героя……………………………………………………………………36
2.3. Контрольное обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании……………………………………………………...42
Выводы по главе 2………………………………………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………….48
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

При рассматривании иллюстраций главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.

Во время работы над  иллюстрациями особенно тщательно  продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях  обращали внимание детей на цветовое решение, в других – на приемы передачи характерных предметов, в-третьих – на композиционные решения и т.д.

Обращали внимание детей  на выразительные средства, создающие  атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному  образу, своеобразный сказочный колорит).

На каждом занятии мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня навыков детей, в зависимости от сюжета сказки выделяли главные выразительные средства для передачи образа.

Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу. За несколько дней до занятия, предлагали ребятам выбрать эпизод из сказки, который они хотят нарисовать, спрашивали, где и как расположить героя сказки, что будет делать герой, чем можно дополнить рисунок. Эти вопросы помогали детям сформировать свой замысел, продумать план работы.

Кроме того, задавали вопросы, нацеливающие на создание более выразительного образа. Это помогала детям лучше  прочувствовать композицию будущего рисунка, более четко представить себе движения героя сказки, его одежду, ее цвет. Большая часть времени занятия использовалась для непосредственного выполнения задания.

На каждом занятии  параллельно с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят свободно владеть  кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.

В конце занятия, во время  анализа рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее  композиционное решение.

Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:

- Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;

- Под влиянием прочитанных, просмотренных и проигранных детьми сказок, обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;

- Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;

- Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла – в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.

Проделанная работа показывает, что использование сказочных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей.

Таким образом, проведенная  нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты, которые  отражены в контрольном этапе  эксперимента.

 

2.3. Контрольное  обследование динамики развития выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста при использовании образа сказочного героя в сюжетном рисовании

Завершающим этапом опытно-экспериментального исследования был контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: проверка усвоения детьми экспериментальной программы и выявление влияния применения сказочного образа на развитие сюжетного рисования и выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста. После формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

В контрольном этапе  эксперимента мы провели те же диагностические  методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

Результаты обследования детей были занесены в протоколы (Приложение  3, 4), а также в таблицу 2.3. и диаграммы.

В Таблице 2.3. представлено соотношение количества детей контрольной  и экспериментальной группы по уровням.

Таблица 2.3.

Уровень развития

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество 

%

Количество 

%

Высокий

2

13%

5

33%

Средний

8

54%

9

60%

Низкий

5

33%

1

7%


 

Сравним уровень развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании детей контрольной и экспериментальной группы в виде диаграмм

Рис. 2.1. Контрольная группа

Рис. 2.1.1. Экспериментальная группа

По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать  вывод, что у детей старшего дошкольного  возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и  навыков в сюжетном рисовании, использование  средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами опытно- практическая работа и позволила добиться хороших результатов.

Так в начале только 2 ребёнка в экспериментальной группе имели высокий уровень развития, 6 детей имели средний уровень развития, 7 детей имели низкий уровень развития. После проведения всех возможных видов работ мы получили следующие результаты: высокий уровень – 5 детей, средний уровень – 9 детей, низкий уровень – 1 ребёнок.

Отсюда следует, что в экспериментальной группе у детей повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании. Дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые решения, форму, композицию.

В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают  этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили  нам определить педагогические условия, влияющие на развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, а именно:

- Соблюдать правильный выбор произведений искусства с точки зрения поставленных задач. Требования к отбору произведений;

- Умело руководить восприятием искусства, учить замечать и видеть прекрасное;

- В формировании замысла помогать наглядным материалом, углубляя зрительный образ прочитанного, так как показ иллюстративного материала содействует нахождению ребенком различных способов изображения в передаче своего замысла;

- Знакомить со средствами выразительности через знакомство с произведениями искусства, что содействует обогащению способов изображения при использовании различных изобразительных материалов, нетрадиционных техник рисования;

- В целях формирования творчества, создания выразительного образа, применять наблюдения, словесное воссоздание образа, показ способов изображения, указания последовательности изображения.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при  планомерной, последовательной и систематичной работе педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, развитие сюжетного рисования и выразительности детских рисунков в процессе обучения рисованию будет проходить эффективно если:

- использовать в рисовании  образ сказочного героя;

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность сказочного мира.

