Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Исследования отечественных психологов и педагогов Аксарина Н.М., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Флериной Е.А. и других ученых показывают, что детство характеризуется большими возможностями для формирования нравственных чувств детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует формированию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных чувств.
Для формирования нравственных чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет формирование у него эмоционально-положительного отношения к окружающим.

Содержание работы

Введение ..3-7
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных чувств старших дошкольников
Проблема формирования нравственных чувств в психолого-
педагогической литературе 8-14
Сущность, содержание и механизм формирования нравственных
чувств старших дошкольников ...15-23
Средства формирования нравственных чувств детей старшего
дошкольного возраста. ..24-28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру
Выявление уровня сформированности нравственных чувств
старших дошкольников 29-3 5
Комплекс дидактических игр и их влияние
на формирование нравственных чувств старших дошкольников....36-46
Заключение. .47-48
Литература ........49-54

Файлы: 1 файл

ВКР Дидактическая игра как средство формирования нравственных чувств дошкольников.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

          Дети с высоким уровнем в ходе работы были активны. Первым предлагались варианты узора, контролировали работу партнера по взаимодействию, при отсутствии от задуманного, исправляли, ошибки первыми брали карандаши нужного цвета, работали быстро, рисунки выполняли аккуратно, закончили в паре первыми . После завершения работы помогли закончить рисунок, своему партнеру (брали карандаши и докрашивали оставшийся узор).

      У 10 детей в ходе исследования был выявлен средний уровень. Дети в ходе были мало активны, при обсуждении рисунка не принимали активного участия, во всем соглашались с партнером, работа выполнялась аккуратно, но допущены ошибки в ходе деятельности, исправляли с помощью партнера, работу в паре заканчивали последними.

В процессе наблюдения, у шести детей был выявлен  низкий результат,

       Даша Л. начинала работу, не договариваясь с партнером, но взаимодействовала. При рисовании не обращала внимания на советы другого ребенка.

     От партнера пыталась закрывать рисунок рукой, поэтому ее партнер постоянно заглядывал ей через плечо, в середине работы пыталась советоваться, работу выполнила небрежно. Ваня У. молча слушал своего партнера по взаимодействию, начинал рисовать медленно,

 

-34-

больше отвлекался (смотрел в окно, на других детей). Рисовать продолжал после советов и рекомендаций других детей. Свою работу не заканчивал, дорисовывал рисунок партнер по взаимодействию. Остальные четверо детей допустили аналогичные ошибки.

По завершению двух методик констатирующего эксперимента мы определили уровень нравственных чувств каждого ребенка по разным уровням.

Высокий уровень. Взаимоотношение со сверстниками носят  в основе положительный характер. Дети овладевали навыками сотрудничества и активно их использовали, по мере необходимости вносили свои предложения, которые в большинстве случаев сверстники принимали, высказывали свое мнение, задавали вопросы, обращались за помощью и сами помогали, при согласованных действиях они занимали активную позицию, стремились восстановить процесс деятельности, как правило, умели отстаивать свое мнение. Обычно прислушивались к мнению сверстников,  соглашались, если он   предлагал       более правильное. Ориентировались во внешней ситуации общения.

Средний уровень. Дети способны обращаться за помощью, предлагали свою, задавали вопросы. Но самостоятельно не могли отстаивать свое решение, легко поддавались влиянию инициативных детей. Характер взаимоотношений чаще положительный, способен сопереживать и сочувствовать, поставить себя на место других.

Низкий уровень. Инициатива совсем не проявлялась, участие  в общем, обсуждении возникающие вопросы ограничивались выражением согласия, робкими просьбами о помощи. Дети легко подчинялись более инициативным товарищам, никогда не возражали. Установив контакт с партнером короткий, непродолжительный, не ориентировались во внешних ситуациях общения.

    В результате констатирующего эксперимента 4 ребенка показали высокий уровень сформированности нравственных чувств, что составляет 20%; у 10 детей (50%) нами был установлен средний уровень, у 6 детей

 

-35-

(30%) низкий  уровень, /см. таблица 2. Приложение 2./

Сравнительная круговая диаграмма по двум методикам  в процентах:

 


   высокий       средний        низкий      


 

Это дало основание  для проведения формирующего эксперимента.

 

-36-

2.2. Комплекс дидактических игр и  их влияние на    формирование нравственных чувств старших дошкольников

II этап эксперимента проводился на базе детского сада №4 г. Ноябрьск, ул. Зеленая 154.

