Обучение грамоте речи детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

В связи со спецификой данного исследования сосредоточим наше внимание на особенностях развития и коррекции письменной речи детей с ЗПР - младших школьников на уроках русского языка. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Таким образом, объект исследования – речевая деятельность детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекционная работа при обучении детей с ЗПР на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – охарактеризовать методы коррекционной педагогики при обучении детей с ЗПР.

Содержание работы

Введение
1. Краткие сведения о развитии речи ребенка
1.1 Задержка психического развития (общая характеристика)
1.2.Ранняя диагностика отклонений в развитии
1.3.Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
2. Лечебная педагогика
2.1.Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР
2.2.Лечебно-педагогическая работа при ЗПР
3.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
3.1.Виды письма в коррекционной работе
3.2.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
3.3.Коррекционная работа на фонетическом уровне
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

конечный(3).docx

— 142.65 Кб (Скачать файл)

 

2.1.Принципы лечебно-педагогической работы при задержке психического развития

 

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Среди учащихся младших классов  число таких детей колеблется от 5 до 11%.

Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений  об окружающем мире, низкий уровень  познавательной активности, недостаточная  регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и  переработке перцептильной информации. Кроме того, у большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой – эмоционально- волевые нарушения по тпу психического инфантилизма.

На основе неврологического анализа у детей раннего возраста выделено два типа задержки психического развития. Доброкачественная, или неспецифическая, не связана с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либо терапевтических мероприятий. Специфическая, или церебрально- органическая, задержка развития связана с повреждением мозговых структур и его функций.

Исходя из такого определения  специфической и неспецифической  задержки возрастного развития, можно  заключить, что даже общие внешние  факторы в одних случаях вызывают лишь некоторую задержку темпа становления  возрастных функций, в других – приводят к дисфункции мозга, которая наряду с задержкой развития проявляется  различными психоневрологическими  нарушениями.

С практической точки зрения, дифференциация  специфической и неспецифической задержки возрастного развития, то есть по существу патологической и непатологической задержки, чрезвычайно важна в плане определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности лечения, обучения и социальной адаптации.

Неспецифическая задержка развития проявляется в некотором запаздывании становлении двигательных и (или) психических  функций, которое может выявиться  на любом возрастном этапе, относительно быстро компенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и (или) психопатологическими симптомами. Она может проявляться как  в виде общего (тотального) отставания в развитии, так и в виде частичных  задержек в становлении тех или  иных нервно-психических функций. Неспецифическая  задержка развития легко поддается  коррекции путем ранней стимуляции психомоторного развития.

Специфическая задержка развития связана с изменениями структурной  или функциональной деятельности мозга. Наряду с тяжелыми заболеваниями  нервной системы у таких детей  отмечаются нерезко выраженные неврологические нарушения, которые выявляются лишь при специальном неврологическом обследовании. Это так называемые признаки минимальной мозговой дисфункции. У многих детей с этой формой ЗПР обнаруживается двигательная расторможенность – гиперактивное поведение. Появление такого ребенка всегда вносит беспокойство, он бегает, суетится, ломает игрушки. Также многие из них отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Большинство детей не способны к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством. Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Таким образом, дети с задержкой  психического развития – это очень полиморфная группа. У некоторых из них отставание в развитии, в первую очередь, связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это дети с инфантилизмом. Они достаточно изобретательны и неутолимы в игре, им свойственна живость воображения, фантазия, непоседливость, изобретательность с преобладанием положительных эмоций и хорошего настроения. Вместе с тем, у них слабо развиты интеллектуальные интересы, отмечается недостаточная устойчивость активного внимания и регуляция собственной деятельности. Для этих детей характерна повышенная живость и выраженный интерес к окружающему. Вместе с тем, имеет место отставание в созревании компонентов формирующейся личности, задержка в созревании абстрактно-логического мышления с преобладанием конкретно-действенного и наглядно-образного.

Особенности психической  деятельности детей  с ЗПР обусловлены несформированностью у них  интегративной деятельности мозга. Известно, что интегративность – взаимодействие различных функциональных систем – является основой нормального психического развития ребенка. Таким образом, для детей с ЗПР характерна недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями. Так, ребенок может затрудняться в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зрения. Он также испытывает затруднения при воспроизведении ритма, воспринимаемого на слух, а также графически или моторно.

При ЗПР часто наблюдается  отставание в развитии речи, также  достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет  место недостаточность тонких и  дифференцированных движений. Некоторые  дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем, в  результате чего недостаточно понимают обращенную к ним речь.

