Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
описать принципы русской пунктуации;
определить функциональную значимость знаков препинания;
выявить связь пунктуации с характером синтаксических построений в современном русском языке;
оценить характер нормы использования знаков препинания в авторских текстах;
определить основные методы и приёмы преподавания пунктуации;
привести систему упражнений по пунктуации.
Введение…………………………………………………………………………….3
1Пунктуация как раздел науки о языке…………………………………………...5
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...5
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………
Приложение 1
Содержание
Введение…………………………………………………………
1Пунктуация как раздел
науки о языке………………………………………….
1.1 Принципы русской пунктуации……………………………………………...
1.2 Функции знаков препинания в русском языке……………………………..11
2 Методы и приёмы преподавания пунктуации в школе……………………….17
2.1 Понятия «метод» и «приём» преподавания………………………………...17
2.2 Основные методы и приёмы преподавания пунктуации…………….…….24
2.3 Система упражнений по пунктуации……………………………….………25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………....
Приложение 1……………………………………………………………………...
Приложение 2……………………………………………………………………...
Приложение 3………………………………………………………………….…..
Введение
Пунктуация - система графических
внеалфавитных знаков и правила, кодифицирующие
нормы пунктуационного оформления письменного
текста — была и остается одним из важнейших
разделов лингвистики, изучение которого
во все времена было настолько актуально
и небесспорно, насколько неоднозначно
интерпретировалось
М. В. Ломоносов, Я. К. Грот, А. Б. Шапиро, В. И. Классовский, С. И. Абакумов, JL В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский, А. А. Реформатский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Ицкович, Л. Г. Веденина, Н. С. Валгина, А. Б. Пеньковский, Б. С. Шварцкопф, Д. Э. Розенталь - вот неполный перечень крупных русских ученых, чьи научные труды и практические пособия создали фундамент пунктуации как научного направления, так и учебного курса в русской пунктуационной школе.
Пунктуация как графическая система, функционирующая в современном русском литературном языке, складывалась в истории русского языка, изменяясь графически, фундаментально и качественно. Эти изменения происходили и происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика употребления знаков препинания всегда зависит от причин языкового и внеязыкового (экстралингвистического) характера.
Принципиальная электичность
русской пунктуационной системы уже становится
признанным фактом, и все реже раздаются
голоса с требованиями унифицировать,
упростить, подвести все правила под единый
критерий, ликвидировать
Признавая множественность и разноплановость факторов, определяющих выбор и употребление знака, можно определить функциональную значимость знаков препинания, однако сделать это сложно, поскольку действующая система правил является одновременно и жесткой, строго регламентированной, и подвижной, открытой для вариативного применения. Принято считать, что пунктуационные правила, действующие в современном русском письме, в большей своей части факультативны. Именно это и считается тем основным свойством пунктуации, которое дает возможность сообщать письменной речи точность, выразительность, логичность.
Влияние контекста на выбор
знака давно отмечено исследователями.
Однако, продолжая эту мысль, можно
говорить и о контексте отдельного
предложения, определяющего расстановку
знаков препинания. Влияние контекста
отдельного предложения может быть
понято и по-другому: когда выбор
единственного возможного знака
диктуется не лексическим
Выбор исследовательского направления нашей курсовой работы определен проблематикой, связанной с проблемами преподавания пунктуации в школе, которая обнаруживается в закрепленности за знаками общих значений, в стабильности и закономерности их применения. Изучению пунктуации в школе особое время уделяется в 8-9 классах. Именно функциональная значимость пунктуации таит в себе богатые возможности использования знаков в разных стилях, жанрах, родах литературы, в разных текстах и дискурсах. Этим и определяется актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования является методика преподавания пунктуации в школе.
Предметом исследования –
основные методы и приемы, которые
использует учитель в
Цель курсовой работы – проанализировать общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
Сформированный выше круг
проблем определил выбор
1 Пунктуация как раздел науки о языке
Пунктуацией называются правила расстановки знаков препинания и сами знаки препинания. Знаками препинания называются графические знаки, употребляющиеся на письме для расчленения смысловых отрезков текста, синтаксического и интонационного членения речи.
Система русской пунктуации опирается на смысловой, грамматический и интонационный принципы, находящиеся во взаимосвязи друг с другом: Хотел я смерти не орлу. Не хищникам чащобы — Я в друга выпустил стрелу Несправедливой злобы (Шефнер).
В предложении все знаки препинания разграничивают смысловые отрезки текста: запятая отделяет друг от друга обозначения однородных понятий (хищная птица, хищный зверь); тире выражает противопоставленность явлений (хищники, которых можно или нужно уничтожать, — и друг, которого надо беречь); точка свидетельствует о законченности мысли.
Все знаки препинания членят предложение на структурно-грамматические отрезки: запятая разделяет однородные члены, тире - две части бессоюзного сложного предложения, точка завершает повествовательное предложение.
Каждый из знаков "читается" и интонационно: запятая в этом предложении требует небольшой паузы, однотипности прочтения разделяемых ею однородных членов, тире свидетельствует о значительной и напряженной паузе, об изменении темпа и тона произнесения второй части; точка — о спокойном понижении голоса и большой паузе.
В отдельных случаях органичное слияние семантических, грамматических и интонационных условий в постановке знаков препинания отсутствует. Так, «в простом предложении группа подлежащего и группа сказуемого очень часто интонационно отделяются, тогда как по смыслу и структурно подлежащее и сказуемое неотделимы друг от друга» [9, с.62], например: Мысль эта // привела Левина в сильное волнение (Л. Толстой).
Стоящее в начале предложения обстоятельство тоже может быть интонационно отделено от остальной части предложения, например: С каждою неделей // он все реже вспоминал о Кити (Л. Толстой).
Очень часто деепричастные обороты, вводные слова, придаточные, по смыслу и структурно требующие обособления, интонационно выделяются вместе с союзом, после которого они стоят и который связывает однородные члены предложения или части сложного предложения:
30 сентября показалось
с утра солнце, // и, надеясь
на погоду, Левин стал решительно
готовиться к отъезду (Л.
Сначала он из одного чувства
сострадания занялся тою
Ливень был непродолжительный, // и, когда Вронский подъезжал на всей рыси коренного, вытягивавшего скакавших уже без вожжей по грязи пристяжных, // солнце опять выглянуло (Л. Толстой).
Следует заметить также, что
на интонационное членение предложений
оказывают влияние и
В подобных случаях постановка знаков препинания опирается на семантико-грамматическую структуру предложения. «Формально-грамматический принцип в постановке знаков препинания делает пунктуационные правила стабильными и общепринятыми» [19, с.72]. Только в этом случае пунктуация приобретает социальную значимость, способствуя улучшению общения между пишущим и читающим. Одинаковость понимания знаков препинания помогает пишущему точнее передать свои мысли и чувства, а читающему понять их правильно.
Преобладающее значение смыслового
и структурно-грамматического
Иногда пунктуация выполняет и более сложную функцию — экспрессивно-стилистическую: с ее помощью в определенных стилях речи передаются тончайшие оттенки смысла или чувства, которые не могут быть переданы лексически или грамматически. При этом «интонационный принцип в выборе и постановке знаков препинания оказывается чрезвычайно важным, так как в выражении экспрессии среди других средств интонация занимает одно из самых первых мест» [4, с.61].
Пунктуационная система
русского языка строится на синтаксической
основе, почти все пунктуационные
правила формулируются в
Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.
Употребление знаков препинания обусловлено, прежде всего, строением предложения, его синтаксической структурой.
Устойчивость русской пунктуационной системы объясняется в первую очередь тем, что определяющие ее принципы позволяют передавать на письме и смысловую, и синтаксическую, и в значительной степени интонационную структуру речи. Знаки препинания в большинстве случаев членят текст на связанные по смыслу и интонационно оформленные синтаксические единицы. Например: Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе. В этом тексте вопросительный знак и точки обозначают границы самостоятельных синтаксических единиц - предложений, выражающих в каждом случае относительно законченную мысль. Эти знаки препинания характеризуют также цель и интонацию высказывания и обозначают большие паузы в конце предложения.
Тире в первом предложении
соединяет именительный темы (Теркин)
со второй развивающей частью предложения
(кто же он такой?) и указывает
на предупредительную интонацию
и паузу между частями
Иными словами, В.К. Тредиаковский видел назначение пунктуации («препинания») в смысловом, интонационном и синтаксическом расчленение речи. М.В. Ломоносов подчеркнул смысловые и синтаксические функции знаков препинания: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположения к союзам». В русском языкознании различают три основных направления в понимании принципов пунктуации: логическое (смысловое), синтаксическое и интонационное. Сторонники логического направления считают основным назначением пунктуации смысловое членение речи и передачу смысловых отношении расчленённых частей. К ним относятся Ф.И. Буслаев, Д.Н. Овсянико-Куликовский, П.Н. Сакулин. Ф.И. Буслаев в вопросе об употреблении знаков препинания писал, - «Так как посредством языка одно лицо передаёт мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему» [12, с.83]. Синтаксическое понимание слов пунктуации находим у Я.К. Грота и С.К. Булича, которые считали, что пунктуация делает наглядным синтаксический строй речи.
Информация о работе Общие и частные приемы и методы преподавания пунктуации в школе