Цель: сформировать более  высокий уровень нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте принимали участие 20 детей старшей  группы: 10 детей экспериментальная группа, 10 детей - контрольная группа.

В работе с  детьми контрольной группы комплекс дидактических игр для формирования нравственных чувств не применялся.

Комплекс  дидактических игр включал 3 этапа, в основу которых был положен механизм формирования нравственных чувств:

  • дидактические игры, направленные на передачу знаний и представлений детей о нравственных чувствах и поступках.
  • дидактические игры, направленные на мотивацию для приобретения 
    соответствующего нравственного чувства.
  • дидактические   игры,   направленные на формирование конкретных 
    нравственных чувств.

Все дидактические  игры построены   по единой схеме:

  • постановка цели и задачи игры,  создание эмоционального настроения;
  • игровая деятельность;
  • эмоциональное заключение.

Таким образом, формированию нравственных чувств способствовала организация игровой деятельности, где каждый ребенок имел возможность проявить себя в роли ведущего. Для этого мы использовали разнообразные приемы: выбор детьми роли ведущего по желанию, игра детей в парах, решение дидактических задач из ряда серий, самостоя-тельно     закончить     рассказ     по   картинкам и   т. п. Дадим короткое

описание  дидактических игр.

-37-

1этап:

направлен на передачу знаний и представлений  детей о нравственных

чувствах  и поступках.

Дидактическая игра    1 „Раздели поровну".

Дидактическая задача: Учить детей быть отзывчивыми, не жадными. Развивать чувства товарищества, сочувствие, дружеские отношения. Воспитывать желание поделиться с товарищем и взрослым.

Игровое правило. Ребенок должен разделить мысленно по количеству детей апельсин, две конфетки, маленькую шоколадку, три вафли, два яблока, большую шоколадку.

Игровые действия. Ребенок должен разделить еду  на четырех, шести детей.

Ход игры. Все  вы любите вкусные сладости и хотите их принести в детский сад. Но все мы с вами знаем, что если принесли их в садик следует не дразни, а поделиться дружески. Представьте, что вы принесли апельсин, две конфетки и т.д. Как вы поступите в этой ситуации. Дети рассматривают на столе картинки и выбирают кто, что принес, а затем начинают делить. Воспитатель, оценивает каждого ребенка и самого сочувственного, награждают призом.

Дидактическая игра  2 „Как поступить".

Дидактическая задача: Учить быть детей заботливыми  по отношению друг к другу. Развивать желание выражать добрые чувства, речевое общение. Воспитывать внимание.

Игровое правило. Уметь объяснить свой выбор картинки. По достоинству оценивать помощь сверстника.

 

-38-

Игровое     действие.     Оказать   необходимую помощь.

Ход игры. Сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных. Воспитатель начинает игру стихами, пословицей по теме, игры, например:

„одному не под  силу - зови товарищей", „все силы отдай , а друга в беде выручай". Дети, выбрав сюжетную картинку, ищут им нужную среди предметных. Когда картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют друг у друга правильность выполнения задания, обсуждают, почему они выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами. Игра повторяется. В конце игры воспитатель оценивает играющих детей.

Дидактическая игра   3. „ Кем быть".

Дидактическая задача: Учить детей оценивать  результаты труда взрослого. Формировать привычку бережно обращаться с вещами. Воспитывать в детях чувство благодарности к тем, кто создает столь необходимые вещи.

Игровое правило. Интересно рассказать о предмете. Помогать друг другу.

Игровое действие. Выбрать нужную и интересную профессию.

Ход игры. Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель в центре, на столе предметные картинки. Воспитатель предлагает выбрать по желанию картинку с профессией. Далее, дети подбирают картинки к профессии, которую они выбрали, т.е. например, повар - предметы: посуды, овощи и т.п. и т.д. Составляют рассказ, почему именно эта картинка относится к данной профессии. Как нужно пользоваться предметами и где хранить. Можно ли принести вред неправильно обращаясь с предметами быта и другими вещами.

 

-39-

Дети   составляют   рассказ   из   домашней    обстановки,    как    они

закрепляют  чувство благодарности дома, в  детском саду. В конце игры воспитатель оценивает каждого ребенка, делает вывод по игре.

II этап:

направлен на мотивацию для приобретения соответствующего нравственного

чувства.

Дидактическая игра  4.   „Что не соответствует в картинке".

Дидактическая задача. Учить детей видеть и рассуждать логически. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать управлять своими эмоциями.

Игровое правило. Что здесь не соответствуете картинке.

Игровое действие. Ребенок должен подобрать картинку соответствующую, например, у коровы лапы собаки. Что здесь не соответствует?

Ход игры. Игра по 2 человека. Дети сидят рядом. Воспитатель предлагает назвать любимые его игрушки. Дети называют по очереди, сначала один, затем другой. А что будет, если ваша игрушка изменит свой облик, что с вами будет тогда. Вот и в игре случилось не счастье, давайте поможем разобраться животным. Сначала один находит не соответствие, затем другой. Оценивают друг друга.

Воспитатель оценивает адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки.

Дидактическая игра  5 „Комната смеха".

Дидактическая задача. Учить детей всегда быть жизнерадостными и дарить радость окружающим. Развивать веселое настроение у себя и товарищей. Воспитывать уважение к окружающим, быть отзывчивым и ответственным.

 

-40-

Игровое правило. Создать веселое настроение себе и товарищу. Игровое действие. Один из детей берет на себя образ зеркала, а другой показывает мимикой и жестами разные движения. Первый ребенок должен повторить за вторым его движения.

Ход игры. Воспитатель  спрашивает у детей: „Вы бывали в  комнате смеха?", ответы детей. Что вы там делали? Ответы детей. А вот сейчас представьте, что вы снова пришли в комнату смеха. Вам предстоит поднять настроение себе и своему товарищу. Дети мимикой изображают настроение, которое вызывает смех, радость. Оценивают, себя и товарища у кого лучше получилось поднятия хорошего настроения. Воспитатель оценивает каждого ребенка.

Дидактическая игра  6 „Опиши настроение".

Дидактическая задача: Учить детей быть внимательными. Развивать наблюдательность, речь, мышление. Воспитывать эмоциональный настрой детей.

Игровое правило. Определить, какое настроение у гномика.

Игровое действие. Ребенок рассказывает о настроении гнома, затем показывает его воспитателю, глядя в зеркало.

Ход игры. Воспитатель  предлагает вспомнить ребенку, когда  ему было плохо, как он поднял себе настроение или товарищу. Приводит свой пример. Ребенок рассматривает настроение гнома, рассказывает о нем, и как он исправил бы его в положительную сторону. Затем дается оценка ребенку воспитателем. Подсчитывается число верных ответов.

III этап:

направлен на формирование конкретных нравственных чувств.

Дидактическая игра   7. „Составь рассказ по картинке".

 

-41-

Дидактическая  задача:   Учить   детей быть усидчивыми. Развивать

внимание, речь, логику мышления. Воспитывать у детей  навык давать моральную оценку.

Игровое правило. Внимательно рассмотреть картинку.

Игровое действие. Составление рассказа по картинке и дать моральную оценку.

Ход игры. Воспитатель  рассказывает случай происшедший с  ней в автобусе, и просит оценить действие мальчика. Предлагает детям вспомнить свои, тем самым переходим к игре . В конце игры воспитатель дает оценку детям, дети оценивают друг друга.

Дидактическая игра  8. „Я - взрослый".

Дидактическая задача: Учить детей, представлять, какими они будут, когда вырастут. Развивать фантазию, воображение, грамматически правильно строить свой рассказ. Воспитывать навыки по формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Игровое правило. Дети представляют себя, что они повзрослели и стали воспитанными, культурными детьми, т.е. умеют сочувствовать другим, ответственны и т.п.

Игровое действие. Дети закрывают глаза и вырастают взрослыми, представляют ситуации, где они поступают нравственно. Затем дети представляют, каким они видят его, когда он вырастет большим.

Ход игры. Дети сидят полукругом, воспитатель в  центре. Каждый из вас дети, должен закрыть глаза и представить, что вы повзрослели. Какими вы себя видите?: ответственными, отзывчивыми, чувствительными и т.п. По сигналу воспитателя дети открывают глаза и по желанию начинают рассказывать о себе. Затем кто-то из детей рассказывает, каким он видит его взрослым. В конце воспитатель оценивает детей

Дидактическая игра   9. „Перескажи сказку".

 

-42-

Дидактическая   задача:   Учить   детей      пересказывать      знакомые

сказки. Развивать  речь, память. Воспитывать любовь к  сказкам, уметь сочувствовать и сопереживать вместе с ее героями.

Игровое правило. Выбрать по желанию любую иллюстрацию  из сказки.

Игровое действие. Дать оценку отрицательного героя и  как бы он поступил на его месте.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных чувств дошкольников через дидактическую игру