Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Глава
2. Опытно-экспериментальная
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54
Приложения 55
-3-
ВВЕДЕНИЕ
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия, и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения.
В дошкольные годы под руководством взрослых, ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к людям, сверстникам, вещам, природе, усваивают моральные нормы. Развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под „нажимом" взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно.
Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Положительное эмоциональ-
-4-
ное состояние — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.
Ю.Е.Волков и Г.П.Алексеев утверждают, что нельзя надеяться на автоматизм формирования нравственных чувств, необходима кропотливая воспитательная работа.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В детском возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
В.И.Истомин, В.И.Устименко, Д.Н.Узнадзе рассматривают своеобразие игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Проблемой игры детей дошкольного возраста и изучением теории занимались Р.П.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.П.Усова, Р.И.Жуковская, А.В.Чернов, Р.А.Иванкова и другие.
Говоря об игре, как о ведущей деятельности ребенка, следует иметь в виду дидактическую игру.
Л.Ф.Островская утверждает, что дидактическая игра является важным видом деятельности, а так же средством формирования моральных чувств, представлений; нравственных поступков и культуры поведения.
А.И.Сорокина уделяла большое внимание дидактическим играм в детском саду, издала пособие для детей старшей группы.
Ученые Н.М.Щеглова, М.А.Аксарин, опираясь, на труды Е.И.Тихеевой, Г.М.Ляминой, Р.Я.Лехтман и др. проводили исследования
-5-
в данной
области, которая
способствовала у детей
дошкольного возраста в дидактических играх формированию нравственных чувств.
Такие ученые как, Л.Меренков, Л.Буйлова, Н.Кленова говорят о гуманизме. В основе, которого лежит убежденность и безграничность возможностей ребенка и его способностей к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве ребенка на счастье, о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть непосредственной целью общества.
К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка.
По мнению В.П. Зинченко формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста требует особого исследования, которое позволило бы „уловить" все грани проблемы.
В игре ребенок познает окружающий мир, развивает мышление, чувства, волю, формирует взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
Дидактическая игра позволяет воссоздать деятельность, которая выходит далеко за пределы личной практики ребенка.
Россия уже более 10 лет пребывает в состоянии поиска нового для себя пути развития. Отсюда - неустойчивость в нравственности, морали.
Дети познают знания, но большинство родителей эти знания в домашних условиях не формируют, В связи с этим усложняется механизм качества формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста, так как многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей дошкольного возраста.
Из выше сказанного вытекают противоречия, которые требуют необходимости проведения исследования в этой области.
-6-
Тема исследования: "Дидактическая игра как средство формирования нравственных чувств дошкольников".
Проблема: Доказать влияние дидактических игр на формирование нравственных чувств у старших дошкольников.
Цель: Решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования нравственных чувств у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс дидактических игр, направленный на формирование нравственных чувств старших дошкольников.
Гипотеза: формирование нравственных чувств старших дошкольников будет протекать эффективно, если целенаправленно и систематически использовать комплекс дидактических игр, в основе которого положен механизм формирования нравственных чувств старших дошкольников.
В соответствии с гипотетическим предположением, целью, объектом, предметом исследования были выдвинуты следующие задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2.Раскрыть понятие, сущность и содержание нравственных чувств старших дошкольников.
3.Выявить
критерии и уровни
4.Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, влияющих на процесс формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста.
Методологической и теоретической основой нашей опытно-экспериментальной работы являются исследования А.В. Запорожца, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, Е.А. Аркина по проблеме формирования нравственных чувств в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
-7-
При решении
цели и задач исследования нами были
использованы следующие методы исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
На 1 этапе: с 10.01.2004 — 10.02.2004г.г. была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, определена проблема, цель, задачи исследования, гипотетическое предположение.
На 2 этапе: с 10.02.2004 - 10.08.2004г.г. была организована опытно-экспериментальная работа. Разработан комплекс дидактических игр, направленный на формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
На 3 этапе: с 10.08.2004-10.11.2004г.г. были систематизированы и обобщены данные опытно-экспериментальной работы. Оформлена выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Базой исследования является дошкольное образовательное учреждение №4, г.Ноябрьск ул.Зеленая 154.
-8-
Глава.1. Теоретические основы формирования нравственных чувств
старших дошкольников
1.1.
Проблема формирования
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. [38, с.10]
Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. [50, с.280]
Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственная норма.
Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом.
Мораль —это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания т.к. человеку присущи свои особенности духовного склада, чувства, переживания. [50, с.281]
С философской точки зрения мораль-это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль.
Важным в воспитании нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий и нравственных
-9-
чувств. Нравственное сознание - это отражение в сознании человека
принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и суждений.
Нравственные понятия - это понятия, в которых отражаются существенные стороны нравственных отношений, т.е. отношений человека к другим людям и к обществу.
Развитие нравственных понятий тесно связано с формированием нравственных чувств и возможно только в коллективе, через коллектив, так как только жизнь в коллективе дает возможность усвоить опыт нравственных взаимоотношений между людьми.
Нравственным чувствам уделяли большое внимание философы: Демокрит, Аристотель, Бекон, Христиан Вольф считали, что именно упражнения, регулярно повторяющие способны формированию нравственного характера качества поступков, изнутри побуждающие всегда поступки „как должно" (Демокрит), „наилучшим образом" (Аристотель). [7, стр.18].
Для достижения цели педагог воспитатель должен таким образом организовать учебу, практику и разные виды деятельности, чтобы дети могли закреплять и формировать моральные качества.
Л.Н. Москвичев отмечает, что еще не все нравственные проблемы достаточно раскрыты. При исследовании эффективности формирования нравственных чувств нельзя полагаться только на результативность воспитательных мероприятий. Необходимо учитывать и объективные условия и факторы, воздействующие на воспитуемого. Ребенка невозможно воспитать за раз. [3, с. 105]
Отечественные исследователи игры (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец В.С. Мухина) выявили ее воздействие на нравственное значение ребенка.
В экспериментах Е.В. Субботского сравнивались два стиля дошкольников: бескорыстное отношение к товарищам и проблематический по принципу „ты мне - я тебе". Результаты показали, что первый стиль соз-
-10-
дает условие для формирования внутренних моральных инструкций,
становление совести, а второй стиль приводит к актуализации нравственного поведения при наличии прямого поощрения или в присутствии „социализаторов" - взрослых или старших детей.