Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать сущность влияния игры на познавательную деятельность младшего школьника.
Объект исследования – игра в развитии младшего школьника.
Предмет исследования – повышение познавательной активной деятельности в младшем школьном возрасте с помощью игр.
Гипотеза: предполагаем, что игра влияет на познавательную активную деятельность младшего школьника при целенаправленном ее внедрении в учебно-воспитательный процесс.
Исходя из поставленной цели, определения объекта и предмета исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую основу познавательной деятельности младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование познавательной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогическая основа понятия «познавательная деятельность»………………………………………………………………………..6
1.2.Роль познавательной активности в развитии младшего школьника...7
1.3. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста…12
Выводы по I главе…………………………………………………………………..17
Глава II. Игра – как одно из средств воздействия на познавательную деятельность младшего школьника……………………………………………….18
2.1. Игровая деятельность младших школьников……………………….18
2.2. Виды игр младшего школьника……………………………………...20
2.2.1.Дидактические игры……………………………………………….22
2.2.2.Развивающие игры………………………………………………...24
2.2.3.Деловая игра……………………………………………………….31
2.2.4. Подвижные игры………………………………………………….33
Выводы по II главе…………………………………………………………………34
Глава III. Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте…………………..35
3.1.Подготовка и проведение констатирующего эксперимента………...36
3.2. Описание игр на развитие логического мышления у детей………...38
3.3. Проведение формирующего эксперимента и анализ полученных результатов………………………………………………………………………….43
Выводы по III главе………………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 «Определения»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Инструкция: Ребятам предлагается два слова. Задача игры состоит в  том, чтобы придумать слово, находящееся  между 2 задуманных предметов и служит как бы переходным мостиком «между ними». Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например: «гусь и дерево». Переходные мостики лететь, (гусь взлетел на дерево), спрятаться (гусь спрятался за дерево) и.т.п.

 «Заглавие».

Цель: развитие мыслительного  анализа, логического мышления, и  обобщения.

Инструкция: Приготовьте  небольшой рассказ объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.

 «Поиск аналогов» (См. Приложение 8)

Цель: развитие умение выделить существенные признаки, обобщения, сравнения.

Инструкция: называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти  как можно больше предметов, сходимые с ним по различным признакам (внешние и существенные).

«Сокращение»

Цель: развитие умения выделять существенные и не существенные признаки, мыслительного анализа.

Инструкция: зачитывается короткий рассказ объемом 12-15 предложений. Участники игры должны передать его  содержание «своими словами» используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. Не разрешается допускать искажение смысла рассказа.

 «Способы применения предмета»

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как  можно больше способов его применению: Например: книга, автомобиль, помидор, дождь, желудь, ягода. Кто из ребят  наиболее активно участвовал и дал наибольшее кол-во верных ответов, становится победителем.

 Задача «Ломанная кривая»

Цель: развитие логического  мышления.

Инструкция: Попробуйте, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию, нарисовать конверт.

 

3.3. Проведение  формирующего эксперимента и  анализ полученных результатов

После проведения различных  игр на развитие логического мышления у учащихся 2-го класса, снова были проведены те же методики.

Результаты формирующего эксперимента представлены в сводной таблице. (см. Приложение 9 )

Качественный  анализ результатов контрольного этапа  исследований.

Методика №1 «Исключение  понятий».

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 10 человек - 8 человек выполнили задание  правильно, высокий и средний уровень, т.е. способны к классификации и анализу. 2 человека показали низкий уровень. Ученики, правильно выполнившие задания обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

Методика 2. «Определение понятий», выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах.

В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 10 человек - 7 показали достаточный уровень, справившись с заданием (высокий и средний уровень), т.е. обладают достаточным ступенью развития интеллектуальных процессов, 3 человека показали низкий уровень данных процессов.

Методика 3. «Последовательность  событий»

В ходе проведении данной методики удалось выявить, что из 10 человек все 10 справились с заданием, таким образом доказав что обладают способностями к логическому мышлению и обобщений.

Методика 4. «Сравнение понятий»

В ходе исследования выяснилось, что из 10 человек 7 человек справились с заданием, показав высокие результаты (высокий и средний уровень), т.е. обладают сформированностью операции сравнения, 3 человека не справились с заданием.

Вывод: Повторное прохождение методик «Исключение понятий» показало качественное улучшение в развитии логического мышления у учеников.

Повторное прохождение  методики «Определение понятий» показало качественное улучшение в развитии интеллектуальных процессов.

Повторное прохождение  методики «Последовательность событий» показало качественное улучшение в  способностях к логическому мышлению и обобщениям.

Повторное прохождение  методики «Сравнение понятий» показало качественное улучшение в развитии операции сравнения.

Исходя из результатов  приведенных выше сводных таблиц, можно наглядно в виде диаграммы  показать эффективность использования игр при развитии логического мышления

До                                                   После

1% - очень высокий

1% - очень высокий

39% - высокий уровень

39% - высокий уровень

27% - средний уровень

45% - средний уровень

33% - низкий уровень

15% - низкий уровень


 

 

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего эксперимента можно говорить о том, что игры (в данном случае логические) способствуют улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по III главе

Проведенные нами исследования показывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере логически мыслить. Для того чтобы повысить уровень мышления мы провели серию логических игр.

В результате после повторного проведения методик мы получили лучшие результаты.

Поставленную цель мы достигли, гипотезу доказали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время  школа нуждается в такой организации  своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени  определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального  развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Развитие личности –  есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения  их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Современные условия  и тенденции совершенствования  организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников в целях эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности и т.д. Вместе с тем большинство педагогов сегодня имеют в своем распоряжении достаточно пестрый, неупорядоченный игровой арсенал и не ставят перед собой задачу конструирования целостных. Четко ориентированных и адресных игровых программ, хотя определенные наработки в этом направлении, безусловно, имеются. В связи с этим важно, чтобы педагог не только умел достаточно объективно оценить ресурс готовых, уже апробированных игровых программ и адаптировать их к условиям своего класса, но и мог самостоятельно создавать игровые программы в соответствии с потребностями образовательной практики и особенностями развития своих учеников. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Исследование показало, что игры активизируют познавательную деятельность. Поставленную перед нами  цель и задачи мы выполнили, а гипотезу доказали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. / Г. С. Абрамова. - М., 1995.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.. 1997.
  3. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось- 89», 2000.
  4. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 1989.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1983.
  6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1984.
  7. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1999.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
  9. Коротков И. М. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физ. культуры. - М.: Просвещение, 1999.
  10. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990.
  11. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989.
  12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
  13. Мир детства: младший школьник. – М., 1998.
  14. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования //Психологическая наука и образование, 1998. -  №3-4. - С. 38-46.
  15. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999.
  17. Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Российской академии образования. - М., 1999.
  18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1997.
  19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.
  20. Шмаков С.А. Игры учащихся -феномен культуры. М., 1994.
  21. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.
  22. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997.

1 Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – С.235.

 

 

2 См.: Там же.- С.237

3 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995. – С.56.

4 Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.- С.76.

5 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995. – С. 95.

6 См.: Там же. – С.105.

7 Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М., 1998. – С.99.

8 Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. – М., 2003. – С. 127.

9 Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.: Институт практической психологии, 1997. – С.56.

10 Гезелл А. Умственное развитие ребенка. – М., 1989. – С.341.

11 Абрамова Г.С.  Практикум по возрастной психологии. – М.. 1998. – С.175.

12 Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М., 1998. – С. - 67.


Информация о работе Опытно – экспериментальное исследование развития мышления с помощью использования игр в младшем школьном возрасте