Обучение грамоте речи детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

В связи со спецификой данного исследования сосредоточим наше внимание на особенностях развития и коррекции письменной речи детей с ЗПР - младших школьников на уроках русского языка. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Таким образом, объект исследования – речевая деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционная работа при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – охарактеризовать методы коррекционной педагогики при обучении детей с ЗПР.

Содержание работы

Введение
1. Краткие сведения о развитии речи ребенка
1.1 Задержка психического развития (общая характеристика)
1.2.Ранняя диагностика отклонений в развитии
1.3.Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
2. Лечебная педагогика
2.1.Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР
2.2.Лечебно-педагогическая работа при ЗПР
3.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
3.1.Виды письма в коррекционной работе
3.2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
3.3.Коррекционная работа на фонетическом уровне
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конечный(3).docx

— 142.65 Кб (Скачать файл)

При других формах задержки психического развития преобладает  задержанное развитие различных  сторон познавательной деятельности.

 

1.2. Ранняя диагностика отклонений в развитии

 

Диагностика отклонений в  развитии основывается на знании общих  и специфических закономерностей  психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.

Диагностика носит комплексный  характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической  медицины (педиатрии, детской психоневролгии), а также медицинской генетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.

Важной задачей диагностики  является установление структуры ведущего нарушения развития, вторично связанных  с ним отклонений в развитии с  учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной  системы.

Методология психолого-педагогического  обследования основывается на целостности  и конкретности педагогической диагностики. На первом этапе оценивается имеющийся  уровень психического развития, на последующем – определяется зона ближайшего развития.

Во всех случаях педагогу и психологу важно оценить  обучаемость ребенка, то есть возможность усвоения знаний и способов действий.

Методика обследования включает наблюдение за игрой и поведением ребенка, оценку коммуникативного поведения, контактности ребенка, адекватность его  реакций на одобрение и неудачи  в работе и замечания педагога.

Важное значение имеют методы диагностики развития в обучении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева, 1992).

Для оценки уровня умственного  развития, наряду с качественным психолого-педагогическим анализом, используются различные адаптированные традиционные психометрические тесты.

Особенно большое значение придается индивидуальному диагностическому эксперименту, который представляет собой реализацию экспериментально-генетического  метода Л.С.Выготского, а также методу «педагогической оценки».

Коммуникативное поведение  с самого начала своего формирования является интегративным процессом. Поэтому у детей с самыми различными отклонениями в развитии этот процесс  может нарушаться.

Оценка коммуникативного поведения у детей с различными отклонениями в развитии имеет важное диагностическое значение. Развитие речи – это, по существу, овладение  разными способами общения на основе усвоения грамматических закономерностей  родного языка. Таким образом, развитие речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь эта очень сложная  и неоднозначная, что определяет необходимость специальной оценки коммуникативного поведения у различных  категорий детей с отклонениями в развитии.

 

1.3.Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития

 

Формирование готовности к школьному обучению у ребенка  в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционирования ЦНС. Обучение и активная умственная деятельность ребенка в обучении являются мощными факторами, ускоряющими биологический процесс созревания ЦНС.

Обучаемость рассматривается как восприимчивость к обучению, к дозированной помощи, способность к обобщению, построению ориентировочной основы деятельности (Б.Г.Ананьев, Н.А.Менчинская,  З.И.Калмыкова, А.Я.Иванова, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Важное значение имеет не только интеллектуальная, но и личностная и социально-психологическая готовность к обучению. Среди этих параметров важно учитывать волевую готовность ребенка к школе.

У.В.Ульяненкова разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития. Среди этих параметров выделены следующие структурные компоненты учебной деятельности:

- ориентировочно-мотивационные;

- операционные;

- регуляторные.

На основании этих параметров автором была разработана уровневая  оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР. Эта оценка проводилась в процессе диагностического обучения, которое включало ряд заданий типа выкладывания елочки из геометрических фигур, рисования флажков по образцу, а также выполнения заданий по вербальной инструкции взрослого.

Автор выявила принципиальные различия в выполнении этих заданий  нормально развивающимися дошкольниками  и детьми с ЗПР. Нормально развивающийся  дошкольник в процессе выполнения этих заданий легко обучался работать по заданию взрослого, контролировать свои действия, адекватно оценивать  свои успехи и неудачи.

