Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать сущность влияния игры на познавательную деятельность младшего школьника.
Объект исследования – игра в развитии младшего школьника.
Предмет исследования – повышение познавательной активной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью игр.
Гипотеза: предполагаем, что игра влияет на познавательную активную деятельность младшего школьника при целенаправленном ее внедрении в учебно-воспитательный процесс.
Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую основу познавательной деятельности младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»………………………………………………………………………..6
1.2.Роль познавательной активности в развитии младшего школьника...7
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста…12
Выводы по I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Игра – как одно из средств воздействия на познавательную деятельность младшего школьника……………………………………………….18
2.1. Игровая деятельность младших школьников……………………….18
2.2. Виды игр младшего школьника……………………………………...20
2.2.1.Дидактические игры……………………………………………….22
2.2.2.Развивающие игры………………………………………………...24
2.2.3.Деловая игра……………………………………………………….31
2.2.4. Подвижные игры………………………………………………….33
Выводы по II главе…………………………………………………………………34
Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте…………………..35
3.1.Подготовка и проведение констатирующего эксперимента………...36
3.2. Описание игр на развитие логического мышления у детей………...38
3.3. Проведение формирующего эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………………………….43
Выводы по III главе………………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………..6

            1.1.Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»………………………………………………………………………..6

            1.2.Роль познавательной активности  в развитии младшего школьника...7

            1.3. Возрастные особенности ребенка  младшего школьного возраста…12

Выводы по I главе…………………………………………………………………..17

Глава II. Игра – как одно из средств воздействия на познавательную деятельность младшего школьника……………………………………………….18

             2.1. Игровая деятельность младших  школьников……………………….18

             2.2. Виды игр младшего школьника……………………………………...20

                2.2.1.Дидактические игры……………………………………………….22

                2.2.2.Развивающие игры………………………………………………...24

                2.2.3.Деловая игра……………………………………………………….31

                2.2.4. Подвижные игры………………………………………………….33

Выводы по II главе…………………………………………………………………34

Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте…………………..35

            3.1.Подготовка и проведение констатирующего  эксперимента………...36

            3.2. Описание игр на развитие логического мышления у детей………...38

            3.3. Проведение формирующего эксперимента  и анализ полученных результатов………………………………………………………………………….43

Выводы по III главе………………………………………………………………...46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….52

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы активизации  познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают  всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках и внеклассной деятельности игр.

Проблема соотношения  игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.

Представители первого  направления утверждают, что с  началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.

Представители другой точки  зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах  непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.

«Игра является ведущей  деятельностью лишь в дошкольном возрасте» – говорят одни. «Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью» – не соглашаются с ними другие.

Необходимо отметить, что и та, и другая позиции весьма уязвимы. Так, например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе. В то же время широко известны факты, когда игра не помогает младшим школьникам обучаться, а, наоборот, уводит их от учебных задач. Учителя, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, мешают им сосредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.

Психологи считают, что  младший школьный возраст несет  в себе большие нереализованные  возможности в познании окружающего мира.

Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.

Исследуемая нами проблема нашла отражение  в  фундаментальных  работах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Д. Локка, Ж-Ж Руссо, А.К. Марковой,  Ж.Н. Тельновой, Г.И. Щукиной и др. 

Цель исследования – исследовать сущность влияния игры на познавательную деятельность младшего школьника.

Объект исследования – игра в развитии младшего школьника.

Предмет исследования – повышение познавательной активной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью игр.

Гипотеза: предполагаем, что игра влияет на познавательную активную деятельность младшего школьника  при целенаправленном ее внедрении в учебно-воспитательный процесс.

Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета исследования  нами были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть психолого-педагогическую основу познавательной деятельности младшего школьника.

3. Определить влияние игры на развитие младшего школьника.

4. Провести  в условиях  педагогической практики опытно  – экспериментальную работу на  выявление  уровня логического мышления.

В работе использовались следующие педагогические методы исследования:

    1. изучение научной, психолого-педагогической литературы;
    2. наблюдение;
    3. педагогический эксперимент;
    4. тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников 

 

1.1. Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»  

Прежде чем говорить о понятии  «познавательная деятельность»  обратимся к рассмотрению понятия  «деятельность».

Так Немов Р. С. определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования»1.

Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь  под деятельностью понимает «динамическую  систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».

Деятельность это и  активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и, в конечном счете, преобразовал самого себя. «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей»2.

Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки – создать условия для роста культурных растений.

Итак, подводя итоги  выше сказанному, можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека.

 

1.2. Роль познавательной  активности в развитии младшего школьника

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный  и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных  социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как  показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении».

Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений.

Ряд ученых рассматривают  познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании»  утверждает идею единства физического  и духовного развития известным  тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает  автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути.

Проводя идею единства физического  и духовного развития, авторы находят  важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента  полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.

Достаточно популярна  и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность  и напряженность. Множество работ  отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П. Н. Груздев и Ш. Н. Ганелин, Р. Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Т. И. Шамова пишет: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей»3.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет 
«познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму4.

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует  анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»5.

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте