Обучение грамоте речи детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

В связи со спецификой данного исследования сосредоточим наше внимание на особенностях развития и коррекции письменной речи детей с ЗПР - младших школьников на уроках русского языка. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Таким образом, объект исследования – речевая деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционная работа при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – охарактеризовать методы коррекционной педагогики при обучении детей с ЗПР.

Содержание работы

Введение
1. Краткие сведения о развитии речи ребенка
1.1 Задержка психического развития (общая характеристика)
1.2.Ранняя диагностика отклонений в развитии
1.3.Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
2. Лечебная педагогика
2.1.Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР
2.2.Лечебно-педагогическая работа при ЗПР
3.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
3.1.Виды письма в коррекционной работе
3.2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
3.3.Коррекционная работа на фонетическом уровне
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конечный(3).docx

— 142.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Краткие сведения о развитии речи ребенка

1.1 Задержка психического развития (общая характеристика)

1.2.Ранняя диагностика отклонений в развитии

1.3.Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития

2. Лечебная педагогика

2.1.Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР

2.2.Лечебно-педагогическая работа при ЗПР

3.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников

3.1.Виды письма в коррекционной работе

3.2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений

3.3.Коррекционная работа на фонетическом уровне

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психика – это системное  качество мозга, реализуемое через  многоуровневые функциональные системы  мозга, которые формируются у  человека в процессе жизни и овладения  им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и т. д.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: внешний мир, природа, ее отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических  явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические  свойства.

Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью  которых создается объективная  картина окружающего мира, это  и внутренние потребности, мотивы, желания, цели и планы, интересы, склонности, мечтания человека, это и его чувства, переживания, состояния, отношения, взгляды  и убеждения. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии.

Ядро данной работы –  исследование возможностей и специфики  обучения детей младшего школьного  возраста с задержкой психического развития. Рассматривается, как обеспечить возможность успешного обучения этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность.  Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, развитию личности и межличностных отношений.

Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся  у  ребенка нарушений.  Эффективность предлагаемых приемов коррекционной педагогических приемов возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.

Вспомним о существовании  так называемых критических периодов развития речи ребенка, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех  или иных звеньев речевой системы, в связи с чем повышается ранимость нервных механизмов речевой деятельности. Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

1. 1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.

2. 3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.

3. 6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка.

В связи со спецификой данного  исследования сосредоточим наше внимание на особенностях развития и коррекции  письменной речи детей с ЗПР - младших  школьников на уроках русского языка. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Таким образом, объект исследования – речевая деятельность детей  с задержкой психического развития.

Предмет исследования –  коррекционная работа при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка в начальной школе.

Цель исследования – охарактеризовать методы коррекционной педагогики при  обучении детей с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

 

Речь является средством  общения людей и формой человеческого  мышления. Различают внешнюю и  внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней  речью. Разновидностями внешней  речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается  внутренняя (речь-«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется  постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления  речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы – сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств, а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы  в значительной степени зависят  от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается  его и физическое и психическое  развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических  процессов, а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с  периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, то есть формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти – десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10 – 12, а иногда и большего количества слов. Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается  по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически  правильная речь взрослых.

В этот период необходимо развивать  пассивный словарь (слова, которые  ребенок не произносит, но соотносит  с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей  речи).

К двум годам активный словарь  у детей насчитывает 250–300 слов. В  это же время начинается процесс  формирования фразовой речи. Сначала  это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они  усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка  полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь  у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам  спонтанно корригируются физиологические  нарушения звукопроизношения. К  шести годам ребенок правильно  произносит все звуки родного  языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически  овладевает грамматическим строем речи.    

Однако психомоторное  развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Последовательность психомоторного развития тесно связана  с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой.

Замедленный темп возрастного  развития может касаться одной или  нескольких функций, отмечаться на одном  или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует  профессионального подхода.

Родителям и педагогам  необходимо знать сроки нормального  психомоторного развития ребенка для  того, чтобы внимательно присмотреться  к малышу, создать наиболее благоприятные  условия для его развития.

 

1.1. Задержка психического развития

 

С точки зрения нарушения  познавательной деятельности  можно выделить следующие основные формы аномального психического развития:

- умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

- Задержка психического развития;

- Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами;

- Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральным параличом;

- Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом.

Особенностью задержки психического развития (ЗПР) является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушения различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Кроме того, в отличие  от олигофрении, у детей с задержкой  психического развития отсутствует  инертность психических процессов; они способны не только принимать  и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого  они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком  к норме уровне. Этим они качественно  отличаются от детей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность,

В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании  непривычно представленных предметов  и изображений, им трудно соединить  отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.

Эти специфические нарушения  восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность  их представлений об окружающем мире.

Одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность  образования связей между отдельными перцептивнымии и двигательными функциями.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела. Характерным признаком детей с ЗПР является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается  отставание в развитии речи, а также  достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.  

Характерной особенностью детей  с ЗПР является выраженное нарушение  у большинства из них функции  активного внимания.

Одной из часто встречающихся  особенностей нарушения внимания у  детей с ЗПР является его недостаточная  концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной  работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций.

Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, то есть у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.

Для многих детей с ЗПР  характерна своеобразная структура  памяти. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью  регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Категория детей с ЗПР  крайне неоднородна. У одних из них  на первый план выступает замедленность  становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции  поведения. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо  инфантилизм проявляется к концу  дошкольного и в начале школьного  возраста. У этих детей задержано  формирование личностной готовности к  обучению. 

Информация о работе Обучение грамоте речи детей с ЗПР