У шестилетних детей с  ЗПР была выявлена более низкая способность  к обучению, отсутствие интереса к  занятию по заданию, отсутствие саморегуляции и контроля, а также критического отношения к результатам своей работы. У этих детей отсутствовали такие важные показатели готовности к обучению как:

- несформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности;

- недостаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания;

- отсутствие речевой саморегуляции.

С.Г.Шевченко было показано, что неготовность детей с ЗПР  к обучению выражается в несформированности сюжетно-ролевых игр и представлений об окружающем мире.

Важным показателем готовности детей к обучению грамоте является ориентировка их в речевой деятельности (Р.Д.Тригер). На основе совершенствования сенсорного языкового опыта ребенок должен овладеть элементарными навыками звукового анализа, он должен уметь последовательно вычленять звуки из слов, устанавливать их последовательность и место в слове.

Важное значение также имеют:

- оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения;

- развитие функции активного внимания и памяти.

Диагностика готовности ребенка  к школьному обучению очень важна. Существуют различные подходы к  проведению этой диагностики. В последние  годы в Институте коррекционной  педагогики разработан психодиагностический комплекс, включающий три методики:

1. Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л.И.Переслени и В.Л.Подобедом.

2. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равека в модификации Т.В.Розановой.

3. Методика диагностики словесно-логического мышления, разработанная Э.Ф.Замбациявичене по принципу, использованному Р.Амтхауэром и модифицированная  Л.И.Переслени и Е.М.Мастюковой, прошедшая экспериментальную проверку (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989, 1990).

Эта методика предназначена  для диагностики прогностической  деятельности, которая сама по себе является важным нейропсихологическим показателем готовности ребенка  к обучению, с учетом особенностей развития внимания, памяти и мышления.

Знание четких результатов  диагностики позволяет педагогу максимально эффективно выстраивать  коррекционную работу на уроке в  соответствии с принципами лечебной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА  

 

Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений, которые могут привести к стойкой инвалидизации, школьной и социальной дезадаптации.

Лечебная педагогика –  это комплексное воздействие  на организм и личность ребенка. В  ее задачи входит стимуляция умственного  и физического развития, коррекция  имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных  функций) с целью всестороннего  развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться  на сохранные функции и возможности  ребенка.

Лечебная педагогика тесно  связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, с детской невролгией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых  методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций  и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

На основе анализа структуры  ведущих нарушений, обусловливающих  отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и специфически-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главный принцип лечебной педагогики – тесная взаимосвязь  лечебного и педагогического  процессов.

При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий  с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы.

1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конституции о правах ребенка, максимально стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка на сохранение своей индивидуальности.

2. Включение в коррекционно-развивающие  занятия всех, в том числе и  самых тяжелых детей с множественными  отклонениями в развитии, разрабатывая  для каждого из них индивидуальную  развивающую и коррекционную  программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.

5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности развития и социальной адаптации.

6. Педагогический прогноз определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.

7. Ко всем детям, особенно  физически ослабленным, легко  возбудимым, неуравновешенным следует  относиться спокойно, ровно, доброжелательно.

8. Разрабатывать для каждого  ребенка совместно с врачом  программу по рациональной организации,  гигиене умственной и физической  деятельности, направленной на предупреждение  утомления.

9. Помнить, что признаками переутомления, наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением двигательной координации, является нарушение сна. При переутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раздражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.

10. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

11. Весь персонал, работающий с ребенком, должен соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка – профессиональная тайна специалистов.

12. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.

13. Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребенка.

14. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.

15. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.

16. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.

При разработке специальной  методики воспитания и обучения следует  опираться на общие и специфические  закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии. Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать  у ребенка все продуктивные виды деятельности.

Таким образом, выстраивая систему  уроков, следует особое внимание уделить  таким аспектам: обеспечение мотивационной  стороны деятельности ребенка; формирование психологической базы речи; развитие различных форм познавательной деятельности.

Информация о работе Обучение грамоте речи детей с ЗПР