Для многих детей с ЗПР  характерно выраженное нарушение функции  активного внимания и своеобразная недостаточность памяти.

Кроме того, у многих из них  к началу школьного обучения не сформированы многие высшие психические функции, такие как пространственный и  предметный гнозис, праксис, фонематический анализ, динамический и кинестетический праксис, а также функции программирования на смысловом уровне и мнестической деятельности.

В специальных исследованиях  также показано значительное отставание у детей с ЗПР деятельности общения со взрослыми.

 

2.2.Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития

 

Проблема изучения и подготовки к обучению детей с ЗПР в  течение последних двадцати лет  интенсивно разрабатывалась сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина). На основании этих исследований были составлены программы подготовки к школе детей с ЗПР, а также программы для начальных классов школ для детей с ЗПР.

Авторами подчеркивается особое значение развития у этих детей  наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Ребенка необходимо научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом, научиться выделять основные признаки предметов и явлений окружающей действительности, сравнивать предметы, обобщать их в  группы и логично рассказывать о результатах своей деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа. Важное значение придается развитию внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности. Особое внимание уделяется формированию дифференцированного восприятия различных языковых средств, на накопление активного и пассивного словаря, коррекцию имеющихся речевых нарушений. Ребенка учат выделять в устной речи слова, а затем и предложения, слышать паузу и интонацию, в соответствии со знаками препинания в конце предложения. Особое внимание уделяется работе по развитию у детей умения слышать и выделять в слове отдельные звуки. Проводится специальная логопедическая работа по выработке у ребенка четкой артикуляции всех звуков речи. Ребенка готовят к усвоению  устного звукового анализа.

Большое место отводится  обучение составлению рассказов  по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя  прием сравнения, «готовят» руку к письму. Важно развивать у  ребенка умение составлять простые  и распространенные предложения, выделять их в рассказе, делить предложения  на слова.

Детей с ЗПР важно научить  ориентироваться в звуковой речи, то есть развивать у них звуковой анализ слов. Специальные исследования показали, что для детей с ЗПР  наиболее доступным является выделение  ударного гласного звука, стоящего в  начале слова, и конечного согласного. Наиболее распространенной ошибкой  у них является выделение слога  вместо звука при вычленении начального согласного (например, в слове мак ребенок выделяет ма вместо м). У нормально развивающихся детей на определенном этапе их развития тоже   наблюдаются такого рода ошибки. Однако у детей с ЗПР они являются стойкими, и требуется специальная коррекционная работа для их преодоления. Также ребенок легче выделяет отдельный гласный в словах, где он составляет отдельный слог (аист). Согласный звук в начале слова наиболее легко выделяется в словах, где он занимает обособленное положение (слон). Важно отметить, что дети с ЗПР, даже владея приемом выделения звука из состава слова, самостоятельно им не пользуются.

Важное значение при ЗПР имеют специальные коррекционные упражнения по развитию у детей предметного и пространственного гнозиса, праксиса, фонематического анализа, функций активного внимания, памяти, а главное – регуляции целенаправленной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости  от того, какой вид ее нарушен. При  нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении  рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.

1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в лова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений.

На уроках рекомендуется, по итогам диагностики, реализовывать  систему коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи. Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс написания или переписывания. Необходимо обеспечить разнообразную речевую практику учащихся – для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Для этих целей существуют разнообразные упражнения, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом и хлопками и т.д.), то есть в некоторой степени мы формируем операции письма без тетради и ручки. Занимательный речевой материал также должен способствовать снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе занятия.

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная  устной речи. Это вторичная, более  поздняя по времени возникновения  форма существования языка. Для  различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь(сравним фольклор и художественную литературу).Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо  есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических  элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется  постоянным составом знаков».

Русское письмо относится  к алфавитным системам письма. Алфавит  ознаменовал переход к символам высших порядков и определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и мышление объектами познания. «Только письменность позволяет выйти за ограниченные пространственные и временные рамки  речевой коммуникации , а также сохранить воздействии речи и в отсутствие одного из  партнеров. Так возникает историческое измерение общественного самосознания».

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуется в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических , оптических и кинестетических раздражений (Л. С. Выготский, Б.Г. Ананьев). Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи, отмечая , что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций(забегания вперед, повторов и т.п.).Собственно письмо включает ряд специальных операций:

Анализ звукового состава  слова, подлежащего записи. Первое условие  письма – определение последовательности звуков в слове. Второе – уточнение  звуков, т.е. превращение слышимых в  данный момент звуковых вариантов в  четкие обобщенные речевые звуки- фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;

Информация о работе Обучение грамоте речи детей с ЗПР