Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
описать принципы русской пунктуации;
определить функциональную значимость знаков препинания;
выявить связь пунктуации с характером синтаксических построений в современном русском языке;
оценить характер нормы использования знаков препинания в авторских текстах;
определить основные методы и приёмы преподавания пунктуации;
привести систему упражнений по пунктуации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1Пунктуация как раздел науки о языке…………………………………………...5
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...5
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………
Приложение 2
Примерный план урока по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Цели: совершенствование умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
Структура урока:
Для достижения поставленных целей будут использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Этапы урока:
I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации)
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
ХОД УРОКА
I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
– Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?
Задание 1
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.
Хватит жевать давайте читать
Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.
(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)
– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?
Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).
Задание 2
В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.
Семейство Слонов перепугано: |
Семейство Слонов Рената Муха. |
– Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом? Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.
– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания в данном случае?
– Какую функцию выполняет в авторском варианте текста тире? (В первой части указано следствие, а во второй – причина.)
Главные вопросы сегодняшнего урока:
Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
Какова функция каждого из 10 знаков препинания?
Попробуем найти ответы на эти вопросы, проводя диалог с текстом.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
Приводим текст (отрывки из книги С.И. Абакумова «Методика пунктуации»):
Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <…>
Употребление большинства
знаков препинания в русском письме
регулируется по преимуществу именно
грамматическими (синтаксическими) правилами.
Особенно это относится к запятой.
Употребление запятой при однородных
членах предложения, для выделения
приложений, обособленных причастий
и деепричастий и т.д. обычно определяется
именно синтаксической структурой предложения.
Частично на грамматической основе строятся
также правила употребления точки
с запятой, двоеточия, особенно в
сложноподчиненных
Возможные вопросы:
– Каковы принципы русской пунктуации? Структурный, смысловой, интонационный.
– Какой принцип является ведущим?
Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что настоящее осмысление пунктуации, ее роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом.
Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.
Современная пунктуация исторически сложилась в стройную систему знаков, достаточно совершенную и гибкую для служения своему назначению. Системность пунктуации заключается прежде всего во взаимодействии ее принципов, условно расчленяемых, – структурного, смыслового и интонационного.
Заполняем таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров предложения из текста Н.Рериха (упражнение № 208, с. 110).
Комментарий для учителя: предлагаемая таблица может быть предъявлена учащимся (в зависимости от уровня подготовки класса) заполненной частично:
– только перечисление знаков препинания, чтобы учащиеся могли вспомнить и записать функции знаков препинания и примеры самостоятельно;
– перечисление знаков и указание функций тире и многоточия, так как речь на уроке идет в основном о предложениях с этими знаками;
– заполненной полностью, кроме колонки, в которую предлагается вписать примеры.
III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Изучение правил постановки
знаков препинания начинается с первого
класса. Что принес сегодняшний урок?
Придумайте вопрос, который мог бы
стать темой для сочинения-
Задание 1
Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно:
на безоблачном небе
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
Комментарий:
1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. (Должно быть двоеточие, так как в первой предикативной части следствие того, о чем говорится во второй; между частями можно вставить союз потому что, так как…)
2) Я взглянул в окно:
на безоблачном небе
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны. (Передача значений следствия в БСП.)
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии. (Означает пропуск связки в сказуемом.)
Задание 2
Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении:
Земля (1) кругла (2) на ней не скроешь тайны.
1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части ставится тире между подлежащим и сказуемым (1).
2) Предложение сложное,
бессоюзное. Между частями предложения
ставится двоеточие (2). В первой
части запятая отделяет
3) Предложение сложное,
4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.
Таблица
Функции знаков препинания
Знаки препинания |
Функция знаков |
Пример | |
1 |
Точка |
Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части |
|
2 |
Восклицательный знак |
A. Передают соответствующую |
|
3 |
Вопросительный знак |
||
4 |
Многоточие |
A. Отделительная |
1) Россия не только государство… |
5 |
Запятая |
A. Членение текста на значимые
в грамматическом и смысловом
отношении части |
|
6 |
Точка с запятой |
Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части |
|
7 |
Тире |
A. Означает пропуск связки в
сказуемом (подлежащее и |
2) Она – сверхгосударство, океан… |
8 |
Двоеточие |
Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) |
|
9 |
Скобки |
Выделение в предложении особо
значимых частей (обособление, выделение
слов и сочетаний, грамматически
не связанных с членами |
|
10 |
Кавычки |
Выделение цитат, «чужой речи» |
Домашнее задание:
1) продолжите заполнение
таблицы «Функции знаков
2) напишите сочинение-миниатюру «Многофункциональность тире в лирике М.Цветаевой»; «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).
Информация о работе Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе