Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа
Цель исследования – исследовать сущность влияния игры на познавательную деятельность младшего школьника.
Объект исследования – игра в развитии младшего школьника.
Предмет исследования – повышение познавательной активной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью игр.
Гипотеза: предполагаем, что игра влияет на познавательную активную деятельность младшего школьника при целенаправленном ее внедрении в учебно-воспитательный процесс.
Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую основу познавательной деятельности младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»………………………………………………………………………..6
1.2.Роль познавательной активности в развитии младшего школьника...7
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста…12
Выводы по I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Игра – как одно из средств воздействия на познавательную деятельность младшего школьника……………………………………………….18
2.1. Игровая деятельность младших школьников……………………….18
2.2. Виды игр младшего школьника……………………………………...20
2.2.1.Дидактические игры……………………………………………….22
2.2.2.Развивающие игры………………………………………………...24
2.2.3.Деловая игра……………………………………………………….31
2.2.4. Подвижные игры………………………………………………….33
Выводы по II главе…………………………………………………………………34
Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте…………………..35
3.1.Подготовка и проведение констатирующего эксперимента………...36
3.2. Описание игр на развитие логического мышления у детей………...38
3.3. Проведение формирующего эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………………………….43
Выводы по III главе………………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Очень распространена точка зрения о том, что маленький ребенок существует наполовину в своем мире – мире своих фантазий. Но на самом деле воображение ребенка развивается в силу получения им какого-то опыта, постепенно. Просто не всегда малыш имеет достаточно жизненного опыта, чтобы объяснить что-то новое, столкнувшись с ним впервые в жизни, и объясняет это по-своему. Эти объяснения взрослые часто находят неожиданными и оригинальными. Но если попробовать поставить перед ребенком специальную конкретную задачу (что-то придумать или сочинить), то многие теряются от этого – отказываются выполнять задание, либо выполняют его без творческой инициативы – неинтересно. Поэтому и необходимо развивать воображение ребенка, и наиболее подходящий возраст для его развития - это дошкольное и младшее школьное детство.
Для того чтобы игра младшего школьника носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:
В играх младшего школьника может быть использован любой материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них (викторина). Игрой может стать любой вид деятельности (интеллектуальная, изобразительная, речевая, двигательная и др.). Это могут быть настольные, подвижные, режиссерские игры.
Действуем в уме
Возможность думать, размышлять в уме, считать «про себя»,
а не вслух — это компонент рефлексивной
способности человека. Для тренировки
действий в уме лучше всего использовать
специальные игры, среди которых игры-лабиринты
и игры с поворотами, они интересны и для
детей, и для взрослых.
Лабиринты
В играх-лабиринтах важно не только найти
верный путь, но и «держать в уме» правило
выхода из лабиринта. Каждый раз альтернативу
выбора следующего хода надо соотносить
с правилом. Получается, что глазами "бежать"
легко и быстро, но теряется «дорога»,
а трудно в уме удерживать правило, постоянно
при каждом выборе направления возвращаясь
к нему.
Игры с поворотами
Игры с поворотами ставят играющего в ситуацию необходимости действовать в уме: мысленно поворачивать предметы, подчинять свои действия определенным правилам, планировать свои действия и их последовательность, то есть разрабатывать стратегию решения задачи. Важно при выполнении задания учитывать поворот фигуры или ее частей, а также изменение положения в пространстве самого играющего.
Наличие образца (исходной картинки) дает возможность проконтролировать правильность своих действий в уме. Например, на рисунке слева предлагается раскрасить кошку по образцу при изменении ее положения в пространстве (лежа на спине, на животе и т.п.).
Если ребенку сложно выполнять самые легкие из предлагаемых заданий, то эти задания всегда можно "проиграть" на предметах, Поворачивая предмет в пространстве, можно нарисовать получившееся расположение его частей с учетом точки отсчета (места, с которого на него смотрят).
В этих заданиях развивается
способность ориентироваться в
пространстве, представлять мысленно
различные предметы в пространстве.
Партнерские игры
Задача прогнозирования и планирования своих действий в зависимости от действий партнера по игре ставится ребенком уже в 6-7 лет. Формируется это умение в игровой деятельности, в партнерских играх. Это все разновидности игр с правилами: настольные, настольно-печатные и подвижные игры (например, домино, лото, игры-бродилки, шашки, шахматы, конструирование, догонялки и т.п.).
Умение планировать, прогнозировать, выстраивая выигрышные стратегии, развивается в таких играх, как «Крестики-нолики», «Морской бой», «"Шашки», «Шахматы» и др.
«Крестики-нолики» — одна из самых распространенных среди детей игр. Она хороша как развивающая стратегию игры для дошкольников и первоклассников. Играют на поле 3x3, договариваясь, кто выбирает крестики, кто — нолики. "Крестики" начинают. Каждый играющий ставит свой значок по очереди в одну из клеток. Побеждает тот, кому удалось поставить 3 своих значка в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали. Эта игра отличается тем, что всегда можно сделать ничью. Но чтобы игрок, вступающий в игру вторым, это обнаружил, стратегию собственного выигрыша надо сменить на стратегию «не дать выиграть начинающему». После того как оба игрока это поняли, интерес к игре пропадает. Начинающий игру может все же выиграть, если заметит ошибку партнера, который стремится выстроить свой ряд, а не запереть его ходы. Вариантом классической игры «Крестики-нолики», усложняющим ее и требующим смены стратегии, является добавление одной клетки в любое место к полю 3x3, получается 10 клеточное поле. Правила обычные.
«Морской бой» проводится на листах в клетку. Двое
участников играют, скрывая свои записи,
друг от друга. Каждый играющий рисует
две таблицы 10x10 клеточек, Таблицы представляют
собой координатную сетку, столбцы которой
обозначены буквами от «А» до «К», а строки
— цифрами от 1 до 10, Таким образом, каждая
клетка таблицы обозначается сочетанием
цифры и буквы.
В одной таблице играющие расставляют
все свои корабли. Вторая таблица — карта
расположения кораблей противника. Она
заполняется в ходе игры. Всего можно расположить
10 кораблей, которые не должны соприкасаться
ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный
(т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных,
три двухпалубных, четыре однопалубных.
Право первого хода определяет жребий.
Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит "промах". Если там есть корабль, то игрок говорит "попал", уточняя "ранил" или "убил". Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся. Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.
В игре вырабатывается стратегия расположения своих кораблей, чтобы их спрятать, и прогнозируется возможное расположение кораблей противника. Важно во внутреннем плане ставить задачу прогнозирования расположения кораблей противника: «... как бы я поставил оставшиеся корабли, если...» после обнаружения каждого нового неприятельского корабля. Выигрывает тот, у кого отработаны тактики и лучше стратегии, как планирования, так и прогнозирования.
«Шашки», «Шахматы» — традиционные и замечательные игры,
которые учат думать над ходами, анализировать
действие противника. Это соревнования
стратегий, как интеллектуальных, так
и личностных. Существуют игры, в которые
можно играть на той же самой шахматной
доске, но с гораздо меньшим количеством
шахматных фигур. Такие задания можно
найти в любом пособии для начинающих
шахматистов. Эти игры гораздо лучше подходят
детям, потому что они проще. Они готовят
почву для «больших» шахмат, обучая их
умению думать над ходами, предугадывать
ходы противника, аккуратности, последовательности
в действиях, умению не обижаться при проигрышах.
Игры с картинками
В последнее время появились игры для младших школьников, развивающие умение строить игровые стратегии. Игровым материалом для них служат 40 карточек с изображением героев либо одной сказки, либо одного мультфильма (волшебные сказки, мультфильмы "Немо", "Аладдин", "Ледниковый период"), 20 из них — команда положительных героев, остальные 20 — команда отрицательных героев сюжета.
Каждая карточка одной из команд с изображением героя имеет определенную численно выраженную ценность. Ценность каждого героя обозначена числом от 1 до 20, расположенным на карточке с его изображением. На основе этого игрового материала существуют разные игры, имеющие свои правила. Вот одна из них.
Играют двое, каждый играющий выбирает свою команду героев (набор из 20 карточек), они случайно перемешиваются, игроки кладут свой набор перед собой стопкой картинкой вниз. Одновременно оба игрока открывают и выкладывают на середину верхнюю картинку, сравнивая, чей герой сильнее. Тот, чья карточка сильнее, забирает обе картинки себе. И далее, до конца стопки. После того как все картинки разыграны, подсчитывается общее число баллов каждым игроком. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.
Все-таки игра и учеба – это два разных вида деятельности. К сожалению, школа отводит не так много места развивающим играм, сразу пытается навязать младшему школьнику подход к любой деятельности с точки зрения взрослого человека. Школа несколько недооценивает большую организационную роль игровой деятельности. Перескакивания с игр к каким-то серьезным занятиям очень резок – необходимо заполнять этот разрыв переходными формами, подготавливающими к уроку или приготовлению домашнего задания. И важная задача учителя в школе и родителей дома – сделать этот переход наиболее плавным.
2.2.3. Деловая игра
Форма деловых игр
наилучшим образом
Одним из основных принципов
технологии игровой деятельности является
принцип рационального
Жизнь настоятельно требует «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию образования, а значит, и существующую теорию и технологию массового обучения, которая должна быть нацелена на формирование сильной личности, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Развитию этих качеств способствуют игровые формы обучения.
Благодаря тому, что деловая игра содержит в себе достаточную адекватность отображения действительности, высокую скорость проведения и чёткую структуру подведения итогов, небольшие затраты, вариативность и инвариантность, она является важным методическим средством обучения школьников.
Все участники игры охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; деловая игра является коллективным методом обучения, тогда как традиционные методы ориентированы на индивидуальную работу. В деловой игре наиболее ярко проявляется коллективизм, дух корпоративности, коммуникабельность, вырабатывается коллективное мнение и в то же время способность отстаивать собственное мнение; в игре специальными средствами создаётся определённый эмоциональный настрой игроков, который даёт возможность существенно активизировать и интенсифицировать процесс обучения; активность учащихся в деловых играх проявляется ярко и носит продолжительный, а не эпизодический характер. Сама обстановка деловой игры заставляет её участников быть активными, сопереживать действию игры.
Принципиальное отличие деловой игры от других методов обучения состоит в том, что игра предполагает подачу материала в динамическом развитии, конкретная ситуация рассматривается во всем многообразии взаимосвязей с другими областями знаний.
Основными этапами разработки деловых игр являются: выбор объёма экономических знаний, которые должны быть усвоены в процессе игры, проблемы, решаемой в её ходе; разработка замысла и сценария игры; выбор и обоснование объекта игрового моделирования; разработка структуры деловой игры и игрового комплекса; разработка системы оценки деятельности участников игры; разработка технического обеспечения, дидактических и методических материалов, наглядных пособий и методики проведения игры; методика оценки эффективности игры.
Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.
Процесс игры связан с
приятными для детей