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)

- работу по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков в процессе обучения рисованию проводить систематично и планомерно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

На основании  изложенного материала в главе  2, нами сформулированы следующие выводы:

1. Сюжетное рисование  и выразительность детских рисунков еще не достаточно развита у старших дошкольников, только малая часть детей имеют высокий уровень развития выразительности рисунков в сюжетном рисовании. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении.

2. Процесс развития сюжетного рисования в процессе обучения рисованию, будет проходить более успешно, если использовать образ сказочного героя.

3. Большое внимание  при проведении занятий с детьми  по обучению сюжетному рисованию, педагог должен предавать использованию детьми средств выразительности: цвета, формы, композиции. С этой целью необходимо включать в предварительную работу с детьми прослушивание сказки, просмотр кукольных спектаклей и мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам выполненные разными художниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взяв за основу труды  отечественных и зарубежных ученых, нами была проведена учебно-исследовательская работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств в развитии сюжетного рисования и выразительности рисунков старших дошкольников.

Выбрав объектом исследования, процесс развития сюжетного рисования, мы провели оценочную и обобщающую работу с литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития сюжетного рисования и выразительности рисунков детей старшего дошкольного возраста. Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся этой проблемы, можно сделать следующий вывод, что развитие сюжетного рисования и выразительности рисунков будет более эффективным, если:

- использовать в рисовании  образ сказочного героя;

- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность сказочного мира.

- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)

- работу по развитию сюжетного рисования и выразительности детских рисунков в процессе обучения рисованию проводить систематично и планомерно.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Все эти яркие эмоции позволяет отразить в детском рисунке образ сказочного героя. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают, прежде всего, за счет средств выразительности: цвета, формы, композиции.

Отсюда следует, что  все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов  в рисунках детей старшего дошкольного  возраста, а как следствие способствуют развитию сюжетного рисования. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.

Итак, образ сказочного героя возбуждает у детей сопереживание, эстетические эмоции, побуждая тем самым отразить свои переживания, в рисунке используя все доступные им средства выразительности.

Таким образом, педагоги стремятся развивать у детей способность передавать сказочный образ, используя все средства выразительности, что является одним из важнейших критериев оценки сюжетного рисования и творческого характера рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука: Популярное пособие для родит. и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991.
  3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983.
  4. Венгер Л.А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Л.М. Венгер, В.С. Мухина – М.: просвещение, 1988.
  5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. завед. – М.: Академия 1999.
  7. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  8. Казакова Р.Г., Сайгалова Т.И., Седова Е.И., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников – М.: Педагогика, 1983.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1976.
  12. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: «Просвещение», 1977.
  13. Лабунская Л. Изобразительное творчество детей. – М.; 1965.
  14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта – М.: Педагогика, 1981.
  15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой – М.; 1979.
  16. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. С.В. Парафеевой. – М.; «Просвещение», 1972.
  17. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.
  18. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.; 1965.
  19. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры – Волгоград: Учитель, 2009.
  20. Урунтаева Г.К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 1996.
  21. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956.
  22. Шайдулова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  23. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду – М.; 2003.
  24. Водянская М.С. ребёнок нуждается в творчестве! Переживания в красках. // Дошкольное образование. – 2002. - № 11 (83). – с. 22-23
  25.   Комарова Т.С. Сказочные образы в детских рисунках // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 2. – с. 54-56
  26. Комарова Т.С. Обучение детей формообразующим движениям в рисовании // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 1. – с. 42
  27. Королёва Т., Дмитриева В. Рисуем сказки // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – с. 34
  28. Сухинина О. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – с. 36-38
  29. Юхименко Н.В. В каждой каракуле, кляксе видеть звёзды, облака // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4. – с. 4-5

Информация о работе Образ сказочного героя в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста