Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать сущность влияния игры на познавательную деятельность младшего школьника.
Объект исследования – игра в развитии младшего школьника.
Предмет исследования – повышение познавательной активной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью игр.
Гипотеза: предполагаем, что игра влияет на познавательную активную деятельность младшего школьника при целенаправленном ее внедрении в учебно-воспитательный процесс.
Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую основу познавательной деятельности младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»………………………………………………………………………..6
1.2.Роль познавательной активности в развитии младшего школьника...7
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста…12
Выводы по I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Игра – как одно из средств воздействия на познавательную деятельность младшего школьника……………………………………………….18
2.1. Игровая деятельность младших школьников……………………….18
2.2. Виды игр младшего школьника……………………………………...20
2.2.1.Дидактические игры……………………………………………….22
2.2.2.Развивающие игры………………………………………………...24
2.2.3.Деловая игра……………………………………………………….31
2.2.4. Подвижные игры………………………………………………….33
Выводы по II главе…………………………………………………………………34
Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте…………………..35
3.1.Подготовка и проведение констатирующего эксперимента………...36
3.2. Описание игр на развитие логического мышления у детей………...38
3.3. Проведение формирующего эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………………………….43
Выводы по III главе………………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые подвижные игры приближаются к спортивным. Они очень полезны для здоровья. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. 
 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Без игры нет и не может  быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Хотя игра в младшем  школьном возрасте, уже не является ведущей деятельностью, но должна присутствовать в учебно-воспитательном процессе.

Существует множество  различных видов игр в младшем  школьном возрасте. Все игры направлены на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических  функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного  к словесно-логическому, понятийному  мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Оно действительно преимущественно  конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действий с ними.

По мере овладения  учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений.

С развитием мышления связано возникновение важных новообразований  младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.

 

3.1. Подготовка  и проведение констатирующего эксперимента

Цель исследования: продиагностировать развитие логического мышления учащихся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: можно предположить, что применение игр на развитие логического мышления, поможет научиться детям логически мыслить, анализировать, сравнивать и т.п.

В исследовании принимали  участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, 15 детей из них 9 девочек и 6 мальчиков).

Диагностическая программа, целью которой было определение  и диагностика уровня развития логического мышления включила в себя следующие методики (см. Приложение 2):

 

Название методики

Цель методики

1

Методика «Исключение  понятий»

Исследование способности  к классификации и анализу.

2

Определение понятий, выяснение  причин, выявление сходства и различий в объектах

Определить степень  развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

3

«Последовательность событий»

Определить способность  к логическому мышлению, обобщению.

4

«Сравнение понятий»

Определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников


 

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента (см. Приложение 3)

Качественный анализ результатов констатирующего этапа  исследования.

Методика №1 «Исключение  понятий»

Обработка и анализ. В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 15 человек - 10 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. способны к классификации и анализу, 5 человек показали низкий уровень. Ученики которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

Вывод: результаты исследования показали уровень развития способностей у учащихся: 27% - высокий уровень, 33% - низкий уровень, 40% - средний.

Методика №2.

Обработка и анализ. В ходе проведения данной методики выяснилось что из 15 человек - 9 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими операциями мышления, как определения понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах, 6 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления.

Из результатов данной методики мы можем судить о степени  развитости интеллектуальных процессов  у учащихся: 13% - высокий уровень, 40% - низкий, средний - 40%, очень высокий - 7%

 Методика №3

Обработка и анализ. В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 15 человек - 13 справились с заданием (высокий и средний уровень, 2 школьника показали низкий уровень).

Таким образом, исходя из полученных результатов можно сделать  вывод, что ученики показавшие высокий  и средний уровень, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Результаты исследования показали нам степень развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 33% - высокий  уровень, средний - 54%, низкий - 13%

 Методика №4

Обработка и анализ. В ходе проведения данной методики выяснилось что из 15 человек - 8 выполнили задание, показав средний и высокий уровень, 7 человек не справились, показав низкий уровень.

Учащиеся, которые выполнили задание, обладают сформированностью операции сравнения.

В данной методике проводилось  два вида обработки результатов: качественный и количественный.

Учащиеся которые показали хороший результат по количеству, они так же хорошо, оценивая по качественному  анализу использовали родовые понятия и больше указывали сходства в задачах 2 и 3 групп, чем те кто показал низкий уровень.

