Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать сущность влияния игры на познавательную деятельность младшего школьника.
Объект исследования – игра в развитии младшего школьника.
Предмет исследования – повышение познавательной активной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью игр.
Гипотеза: предполагаем, что игра влияет на познавательную активную деятельность младшего школьника при целенаправленном ее внедрении в учебно-воспитательный процесс.
Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую основу познавательной деятельности младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»………………………………………………………………………..6
1.2.Роль познавательной активности в развитии младшего школьника...7
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста…12
Выводы по I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Игра – как одно из средств воздействия на познавательную деятельность младшего школьника……………………………………………….18
2.1. Игровая деятельность младших школьников……………………….18
2.2. Виды игр младшего школьника……………………………………...20
2.2.1.Дидактические игры……………………………………………….22
2.2.2.Развивающие игры………………………………………………...24
2.2.3.Деловая игра……………………………………………………….31
2.2.4. Подвижные игры………………………………………………….33
Выводы по II главе…………………………………………………………………34
Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте…………………..35
3.1.Подготовка и проведение констатирующего эксперимента………...36
3.2. Описание игр на развитие логического мышления у детей………...38
3.3. Проведение формирующего эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………………………….43
Выводы по III главе………………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей.

Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорят, что «игра — дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. А. М. Горький писал, что игра — это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражают им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определенные действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают Родину от врагов, совершают героические поступки и т. п. Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде).

Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.

Две девочки сидят на скамеечке и увлеченно разговаривают:  
– Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая;               
– А что ты наденешь, ведь у тебя все платья старые? 
– Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшейте мне, пожалуйста, платье, какое было у Золушки! 
– Вы знаете, я могу сшить даже более красивое, такое, как у Марии в фильме...

Весь этот диалог на скамейке – самая настоящая игра, правда, игра очень высокого уровня. Психологически это означает, что девочки сумели реализовать игру в чисто вербальном плане, не совершая никаких действий (нет ни похода к портнихе, ни наличия ткани и т. п.).

Можно с уверенностью предположить, что они уже много  раз играли «в бал», «в портниху»  и другие сюжеты, имеющие отношение к их диалогу. Причем играли не так, как сейчас, сидя на скамейке, а особым образом двигаясь, разговаривая разными по интонации и по тембру голосами, привлекая как реальные предметы (мамины бусы или косметику), так и то, что могло изобразить особую ткань для бального платья. Другими словами, у них был большой опыт реализации сюжета или отдельных сюжетов, которые они теперь реализовали в диалоге. Если кратко сформулировать, что дает такой опыт детям, то можно сказать, что они оказываются способными работать с текстом игры. Если мы проведем мысленный эксперимент и попробуем представить, как будут играть эти же девочки на последующей стадии развития игровой деятельности, то увидим, что они, во-первых, будут надевать на себя какие-то другие одежды, которые, по их мнению, соответствуют даме, собирающейся на бал к королеве. Затем они будут долго «примерять» имеющиеся платья, чтобы прийти к выводу о необходимости пошива нового. После этого они пойдут выбирать ткань, дискутируя, какая именно ткань может считаться самой красивой, и т.п.

Концентрация внимания детей на тексте игры позволяет этот текст трансформировать, делая в нем различные акценты. Правда, тогда взрослый должен быть включенным в эту игру. Например, если он не участвует в диалоге двух подружек, то ни о каком учении речи быть не может. Если же он включился в этот диалог, то, конечно не сразу, но сможет поставить в такой игре некоторую учебную проблему: вот у него есть ткань, но он не знает, хватит ли ему на бальное платье; или – как узнать по часам, сколько времени осталось до полуночи? В отличие от детей, реально действующих в игре и нуждающихся в развернутой воображаемой ситуации, дети, способные вербализовать процесс игры (перевести игровые действия в словесный план), смогут в ней и с ее помощью научиться чему-то новому. Помимо всего, выделение текста в качестве отдельного компонента является основой для формирования письменной речи – одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой.

2.2. Виды игр  младшего школьника

            Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

   - игры, возникающие  по инициативе ребенка – самодеятельные  игры;

   - игры, возникающие  по инициативе взрослого, внедряющего  их с

     образовательной  и воспитательной целью;

   - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

 Каждый из перечисленных  классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра  экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно- образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр  включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры- забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке  игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Рассмотрим некоторые  виды игр детей младшего школьного возраста.

2.2.1. Дидактические игры

Виды игр для детей  очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

 К началу младшего  школьного возраста игровая деятельность  не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение,  внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать

внимание детской аудитории  зависит процесс обучения. Нами использовались игры, направленные на развитие различных аспектов внимания (см. Приложение 1).

            Для поддержания познавательной  активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школ используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм. В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Дети очень любят  разгадывать ребусы и кроссворды. Так, на одном из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в ребусе.

Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является

следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом. Например,

                                                        Змиа.

Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

 В процессе обучения  математике важно развивать у  детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий. Например,  цель дидактической игры «Логическое домино» заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким- либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Совершенствовать вычислительные умения поможет игра «Кормление рыбок». Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.            Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

 Дидактические игры  на развитие мыслительных процессов используются и на уроках природоведения. Например, игра «Овощи фрукты» имеет цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в  корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу, передает мяч и произносит: «Положи в корзину овощ»).

3-й ученик: Кладу морковь.  Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Игра «Каждому овощу  – его листву» состоит из двух наборов карточек:

1) с картинками овощей;

2) с гербарными листьями  этих овощей.

Необходимо быстро соединить соответствующий овощ и листву. 

Таким образом, использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.

 

2.2.2.Развивающие игры

Самым ответственным  периодом школьного детства является младший школьный возраст. Именно в  этом возрасте так высока восприимчивость к внешним событиям, следовательно, появляются большие возможности всестороннего развития.

Формы игры, существовавшие в раннем дошкольном детстве, теперь постепенно утрачивают свое развивающее значение и помаленьку заменяются обучением и трудовой деятельностью. Учение и трудовая деятельность имеют под собой определенную цель, в отличие от простой игры. Сами по себе игры для детей младшего школьного возраста становятся новыми. С большим интересом младшие школьники воспринимают игры, сопутствующие процессу обучения. Они заставляют думать, с их помощью можно проверять и развивать свои способности, привлекают возможностью посоревноваться со сверстниками.

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста способствуют самоутверждению и развитию настойчивости, развивает стремление к цели и успеху, разного рода мотивационные качества. В ходе развивающей игры ребенок совершенствует свои действия по прогнозированию, планированию, учится взвешивать свои шансы на успех и выбирать альтернативные пути решения задач.

Вся учебная деятельность в начальной  школе дает стимул, прежде всего, к  развитию психологических процессов, познанию всего окружающего мира – ощущений и восприятий ребенка.

Дети младшего школьного  возраста с большим любопытством познают окружающий мир, ежедневно  открывая для себя что-то новое. Восприятие не может происходить само собой, здесь так же важна роль воспитателя, который каждый день учит ребенка  умению не просто созерцать, а рассматривать, не только слушать, а прислушиваться. Учитель показывает что первично, а что второстепенно, приучает к планомерному и систематичному анализу окружающих объектов.

В процессе обучения  детское мышление претерпевает огромные изменения. Перестраивается все мировосприятие и память – этому способствует развитие творческого мышления. Очень важно грамотно влиять на этот процесс развития. Сейчас психологи всего мира определенно заявляют о качественном отличии детского мышления от взрослого, и что при его развитии, необходимо опираться только на знание и понимание особенностей каждого отдельного возраста. Мышление у малыша проявляется рано, всегда, когда перед ним возникает определенная задача. Она может возникнуть внезапно (придумать, например, интересную игру), или может исходить от взрослого специально для того, чтобы развить мышление ребенка.

Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте