Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа
Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54
К. Кольбер основатель центра по формировании нравственных чувств рассмотрел процесс морального развития и пришел к мнению, что все человеческие поступки сопровождаются страхом , стыдом или виной, это позволяет рассматривать их в качестве универсальных регуляторов социального поведения [ 9, с. 31]
В исследованиях Е. В. Субботского, О. В. Филлипповской (1982), у большинства детей дошкольного возраста вербальные и реальные планы поведения совпадают, т.е. ребенок придерживается поведения на словах, реализуя его на деле. Однако часто дети (с трех лет) объявляя, себя правдивыми на словах, могут обманывать. На поведение ребенка может оказать влияние рассказ, герой которого нарушает моральную норму.
По результатам Г. Н. Авхач (1981) нравственное суждение дошкольников проявление правдивости (лживости) в ситуации двойной мотивации зависит от позиции ребенка по отношению к норме „правдивость".
Проявление правдивости и лживости зависит от стиля общения ребенка со взрослыми, сверстниками. [9, с.77]
Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают в сжатой, краткой форме установку или правило, что такое хорошо и плохо.
Общение детей в детской среде включает в себя всю группу человеческих чувств, т. е. взаимопонимание, сочувствие, сострадание, отзывчивость, сопереживание, содействие, достоинство, долг, ответственность, отзывчивость. Рассмотрим эти понятия:
Сострадание, жалость к другому, жаль по кому - либо, соболезнование, сочувствие, симпатия. [16, с.280]
-11-
Сочувствие - взаимная дружба, признание, любовь, расположение, влечение, сострадание, симпатия, одинаковые чувства с кем-либо.
Содействие — помощь, поддержка в чем-либо. [54, с. 387]
Сопереживание - переживание вместе с кем-либо, разделять чьи-либо переживания.
Сострадание — чувство жалости, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем, переживать вместе с кем-либо, разделять чьи-либо переживания.
Достоинство — сознание своих человеческих прав своей моральной ценности и уважение их в себе.
Долг - обязанность перед кем-либо.
Ответственность — обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п.
Отзывчивость т. е. отзывчивый - быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы и т. п., всегда готовый помочь другому. [55, с.679]
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное гармоническое формирование чувств.
Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Потребность - одна из движущих основ нашей жизни. Потребности рождают желания. Если у ребенка не сформируют дисциплину желаний, он никогда не будет по-настоящему счастлив, всегда ему чего-то будет недоставать.
Потребности влияют на поведение, на образ жизни ребенка, на его моральный облик. Ф. Шиллер уже 200 лет назад сказал: „Самая настоящая потребность времени — развитие способности чувствовать ... потому,
-12-
что она служит средством к внедрению лучшего понимания ....
Чем больше впечатлений, тем она подвижнее, тем большей силой и глубиной будет обладать его личность, тем большую свободу приобретет его разум".[9, стр. 11]
Формированию нравственных чувств в истории русской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников, и чутко реагируют на различные проявления не доброжелательности к ним.
В современной педагогике особенно большое внимание вопросу формирования чувств ребёнка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет формировать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других.
Одним из важнейших условий успешного формирования нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин .[11, с. 7]
Проблемой формирования гуманных чувств и отношений занимались Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова, И. С.Дёмина, Л. А. Князева, Л. П. Стрелкова и др.
Великий Л. Н. Толстой утверждал: „Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра." [24, стр. 33].
Формирование нравственных чувств обусловлено тем, что оно является стержнем приобщения ребенка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это и составляет суть культуры.
Ученые, педагоги и философы А.В.Меренков, Л.Н.Буйлова и Н.В. Кленова считают, что нравственные чувства могут стать эффективными тогда,
-13-
когда они строятся на выработке у ребенка в определенной последовательности основных элементов механизма, который включает в себя следующее:
Из выше сказанного, мы видим, что педагоги-классики придавали огромную роль нравственности, нравственным чувствам в формировании личности.
Таким образом, нравственные чувства играют в жизни детей важную роль. Формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста сводится к тому, чтобы дети стремились быть добрыми, правдивыми, справедливыми становились для человека источником наслаждения и радости.
-14-
Решая проблему исследования необходимо определить сущность,
содержание и механизм формирования нравственных чувств у старших дошкольников.
-15-
1.2. Сущность, содержание и механизм формирования нравственных чувств старших дошкольников
Дети дошкольного возраста способны не только различать плохие и хорошие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребенка. Воспитатель должен обращать особое внимание на то, насколько искренни поступки детей. Например, мальчик просит прощение за совершенный проступок. Просьба его может быть искренней: мальчик осознал свой проступок и ему стыдно. Но он может просить прощение и по другой причине — чтобы быстрее избавиться от наказания. В этом случае ребенок твердит: „ Больше не буду..." [11, с. 17]
У детей необходимо вызывать жалость и сочувствие к тем, кто пострадал от лжи. Постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло. В своих беседах с детьми воспитатель должен подыскивать слова, образные выражения, обращая внимание на такие случая из жизни, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробуждать их совесть, стыд, вызывать радость, восхищение и т.п. Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые формируют у них нравственное сознание. [11, с. 19]
Формирование у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т.п.). Важно, чтобы педагог формировал у детей способность устанавливать причинно - следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Почему ты поступил так, а не по-другому?
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко
-16-
всему живому должна быть целенаправленной, систематической.
При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребёнку сведений.
Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятие "доброта", "честность", "справедливость", осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщённое понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.
Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.
Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т. п.? Воспитатель должен видеть каждого ребёнка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьёзного нарушения детьми общепринятых этических норм, наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных
-17-
произведений можно правильно судить о том, каковы же их
представления о морали.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянно кропотливой работой взрослых над формированием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают не правильно; в другом — поступают как будто бы правильно, но поступки их своекорыстны, фальшивы; в третьем — поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушны к поведению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого — формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о формировании нравственного сознания ребёнка и поэтому, прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребёнок тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели. Понимание внутренних субъективных причин различных поступков — ключ не только к справедливому разрешению противоречий, ссор, обид, возникающих между детьми, но путь к сокращению числа детских конфликтов.
Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, формированию чувств, правильному поведению. [11, с.20]
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействием. Ребенок придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым и двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом об-
-18-
ществе. Однако, путь этот очень долог, не всегда эффективен и не
обеспечивает глубины в освоении морали.
Поэтому, роль взрослого как „социального проводника" очень важна и ответственна.
Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адоптация к человеческому миру состояла и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающиеся качества.