Результаты данной методики показывают, что операции сравнения  владеют 27% учащихся, которые показали высокий уровень, так же 27% показали средний уровень, и 46% низкий уровень.

Таким образом, исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования можно говорить о том, что с детьми необходимо проводить логические игры, направленные на развитие логического мышления в целом.

 

    1. Описание игр на развитие логического мышления у детей

 

На развитие логического  мышления с детьми показавшим низкий и средний уровень (10 детей) были проведена серия следующих игр:

 

Лабиринты

Цель: задания на прохождение  лабиринтов помогало развивать у  детей, наглядно-образное мышление и способность к самоконтролю.

Инструкция. Детям предлагаются лабиринты разной степени сложности.

Инструкция помогите зверюшкам найти выход из лабиринта.

 

Загадки (См. Приложение 4)

Цель: Развитие образного  и логического мышления.

Инструкция: Детей нужно  разделить на 2 команды. Загадки читает ведущий. За правильный ответ команде  набавляется 1 балл. В конце игры подсчитывается количество баллов, у  какой команды их больше та и победила.

Тест «Логическое мышление» (см. Приложение 5)

Цель: развитие логического  мышления.

Инструкция:

В ряду записаны несколько  слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках  выбрать два слова, которые самым  тесным образом связаны со словами  за скобками.

После выполнения задания  подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.

Тест на логическое мышление.

Цель: развитие логического  мышления.

Инструкция. Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

Игра «Пословицы» (См. Приложение 6)

Цель игры: развитие образного  и логического мышления.

Инструкция: Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

Игра  «Ну-ка, отгадай!»

Цель: развитие логического  мышления и речи.

Инструкция: Дети делятся  на две группы. Первая группа тайно  от второй задумывает, какой либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предмета группы меняются местами

Игра «Лишняя игрушка».

Цель: Развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.

Инструкция: Дети и экспериментатор  приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делятся на две подгруппы. 1-ая подгруппа на 2-3 мин. Выходит из комнаты. 2-ая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех что принесли. При этом 2 игрушки должны быть «из одного класса», а третья из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посоветовавшись, берет «Лишнюю игрушку» - ту которая, по их мнению, не подходит. Если ребята легко справляются с 3 игрушками их число можно увеличить до 4-5, но не более семи. Игрушки можно заменить картинками.

 

Цель: развитие логического  мышления и речи.

Инструкция: Из группы детей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья.

Учитель имеет большую  коробку, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов. Водящий подходит к учителю и  берет одну из картинок. Не показывая  ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

 «Исключение лишнего слова» Цель: развитие операций мышления (выявление сходства и различий в объектах, определение понятий).

Инструкция: Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых  можно выделить общий признак. «Лишнее  слово» надо исключить. Нужно как  можно больше найти вариантов  исключающие «лишнего слова». Возможны варианты комбинаций слов (См. Приложение 7).

Относительно каждого  варианта необходима получить 4-5 и более  ответов.

 «Определи игрушки».

Цель: развитие логического  мышления и восприятия.

Инструкция: Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 мин. из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребенок должен жестами и мимикой показать какую игрушку, картинку он задумал. Водящий должен отгадать игрушку (картинку), выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят «Правильно» или «Неправильно».

Если ответ правильный, выбирается другой и водящий и  другой ребенок, который будет загадывать загадку. Если ответ неправильный, показать загадку предлагается другому ребенку.

 «Поиск предмета по заданным признакам»

Цель: развитие логического  мышления.

Инструкция: Задается определенный признак, необходимо подобрать как  можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Начинают с признака, отражающего внешнюю форму предмета, а затем перейти к признакам  отражающих назначение предметов, движение.

Признак внешней формы: круглый, прозрачный, жесткий, горячий и.т.д.

Самый активный ребенок, давший наибольшее кол-во правильных ответов становится победителем.

 «Дорисуй фигуры».

Цель: развитие мышления.

Инструкция: дорисуй недостающие  фигуры и закрась их. Помни, что один цвет и форма в каждом ряду повторяется только один раз. Закрась желтым карандашом все треугольники. Закрась красным карандашом все квадраты. Закрась, оставшиеся фигуры синим карандашом.

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте